Папки-передвижки

Культура педагогического общения

Татьяна Ковалева
Культура педагогического общения

Для того, чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению учащимся, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей в педагогическом общении : от чего зависит успех в общении, почему мы не всегда понимаем друг друга, чем объяснить неожиданную реакцию партнера по общению, почему учебный материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объяснил учитель, остается не усвоенным учащимся, как найти путь к взаимопониманию. Эти вопросы свидетельствуют о том, что учителей, беспокоит дискомфорт во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса, что, конечно, сказывается на результатах обучения и воспитания, на степени удовлетворенности педагогов своей деятельности.

Публикация «Культура педагогического общения» размещена в разделах

Одна из причин подобных вопросов в достатке знаний о сущности и особенностях коммуникативной деятельности, об истоках тех трудностей в общении с учащимися.

Наиболее часто встречающиеся проблемы в педагогическом общении :

- неумение наладить контакт с учащимися;

- непонимание внутренней психологической позиции учащихся;

- неумение выстраивать отношения и перестраивать их в зависимости от

конкретной ситуации;

- сложности в организации диалога на занятиях;

- неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие стандартные ситуации;

Психологические барьеры для подготовленности к коммуникативной деятельности:

- Несовпадение установок: учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен. Учитель раздражен, нервничает, неудовлетворен собой, и детьми.

- Боязнь класса: сама мысль непосредственного контакта с детьми пугает, сковывает инициативу.

- Отсутствие контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы оперативно организовать взаимодействие, начинает действовать автономно (пишет на доске, развешивает наглядные пособия и т. п., а дети в это время расхолаживаются, и оказывается непросто настроить их теперь на деловой лад.

- Сужение функций общения : учитываются лишь информационные задачи, упускаются социально- перцептивные, интерактивные.

- Негативная установка на класс, которая под впечатлением отзывов коллег или из-за собственных неудач в работе с данным классным коллективом.

- Прошлый негативный опыт общения с отдельными учащимися: страх неумения противостоять их нежелательной позиции.

- Боязнь организационно- педагогических ошибок : опасение опоздать на урок, не уложиться по времени, забыть выставить оценки в журнал и т. д.

- Механический перенос приемов общения опытного педагога, тем более- стиля общения без учета своей индивидуальности и своих коммуникативных возможностей.

«Коммуникация»- это

- путь сообщения (устная или письменная форма, почтой, телеграфом, телетайпом или электронной почтой)

- сама форма связи или средство связи (средство массовых коммуникаций)

- акт общения, сообщение информации.

Коммуникативная культура педагога проявляется в непосредственном межличностном общении.

Классификация общения :

1. по объекту (реальное и воображаемое)

2. по средствам общения (вербальное и невербальное)

3. по видам (деловое, официальное, ритуальное, неформальное, интимное, дружеское, профессиональное, педагогическое)

Характер педагогического общения влияет не только на степень усвоения передаваемой информации, но и на самосознание как педагогом, так и воспитанниками своих возможностей, на преобразование внутреннего мира личности. Не случайно В. А. Канн-Калик настаивал на том, что в педагогическом процессе взаимоотношения первичны, на них строится вся пирамида обучения и воспитания, через них идет постоянное восхождение педагога к детям, они делают ребенка сотворцом собственной личности.

А. Н. Леонтьев отмечал, что оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению, препятствует возникновению психологического барьера, обеспечивает управление социально- психологическими процессами в ученическом коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя.

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ.

Коммуникативный потенциал- это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней.

Наиболее важные личностные проявления, составляющие коммуникативный потенциал человека: уровень потребности в общении; интенсивность и широта круга общения; умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению 4 особенности эмоционального отклика на полученную информацию и на личность партнера; собственное самочувствие в процессе коммуникативной деятельности; умение контролировать себя, видеть себя как бы со стороны, то есть адекватно оценивать самого себя, а не только партнера по общению.

Невербальные знаки общения :

Психологи установили, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств и только 20-40% информации передается с помощью слов.

Невербальные знаки бывают двух видов:

- знаки сопровождающие нашу речь (интонация, логические ударения, ритм, громкость и тембр речи)

- знаки, которые дополняют нашу речь (мимика, жесты, направление взгляда и поворот головы, позы и телодвижения).

Для того чтобы адекватно воспринимать, читать невербалику, надо развивать способность наблюдать и слушать, т. е. воспринимать не только слова, но и малейшие оттенки речи, глубинный смысл информации.

Переход от монологической, фронтальной передачи информации к освоению интерактивных форм и методов обучения, к диалогу требует от современного учителя умения внимательно слушать и следить за ходом мысли своих воспитанников, чтобы быть не только транслятором знаний, но и организатором учебного взаимодействия.

Для успеха общения, особенно делового, Алан Пиз предлагает учитывать немаловажный фактор- зональное пространство.

Выделяют 4 зоны защиты человеком своего личного пространство.

- ИНТИМНАЯ ЗОНА (15-45 см)

Эту зону человек защищает так, как будто это его собственность. В нее могут быть допущены лишь близкие люди: дети, родители, супруги, друзья, родственники.

- ЛИЧНАЯ ЗОНА (45см-1,2м)

Это то расстояние, на котором мы находимся на официальных приемах, при переговорах с официальными лицами. 1,2 м – это примерно ширина стандартного стола, по разные стороны которого мы сидим, общаясь. Например, если беседуя со своим учеником, вы встанете со стула за учительским столом и сядете с воспитанником рядом, обстановка беседы станет более доверительная, ведь вы стали ближе.

- СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА (1,2м-3,6м)

На таком расстоянии мы предпочитаем держаться от посторонних людей или тех, кто нам не совсем знаком или чем-то неприятен.

- ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗОНА (более 3,6м)

Расстояние между лектором, оратором, актерами и аудиторией, зрителям

Руководство по оптимизации общения учителя с учащимися

1. Появляйтесь в классе бодро, уверенно, энергично.

2. Общее самочувствие бодрое, продуктивное, уверенное.

3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.

4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние учащимся.

5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общение с детьми.

7. Продуктивность общения.

8. Управление общением : оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействия.

9. Речь – яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная.

10. Мимика – энергичная, яркая, педагогически целесообразная.

11. Пантомимика – выразительная, адекватная жестикуляция, пластическая образность, насыщенность жестов.

Публикации по теме:

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности» Цель: нравственное воспитание подростков. Задачи: - познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами.

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Комплексно-тематическое планирование «Искусство и культура» в средне-старшей группе Дата: с 08. 10. по 12. 10. Тема: Искусство и культура. Задачи: формировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру;.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

План мероприятий по проекту «Искусство и культура» для детей старшей группы Тема: «Искусство и культура» - «Готовимся к празднику Пасхи». Дата проведения: 13.04. 2020г. - 17.04.2020г. Задачи: расширять знания детей.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура педагогического общения
Опубликовано: 28 июля 2020 в 17:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД