Ольга Правило
Культурные практики в правовом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей, дарований, каждый ребенок может свободно выражать свои мнения и мысли, каждый ребенок имеет право на существование» К. Н. Вентцель
Одной из главных задач правового воспитания в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта является формирование чувства собственного достоинства у ребенка, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, начатого дела, данного слова).
Публикация «Культурные практики в правовом воспитании дошкольников» размещена в разделах
По мере того как ребенок проходит все этапы дошкольного детства, он вступает в различные отношения с окружающими его людьми, которые входят в разные социальные группы. И чтобы стать полноценной личностью, идти в ногу с современным миром дошкольник должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Понятие ребенком своих прав происходит в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения и воспитания.
Это достаточно трудная задача для дошкольника. Прежде всего это связано с возрастом детей. Как вы понимаете, что в данном
возрасте не может быть сформировано ни одно нравственное чувство. Все это только начинает зарождаться и проявляться. Сами права, их текст достаточно сложные для детского восприятия.
И тут встает вопрос как правильно, доходчиво, понятно объяснить
ребенку какие есть у него права и как он ими может пользоваться.
Маленькие дети не любят долгих назиданий и нравоучений.
Все должно происходить в процессе повседневной жизни ребенка, его занятий, игр, общений. Я делаю первые шаги в данной области, поэтому решила воспользоваться культурными практиками.
«Культурные практики – это привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.»
Культурные практики, предложенные кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной, бывают нескольких видов. Это правовые практики, практики культурной идентификации, практики свободы, практики расширения возможностей ребенка. Знакомить детей с их правами я решила через использование правовых практик. «Данные практики дают возможность знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека, осознанию своих прав и свобод».
Что всего знакомо и близко детям? Что их окружает с самого раннего детства? Что они слушают с огромным интересом? Конечно это сказка. Читаем мы их с детьми постоянно. В сказке изначально уже заложено правовое воспитание. В сюжете сказок есть и право на жизнь «Волк и семеро козлят» и право на образование «Приключение Буратино» и право на дом и семью «Гадкий утенок», и права детей с ограниченными возможностями «Серая шейка». Сказка предлагает ребенку образы и ребенок незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Герои сказок, их поведение определяют нормы поведения ребенка. Сказки были знакомы детям, и я решила не просто их снова почитать детям и обсудить, а провести весь этот процесс в действии. На примере сказки «Красная Шапочка и серый волк». Основная цель была в развитии правовой грамотности дошкольника. А задачи были поставлены следующие:
-дать знания о праве ребенка на дом, семью
-право на жизнь, не прикосновенность
Мы разыграли сказку как спектакль. Дети сами выбрали кто будет каким героем, кто-то захотел быть просто зрителем. Детям была предложена свобода выбора. Что интересно дети несколько раз разыгрывали эту сказку, потом самостоятельно это делали сами выбирая себе роли. Стали много конструировать из строительного материала, строили свои дома и пускали туда только своих друзей.
Хотела бы поделиться еще одним занятием. Оно было посвящено ознакомлению ребят с правом на собственность на примере сказки «Лисичка со скалочкой».
Цель этого занятия заключалась в уточнение представлений детей о праве собственности. За неделю до занятия я провела беседу с детьми про их личную собственность (что это вообще такое); можем ли мы брать чужие вещи; если у вас заберут игрушку, как вы ее вернете; как называют человека, который берет чужие вещи без спроса. Тут разгорелись между детьми споры. Как вы думаете, как дети собирались вернуть свою игрушку? (отнять и дать сдачи). Вежливо никто игрушку не собирался забирать. И тут я поняла, что этом направлении у меня еще много работы. Действия лисички в сказки дети конечно не одобрили, решили, что лисичка была не права, она всех обманывала и забирала чужие вещи. Можно сказать, что в сказках заложена правовая мудрость, которая будет понятна и взрослому и ребенку. Не просто существует пословица «Сказка- ложь да в ней намек добрым молодцам урок».
Замечательная сказка Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». История о маленькую уточке, покалеченной лисой, и вынужденной зимовать одной на замершем озере. С детьми мы смотрели мультфильм. Мне показалось, что в нем очень ярко переданы характеры героев и их проблемы. Эта сказка объясняет права детей-инвалидов в нашем обществе. Тема ведь это достаточно сложная. Как объяснить дошкольнику, что дети инвалиды имеют право в нашем обществе на особую заботу и внимание. А вы знаете, что конец этой сказки по началу был очень трагичен. Серая шейка погибала, но узнав о море детских слез Д. Н. Мамин –Сибиряк переписал финал сказки. Такие минуты сопереживания и радости очень важны для детей, через них они познают мир. Через сказку дети понимают, что уточка не могла летать как ее сестры, ей сложно было спастись от злой лисы. Серой шейке не нужна была жалость, ей нужна была забота, внимание, дружба и помощь.
Мы много играли с детьми в различные дидактические игры. «Кто права нарушил?»
Цель: Учить детей замечать нарушенные в сказках права.
«Я имею право»
Цель: закрепление правовых знаний.
«Кто стучится в дверь ко мне»
Цель: учить детей не открывать дверь чужим. Дети принимали в этих играх активное участие.
Одним из прав ребенка является право на имя. И вы знаете проведя ряд игр «Ласковое имя», «Позови ласково», «Как растет имя» я заметила такую тенденцию среди детей многие как-то стесняются своего имени. Мы вставали с ребятами в круг и каждый говорил свое имя, кто-то громко, кто-то совсем тихо, некоторые почему-то смеялись. Потом мы решили пропеть свое имя. Нараспев получалось очень красиво. И одна девочка мне сказала, вы знаете, а ведь у меня очень красивое имя. И это очень важно, ведь имя позволяет ребенку осознать свою личность. Еще мы читали с детьми интересный рассказ «Как Светик получила имя и фамилию». В нем рассказывается как мама с папой давали своей дочке имя и фамилию. Детям рассказ понравился и там после прочтения рассказа у нас была небольшая беседа. И вы знаете многие дети после этого стали сами подписывать свои детские работы, кто правильно, кто-то просто пишет набор букв. Но они пишут свое имя.
Проведя определенное количество мероприятий по данной теме, я поняла, что дети моей группы совсем не малы для принятия правовых знаний. Многие взрослые, в том числе и родители детей считают, что об этой теме детям рано задумываться. А ведь это совсем не так. Родители так считают, потому что в их детстве они не получили этих знаний, да и сейчас многие из нас остаются безграмотными в области своих прав и свобод. Поэтому первым шагом в работе с родителями было знакомство их с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка. Конечно это было сложно донести до родителей важность данной темы. Многие из родителей вообще не имели понятия что это такое и для чего вообще им это нужно. Все заняты работой, делами, а тут им воспитатель пытается рассказать про Декларацию и Конвенцию. Но помощь родителей в этом вопросе обязательна. Они должны понять, что соблюдение прав детей поможет им вырастить уверенную в себе личность, сильную и независимую. Ведь таким каждый родитель хочет видеть своего ребенка. Родителям было предложено заполнить анкету. Один из образцов анкеты был взят мною из учебно –методического пособия «Имеем право». Примеры вопросов:
- Где ваш ребенок может узнать о своих правах?
-Как вы считаете, должен ли ваш ребенок знать свои права и обязанности.
-Наказываете ли вы своего ребенка?
-Признаетесь ли вы перед ребенком, что были не правы? и т. д.
Я предложила родителям подумать над этими вопросами и при желании ответить на них в письменном виде. Конечно согласились ответить всего несколько человек и то не на все вопросы. Родителям были рекомендованы детские книги, которые помогут рассказать их ребенку о его правах.
-Усачев А. «Приключения маленького человечка»
-Яковлева Ю. «Ваши права дети»
Следующим шагом в моей работе будет создание проекта совместно с детьми и родителями. Мне хотелось бы убедить родителей, что соблюдений прав их детей позволит им вырастить полноценную личность и что в первую очередь родители несут ответственность перед своими детьми за соблюдение этих прав. И в конце своего выступления я бы хотела посоветовать замечательное учебно-методическое пособие для педагогов. Автор Светлана Акимовна Козлова доктор педагогических наук, профессор. Пособие называется «Мы имеем право». В нем находиться просто кладезь знаний по правовому воспитанию дошкольников, раскрывается содержание и различные методы работы с детьми.