МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»

НАДЕЖДА ИЛЬИНА
Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»

Конспект НОД в старшей группе

Задачи: развитие интереса к прошлому своего края, расширение представлений о видах народных кукол.

Цель: познакомить с элементами быта русской избы (печкой, глиняной посудой, с историей происхождения, видами народных кукол;

развивать связную речь детей;

воспитывать уважение к истории своего народа;

активизировать в речи слова: русская печь, печник, горшок, кукла деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная. ;

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах

прививать интерес к обычаям гостеприимства, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;

закреплять правила безопасного поведения в обращении с печкой;

развивать двигательную активность.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме «Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, экскурсия в городской краеведческий музей, чтение русских народных сказок, организация и проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Кострома» и др.)

Материалы: макет печи, березовые дрова, полено, полено одетое в юбку и косынку, глиняная посуда (горшок, миска, чашка, куклы из глины, аудиозапись «Танец кукол», подушка набитая соломой, соломенная кукла, тряпичная кукла, люлька, кукла - оберег, мнемотаблица, пирожки.

Взаимодействие с родителями: беседа «Расскажите детям о жизни прабабушек и прадедушек», почитайте детям пословицы и поговорки о русском быте.

Планируемый результат:

-дети узнали элементы быта русской избы (печка, глиняная посуда)

-виды народных кукол (деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)

Ход мероприятия.

Звучит музыка, в музей, детского сада, заходят дети.

Воспитатель: Здравствуйте, проходите гости дорогие. Милости прошу в мою светлую горницу. Для дорогих гостей и двери настежь.

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому.

Воспитатель: Проходите, садитесь за стол, угощайтесь пирожками, чаем из самовара (дети садятся и пьют чай).

Дети: Какие вкусные у вас пирожки.

Воспитатель: Пирожки испекла для вас моя печь. Давайте подойдем к печи поближе. Садитесь на лавки, посидим рядком да поговорим ладком.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Дети: Печка!

Воспитатель: Правильно это печь. А кто мне скажет: «Для чего нужна печь?» (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Человек, который умел класть печь,- печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных, раньше даже мылись. На печи можно было спать на лежанке.

А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Зимой в мороз даже кур под печкой держали

- А вы знаете, как разговаривали с печкой в старину? (Нет) Тогда вставайте и повторяйте за мной:

Ой, ты печка-сударыня (Поклон в одну сторону)

Помоги нам, боярыня (Поклон в другую сторону)

Ты свари, испеки

Обогрей, освети (Потираем плечи)

Кости грей и спаси (Потягиваемся, как при просыпании)

В дом богатство неси! (Разводим руки в стороны кверху ладонями)

Воспитатель: Загадки про печь вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! В печке не только готовили, но еще благодаря ней отапливались избы наших бабушек. Давайте с вами растопим нашу печь, чтобы нам не замерзнуть (каждый ребенок кладет по одному полену в печь, а у воспитателя остается полено в руках).

Воспитатель: Ребята, а можно вам самим без взрослых разжигать огонь? (ответы)

Правильно! Огонь горячий, обжигает. От его ожогов очень больно, поэтому к огню подходить без взрослых нельзя!

Воспитатель: Дети, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено). Правильно! Полено. А можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель: (заворачивая полено, рассказывает)

- Давным-давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки делали из разного материала и делали в каждой семье сами. В народе считалось, что кукла принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот у меня в руках деревянная кукла. С такими куклами играли в давние времена, их дети не разбрасывали, а хранили в сундуках.

- Как называется кукла, сделанная из дерева?

Дети: Деревянная!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, сколько еще интересных предметов находится у нас в избе. Вот обратите внимание, что стоит на полках? (Ответы детей)

Воспитатель: А кто мне скажет, как это называется одним словом?

Дети: Посуда!

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, из чего сделана эта посуда? (Ответы детей)

Воспитатель: Посуда сделана из глины. В давние времена люди делали посуду из глины, потом обжигали для прочности в нашей чудо - печке.

Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.

- Ой, ребята смотрите, что я нашла на полке! Что это?

Дети: Кукла!

Воспитатель: Правильно! А как вы думаете, из чего она сделана?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Как называется кукла, сделанная из глины?

Дети: Глиняная!

Воспитатель: Красивые куклы? Но вот обидно, что с этими куклами сейчас не играют, а служат они для украшения комнат, так как они очень хрупкие.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам представить, что вы куклы.

Давайте мы с вами превратимся в кукол

Физкультминутка (дети импровизируют движения кукол)

Дети: А на печи, лежит еще одна куколка.

Воспитатель: Эта кукла из соломы. В далёкие времена дети играли в соломенные куклы. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкая, блестящая, а затем скручивали, перевязывали ленточками, украшали (дети рассматривают её.)

Воспитатель: Прошло много лет и люди придумали новую куклу - тряпичную. Но что-то я её нигде не вижу, а вы ребята? (воспитатель подходит к колыбели и находит ее там)

- Скорей сюда! Я её вот где нашла, спит она, не слышит нас, а ведь мы пришли к ней (воспитатель берет её в руки). Из чего она сделана? Как вы думаете (ответы детей).

Воспитатель: Кукла, сделанная из лоскутков ткани, называется тряпичной.

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем куклу, я буду делать, а вы будете мне помогать. (воспитатель вместе с детьми делает тряпичную куклу «Отдарок- на- подарок»).

Воспитатель: Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь и вы сможете подарить своим родителям куколку.

Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали, в какие куклы играли раньше. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди такую же» (с использованием мнемотаблиц).

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Проект «Игровая народная кукла» Название проекта «Игровая народная кукла» Тип Творческо-информационный Участники Воспитатель и дети старшей группы Масштаб краткосрочный.

Проект «Куклы»Проект «Куклы» Хочется поделиться тем, как проходил проект " Куклы" в нашей группе. Цель проекта: приобщить детей к русской культуре, развивать ретроспективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 08:42
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД