МААМ-картинки

Квест-игра «Коми игры и забавы» для детей подготовительной группы (6–7 лет). Методическая разработка (из опыта работы)

Елена Истомина
Квест-игра «Коми игры и забавы» для детей подготовительной группы (6–7 лет). Методическая разработка (из опыта работы)

Квест-игра «Коми игры и забавы» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Методические рекомендации (из опыта работы).

Воспитатель:Истомина Елена Михайловна. г. Сыктывкар, 2021 год.

Пояснительная записка.

Квест – это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью.

Публикация «Квест-игра „Коми игры и забавы“ для детей подготовительной группы (6–7 лет), Методическая разработка (из опыта работы)» размещена в разделах

Как и любая технология, образовательный квест имеет свою структуру:

• пролог - здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей;

• экспозиция - это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач;

• эпилог - на этом этапе подводятся итоги и награждение.

Педагогическая цель: развивать игровую деятельность детей; формировать патриотические чувства, интерес к истории и традиционной культуре Коми края; развивать свободное общение со взрослыми и детьми; развивать устную речь детей в различных видах деятельности; формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям; продолжать воспитывать интерес к коми детским народным подвижным играм; развивать любознательность, терпение, соблюдение правил игры, умение договариваться.

Методические приёмы :

Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, загадки.

Наглядный – дидактический материал.

Стимулирования – создание мотивации, сюрпризный момент.

Игровой –коми подвижные и хороводные игры Гораньон» («Жмурки», «Шыр н - пель с н» («Мышь и угол»); «Ошк -баб» («В медведя»); «Ёма- кулёма» («Ёма – кулёма», «Пышкай».

Условия реализации: квест-игру «Коми игры и забавы» можно провести в группе, в физкультурном зале или на улице.

Ожидаемые результаты: в ходе проведения игры дети овладевают знаниями об истории и традиционной культуре Коми края; упражняются в соблюдении правил игр; хорошо взаимодействует со сверстниками в игровой деятельности; повышается мотивация для знакомства с новым языком (коми) отличным от родного.

Средства реализации, оборудование, материалы, оформление: цифры, стрелки, конверт с письмом, карта –схема маршрута игры, изображения гербов Усть- Сысольска и Сыктывкара, маска медведя, маска воробья, платок, элементы коми орнамента, изображения лукошка, веретена, клубка, ведра, изображения или старинные предметы быта: прялка, веретено, туес, пестерь, деревянная ложка, солонка – утица, коробка с подарком.

Предварительная работа : разучивание слов к подвижным играм на коми языке Гораньон» («Жмурки», «Шыр н - пель с н» («Мышь и угол»); «Ошк -баб» («В медведя»); «Ёма- кулёма» («Ёма – кулёма», «Пышкай» («Воробей») и другие. ; знакомство с правилами игр «Гораньон» («Жмурки», «Шыр н - пель с н» («Мышь и угол»); просмотр презентации «Герои коми сказок», рассматривание альбома «Животные Коми края», чтение коми сказки «Медвежьи няньки», «Лиса и заяц», «Пера- богатырь», «Марпида – царевна», русской народной сказки «Три медведя», изготовление карты- маршрута игры, знакомство с предметами традиционного быта народа коми.

Ход мероприятия:

Педагог- ведущая: Бур рыт, челядь! (Добрый вечер, ребята).

Я знаю, что вы очень любите играть. А какие игры вы знаете?

Ответы детей : …

Педагог – ведущая : Сегодня я предлагаю вам сыграть в старинную коми игру «Шырон-пельосон» («Мышь и угол»). Кто из вас сможет напомнить правила игры? (Один ребёнок из группы всем рассказывает правила).

«Выбирается водящий с помощью считалки. На кого падает, тот водит (он будет котом, остальные –мыши. Дети «мыши) берут для себя стулья -«домики» и расставляют их по числу детей, исключая водящего. Мыши стоят за стульями. На голову «коту» надевается маска. «Кот» ходит по кругу и повторяет:

Шыро,шыро,вай мен пельос,

Шыро, шыро, вай мен пельос!

(Мышка, мышка, дай мне угол,

Мышка, мышка, дай мне угол.)

Затем под музыку или под звуки бубна все играющие начинают бежать по кругу и с окончанием музыки (бубна) занимают «домик»- стул. Один игрок остается «без домика». Тот становится водящим – котом. Игра повторяется.

Педагог – ведущая: Посмотрите, ребята, я нашла коробку (она такая красивая, яркая, а на ней что-то написано. Вместе с детьми зачитывают слово «козин». Вы знаете, что обозначает это слово?

Ответы детей : нет, не знаем.

Педагог-ведущая: это коми слово и обозначает оно подарок.

Педагог – ведущая: давайте попробуем посмотреть, что за подарок в коробке и кому он предназначен. Может этот подарок не для нас? Надо его развязать. Начинает развязывать и видит конверт с письмом. Ребята, посмотрите, я нашла конверт с письмом и картой. Прочитаем?

Ответы детей : да.

Педагог- ведущая: (читает письмо) - «Нывкаяс да зонкаяс, видза оланныд! (Девочки и мальчики, здравствуйте) Я героиня коми сказок Ёма-баба. Хоть меня считаю злой и вредной, на самом деле я добрая, просто никто со мной не хочет общаться. Вы мне очень нравитесь, потому что любите слушать сказки, красиво рисуете, лепите, умеете играть в разные игры, весело поёте и дружно живёте в группе. Я приготовила для вас подарок – козин. Получить вы его сможете только в том случае, если пройдёте мои испытания. А какие будут препятствия на вашем пути, вам поможет карта с обозначениями, куда нужно идти и какие задания выполнять.

Педагог- ведущая: Ребята, вам интересно, что находится в коробке? Готовы к испытаниям?

Дети: готовы.

Педагог- ведущая: На пути к цели вам понадобятся внимательность, помощь друг другу, взаимовыручка, знания о родном крае, его культуре и традициях.

Итак, на нашей карте нарисована стрелка и цифра №1 (тут первое задание) (возле книжного уголка). Дети идут по направлению стрелки и находят цифру 1. Там задание. Педагог зачитывает его.

Ребята, внимательно послушайте отрывки из коми сказок и ответьте на вопросы (отвечать нужно по одному, не выкрикивая).

1. Узнайте сказку по словам: «Ой, не ешь ты кур,

Не хватай цыплят,

Не терзай зверят,

Не воруй зайчат,

Не хитри, не хитри, не хитри

И не хвастайся». («Лиса и заяц» к. н. с.) (Руч да коч).

2. Узнайте богатыря народа коми. Как его зовут? Я хочу вам зачитать отрывок из книги об этом герое: «Русский князь устроил в честь богатыря пир на весь мир за то, что он врагов отогнал с родной земли. Три дня гуляли гости, а на четвё ртый день князь говорит:

- Проси удалой молодец, у меня, что хочешь: золото бери, куниц бери! Полцарства бери! А богатырь в ответ:

- А на что мне твои меха, я сам куниц ловлю, красным девушкам дарю. И золото мне ни к чему. В лесу без него живут. И полцарства мне не нужно. В лесу я сам царь, меня медведь и тот боится.

Задумался князь и говорит:

- Ишь ты какой! Я и не знал, что такие бывают. Откуда ты родом? Кто твоя мать, отец, сёстры?

- Отец мой – лесной костёр, моя мать – берёзовое изголовье, пихтовая постель, а вольная воля – моя сестра, и без них я жить не могу, - молвил богатырь.

(Пера-богатырь).

3. Вспомните, какие «волшебные» предметы в коми народной сказке «Медвежьи няньки» Ёма-Баба дала медведю, чтобы заманить девушек в берлогу? Выберите их из предложенных картинок. Лишние удалите. (лукошко, веретено, шелковый клубок). Лишний предмет – ведро.

4. Кто в сказке «Медвежьи няньки» пытался помочь сестрам убежать от медведей? (баран, бычок).

5. Что говорили сестры в сказке «Медвежьи няньки», чтобы медведь не останавливался и нёс их домой? («Все вижу синими, все вижу зоркими, все вижу большими глазами»).

6. Выберите птицу, которая перенесла Марпиду- царевну через море. Удалите лишние картинки.

(лишние картинки – ворон- рака, голубь- гулю, снегирь- жонь).

Педагог- ведущая: молодцы, ребята. С первым заданием справились отлично. Давайте снова посмотрим на нашу карту. Куда ведут стрелки? Правильно - нашли цифру 2 (возле физкультурного уголка). А там второе задание: в коми сказке леший и охотник состязались друг с другом, перетягивая палку. (А теперь посмотрим, кто из мальчиков нашей группы сильнее). Мальчики делятся на пары и проходят состязание- забаву «Перетяни палку».

Педагог- ведущая: отлично, мальчики, и с этим заданием справились очень хорошо. Можно идти дальше по стрелкам к цифре?

Педагог- ведущая: три.

Педагог- ведущая: Под цифрой три такое задание- рассыпались элементы коми орнамента. Помогите мне их собрать и расскажите как они называются. (Дети по очереди берут элемент, находят оставшийся и складывают его). (Данная игра проходит в раздевалке группы).

Педагог- ведущая: и элементы коми орнамента знаете. Дальше по стрелке подходим к цифре?

Дети: четыре.

Педагог- ведущая: (под цифрой 4- изображение медведя). Здесь нас встречает медведь, а по-коми – ош. Это животное считается у коми народа священным. Оно нарисовано на гербах города Усть- Сысольска и Сыктывкара (наш родной город – столица республики Коми). (Педагог показывает гербы города).

Какое же задание приготовила для нас Ёма –баба здесь? А оно очень лёгкое. Нам нужно сыграть в коми старинную игру «Ошко-бабо». Сыграем? (Игра проходит в помещении группы).

Дети: да.

Проводится игра «Ошко-бабо» («В медведя»).

С помощью коми считалки выбирают водящего – медведя. Остальные-сборщики ягод. Водящий надевает на голову маску медведя или накидывают на него шубу. Сборщики ягод ходят, имитируя сбор ягод в корзины, приговаривая:

«Ошко-бабо, ошко-бабо,

Чодто вотам, пувто октам,

Бур вотоссо босьтам,

Лёк вотоссо шыбитам…»

(«Медведушка–бабушка,

Медведушка-бабушка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие выбрасываем».

После этих слов медведь сбрасывает с себя шубу и ловит кого-нибудь из ягодников. Кого водящий поймал, тот становится медведем. Если никого поймать не удалось, то снова остаётся медведем.

Педагог- ведущая: здорово повеселились с медведем. Но нам пора идти по стрелкам дальше. Мы же хотим получить козин – подарок Ёмы – бабы. Какая следующая цифра? Правильно, цифра 5.

Что же нужно сделать, давайте я вам прочитаю. Ёма-баба приготовила для вас загадки. Они очень сложные, но я думаю мы справимся, если внимательно послушаем и подумаем. Отгадав загадку, нужно найти его изображение или показать предмет-отгадку.

1. С локоть мохнато,

С локоть голо,

С локоть по себя ушло. (Прялка-печкан).

2. Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею и богатею. (Веретено-чорс).

3. Из бересты плетут,

В лес меня берут,

На плечах несут. (Пестерь –пестер).

4. Берестяной мальчишка,

Вместо шляпы-крышка.

Людям очень помогает:

Всякую пищу сохраняет. (Туес –туис).

5. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка – пань).

6. Что за чудо-птица,

В которой соль хранится? (Солонка-утица- сов доз).

Педагог- ведущая: да, ребята, вы оказались смекалистыми. Отгадали все загадки Ёмы. Но наш путь продолжается. Ещё есть стрелка, которая ведёт нас к цифре?

Дети: шесть.

Педагог-ведущая: под цифрой 6 – изображение воробья. Это значит, что нам нужно сыграть в коми старинную игру «Пышкай» («Воробей»).

С помощью коми считалки выбирают водящего–воробья. Ему завязывают глаза, либо он их закрывает. Водящий «воробей» стоит в центре круга, взмахивая руками, имитируя полёт птицы. Остальные идут по кругу, взявшись за руки и поют:

«Миян гажа сад йоро

Локтi с пышкай да сьыло:

Пышкай, пышкай,эн вуграв,

Кодi нявостас, тодмав»

(«Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

- Эй ты, птичка не зевай,

Кто мяукнет, угадай»)

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «Мяу», стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.

Педагог- ведущая: ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Все задания вы выполнили с честью. Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым трудным? Почему? (Высказываемся по очереди, не перебивая друг друга.) Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Педагог- ведущая: А теперь, я думаю, мы сможем открыть коробку с подарком –козином. (Дети совместно с педагогом открывают коробку, достают подарки-сувениры и сладкое угощение.)

Методические советы по организации и проведению (на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, как избежать типичных ошибок, как создать эмоциональный настрой и другое).

Использование технологии квест-игры в подготовительной группе обусловлено возрастными особенностями детей. У детей подготовительной группы имеется большая потребность в движении, и квест даёт им такую возможность. Дети не сидят на одном месте, а постоянно меняют местоположение, передвигаясь из одной зоны группы в другую, используя всю площадь помещения (включая раздевалку). Дети подготовительной группы считают себя самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В очень непринуждённой обстановке, выполняя одно задание за другим в игровой форме дети приобретают или закрепляют уже полученные знания, разнообразные социально-коммуникативные навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни (умение слушать, выслушивать друг друга, выполнять вместе задание, идти к одной цели, сотрудничать друг с другом и т. д.) В данном квесте использовано много коми старинных подвижных и игр малой подвижности.

Но для проведения данного мероприятия требуется подготовка педагога и детей (чтобы дети владели соответствующими знаниями по той или иной теме). Требуется достаточно времени для подготовки атрибутов к квест-игре (разучивание правил игры, слов на коми языке- это, конечно, делает определённые сложности.)

Для проведения такого рода квеста необходимо присутствие двух воспитателей или помощь младшего воспитателя.

Организовать деятельность детей и смотивировать на эффективное решение поставленных задач помогает «Виртуальное» присутствие персонажа- в данном случае героиня коми сказки Ёмы-баба.

В конце квеста дети делятся своими впечатлениями об игре. Что у них получилось, а что не очень. Происходит анализ, рефлексия. Справившись с заданиями Ёмы- бабы, дети получили большое удовлетворение и подарок (награду, поощрение).

Список литературы и источников :https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/05/11/kvest-igra-rodnoy-svoy-kray-lyubi-i-znay

https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/4197-kvest-igra-kak-odna-iz-form-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-doy

https://urok.1sept.ru/articles/675258

Д. А. Несанелис. Раскачаем мы ходкую качель. Центр народного творчества республики Коми. Сыктывкар, 1994.

Коми старинные детские игры. (Сост. Ю. Г. Рочев) .- Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988. – 24 стр.

Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

Содержание и организация педагогического процесса в ДОУ. - КРИРО и ПК. Сыктывкар. 2002 г.

Родная сторонка. Хрестоматия. Пособие по литературно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста (сост. Котречко И. В.) КРИРО и ПК. Сыктывкар, 2007 г.

Приложение 1.

Публикации по теме:

Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2 Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию часть 2 методической разработки по изготовлению игр, игрушек и других поделок из бросового.

Методическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтикиМетодическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтики Актуальность. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное,.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста. Пояснительная записка. Методическая.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишурыМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры с использованием бросового материала.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольникамиМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольниками Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с детьми дошкольного возраста. Пояснительная.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Аппликация в 3D из бумажных кругов и полосок»Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Аппликация в 3D из бумажных кругов и полосок» Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Аппликация в 3D из бумажных кругов и полосок Методическая разработка предназначена.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьиМетодическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьи Ромашка – самый известный и любимый цветок в России. С древних пор этот цветок считался символом любви. На него гадали влюбленные разных.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Самодельные куклы из разных материалов»Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Самодельные куклы из разных материалов» Актуальность. Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему.

Методическая разработка «Зимние игры и забавы»Методическая разработка «Зимние игры и забавы» Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию методическую разработку по теме " Зимние игры и забавы". Данный материал составлен для работы.

Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества»Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества» Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест-игра «Коми игры и забавы» для детей подготовительной группы (6–7 лет). Методическая разработка (из опыта работы)
Опубликовано: 27 марта 2021 в 23:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД