Джарлгасова Светлана
Воспитательное занятие «Культура поведения и общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательное занятие «Культура поведения и общения»
Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.
Задачи:
1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;
2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;
3) воспитать уважительное отношение к окружающим.
Публикация «Воспитательное занятие „Культура поведения и общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход воспитательного часа.
Воспитатель : Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду. – За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают. – Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Воспитатель : Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? Примерные ответы детей: – Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Воспитатель : Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Воспитатель : Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Воспитатель : Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? Дети хором отвечают: культурным
Воспитатель : Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.
Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни. А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения
Педагогический словарь: Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.
Педагогический словарь: Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
Культурный человек- это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.
Воспитатель : А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?
Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т. к. не все определения подходят для культурного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек. …. а какие качества остались неподходящими (Читает).Почему?
Культура поведения и общения в различных сферах :
• Культура общения в школе, классе, столовой
• Культура общения и поведения дома
• Культура поведения в общественных местах
• Культура делового общения
• Культура телефонного общения
«Уважай окружающих людей».
Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе? В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее.
Индивидуальная работа
Ситуации:
1. Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?
2. Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?
3. Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
4. Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? ( Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
5. Как вести себя при кашле. При покашливании следует слегка повернув голову в сторону и прикрыть рот рукой, при резком кашле обязательно прикладываем ко рту платок.
6. Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место? Проходи на свои места лицом к сидящим, а не спиной.
7. Почему некультурно мусорить? (Потому что это неуважение к труду взрослых, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
1. Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь? Дождаться когда они закончат.
2. Ты стоишь на автобусной остановке, подъехал твой автобус как ты поступишь? При входе в транспорт сначала пропускают детей, женщин, пожилых людей и инвалидов.
3. Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?
4. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? Надо пропустить того, кто выходит из магазина. Входящий должен пропустить выходящего. Мальчик должен пропустить девочку.
5. Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
6. Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п., и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как? Кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует!
7. Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороватся? Нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте!».
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.
Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?» Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? Примерные ответы детей. – Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым. – Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются. – А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Воспитатель : Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
Подведение итогов.
О чем мы сегодня на занятии вели разговор?
Что нового вы узнали?
Назовите признаки культурного человека?
Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?
Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.