Наталья Плесовских
Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения : он или пешеход, который идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций… Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома ребенка.
Публикация «Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста „Наши помощники на дороге“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- ПДД. Квест-игры по правилам дорожного движения
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2020
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Учитывая, что знания правил дорожного движения являются в современном мире жизненно важным умением, возникает потребность в специально организованном педагогическом пространстве. Именно оно должно обеспечить ребенку все необходимые условия для ознакомления с данными представлениями, позволить многократно воспроизводить в игре реальные ситуации поведения на проезжей части улицы, на тротуаре и т. п.
Для этого на территории нашего ДОУ имеется транспортная площадка, которая позволяет взрослым и детям моделировать ситуации, возникающие на дороге. Ее преимущество заключается в практической возможности проигрывать различные ситуации поведения пешеходов и водителей.
В связи с наглядно – образным мышлением данной возрастной категории, необходимо в «рутинное заучивание» скучных правил привнести элементы игры, так как игра является важнейшим видом познавательной деятельности детей.
Quest (КВЕСТ) – (от англ. поиск приключений) – это командная игра, которая учит ориентироваться на местности, логически мыслить, быстро принимать решения, правильно отвечать на вопросы. А чтобы правильно ответить на вопросы надо изучить информацию по теме игры.
Квест игра не занимает много времени, дошкольники с интересом и вниманием следят и участвуют в ней.
Цель:
- Создать условия для закрепления и практического применения полученных знаний по ПДД.
- Формировать активную позицию компетентного участника дорожного движения.
Образовательные задачи: закрепить знания детей об элементах дороги, транспортных средствах, средствах регулирования движения, о группах дорожных знаков, правилах перехода проезжей части.
Развивающие задачи: повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения, расширять знания о видах транспорта. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Расширить знания детей о работе сотрудников ГИБДД. Формировать умение ориентироваться на местности.
Воспитательные задачи: воспитывать общую культуру поведения на улице. Воспитывать желание помочь своей команде, внимательность, коллективизм. Убедить детей в необходимости не нарушать ПДД.
Участники деятельности: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, физ. инструктор, муз. руководитель, инспектор ГИБДД.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: разрезные картинки по ПДД, мольберт, «светофор» ( прямоугольник с тремя кружками: красного, желтого и зеленого цветов, магниты, дорожные знаки на подставках, тоннель, жезл регулировщика, игрушечные транспортные средства, рули, сумки, коляски, музыкальное сопровождение, светоотражающие элементы для одежды.
Предварительная работа: разучивание знаков дорожного движения, просмотр иллюстраций по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы по ПДД, проведены беседы с детьми о том, как они сами и их родители соблюдают ПДД.
Методы:
- наглядные (показ картинок, дорожных знаков);
- словесные (загадывание загадок, объяснение правил игры);
- практические (закрепление правил на транспортной площадке).
Приемы:
- повторение, закрепление уже имеющихся знаний.
- вопрос: поисковый.
- оценка: обсуждение действий детей.
Планируемый результат:
Дети научились:
1. Пользоваться дорожными знаками.
2. Правильному поведению на дорогах.
3. Переносить полученный опыт в новые условия.
4. Повысилась культура поведения на улице.
Перечень программно-литературного обеспечения
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Просвещение, 2007.
2. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Детство-пресс, 2008.
3. Саулина Т. Ф. Три сигнала сфетофора. М. : Мозайка-синтез, 2009.
Ход игры
Организационный момент:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами, чтобы поговорить о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Мы с вами живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы. Растёт поток машин, на улицах становится небезопасно.
Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины. А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
1 этап
Ведущий: А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они? – Ответы детей.
(Ведущий предлагает детям собрать пазлы, на которых изображены помощники на дороге (светофор, дорожный знак, инспектор ГИБДД).
Одна картинка осталась не собранной (не хватает деталей). Ведущий предлагает отправиться на их поиски. На обороте лишнего пазла дети замечают записку.
Записка. Чтобы следующий пазл найти – нужно по стрелкам пройти (дети повторяют предписывающие знаки направления движения) и доходят до второго этапа.
2 этап
Ведущий: Чтоб не сбиться вам с пути сигналы светофора повтори!
Дидактическая игра «Сложи светофор».
Детям предлагается правильно выложить цвета светофора (прямоугольник с тремя кружками). После правильно выполненного задания дети находят пазл с подсказкой.
Записка. Чтобы двигаться вперед - нам срочно нужен пешеходный переход! Если правильно перейдешь – пазл с подсказкой ты найдешь.
3 этап.
Дети дружно находят на транспортной площадке «пешеходный переход». Переходя, объясняют правила безопасного перехода (со светофором, без светофора). Выполнив задание, они находят следующий пазл с запиской.
Записка. Чтобы было все в порядке на вопросы вы ответьте по – порядку.
1. Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек,
идущий пешком).
2. Где должны ходить пешеходы? (тротуар)
3. Какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный)
4. С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)
5. Как называется место пересечения дорог?
6. Дом для автомобиля
Ведущий: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы. А теперь я предлагаю вам игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Если «да» кричите дружно - Это я, это я, это все мои друзья! если будет «нет» ответ, все молчите вы в ответ.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья)
Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)
Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат)
Знает кто, что свет зелё ный означает:
По дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик? (Дети молчат)
Кто ГИБДД помогает,
За порядком наблюдает? (Это я, это я, это все мои друзья)
Дети получают пазл с подсказкой.
Записка. На зеленую полянку нужно пройти, все знаки дорожные дружно найти!
4 этап.
Ведущий: Дорожная азбука не так уж проста! Вы знаки повторите пока! На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие (показать, запрещающие, указательные.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно, дети!»)
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет!
(«Велосипедная дорожка»)
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, смотрю в упор,
Шоссе закрыто на запор.
А что это за знак?
(«Ж/д переезд со шлагбаумом»)
Вот кружок с каемкой красной,
А внутри рисунка нет.
Может, девушки прекрасной
Должен быть внутри портрет?
Круг пустой зимой и летом,
Как же знак зовется этот?
(«Движение запрещено»)
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить запрещено!
(«Движение пешеходов запрещено»)
Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит.
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
(«Пешеходный переход»)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(«Дорожные работы»)
Ведущий: Ребята, посмотрите, все ли знаки мы назвали? А это что за знак такой? Скажите, какие бывают пешеходные переходы? (ответы детей). Правильно наземные и подземные. Этот знак называется «Подземный переход» (показывает знак). Посмотрите внимательно, где еще на нашей площадке есть такой же знак? Чтобы закрепить это правило, мы поиграем.
Игра «Подземный переход». По сигналу ведущего дети бегут по «подземному переходу» - тоннелю. Нужно как можно быстрее перейти на другую сторону «улицы».
Дети, пройдя по тоннелю, находят жезл и пазл с подсказкой.
Записка. Жезл этот не простой ты передай его рукой, пока музыка играет жезл по кругу гуляет, кто в тишине его возьмет, тот вид транспорта назовет. Только правило одно – повторяться нельзя!
5 этап.
Игра «Передай жезл»
Дети встают в круг и передают жезл по кругу пока играет музыка, как только музыка замолкает тот, у кого в руках жезл называет любой вид транспорта.
Ребята как вы думаете, чей это помощник, и кто его здесь оставил? (Ответы детей). Давайте проверим, правильно ли вы догадались. И, вот уже конец пути, сложите все пазлы и вы узнаете кто следит за порядком на дорогах и помогает водителям и пешеходам соблюдать правила дорожного движения (ответы детей) правильно – инспектор ГИБДД.
(На транспортную площадку приходит инспектор ГИБДД).
Инспектор ГИБДД: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Автомобили, пешеходы и светофор».
Игра «Автомобили, пешеходы и светофор».
Одной группе участников раздаются рули – они «автомобили», другой сумки, коляски – они пешеходы. Ведущий показывает два кружка разного цвета (кружки красного и зеленого цветов, оба кружка желтого цвета и дает пояснение, для кого какой сигнал «загорается» - для водителей или пешеходов. Автомобили на зеленый сигнал – едут, на желтый – стоят, на красный – приседают. Пешеходы на зеленый сигнал переходят дорогу по пешеходному переходу, на желтый – останавливаются, на красный – все берутся за руки.
Инспектор ГИБДД:
На дорогах трудностей не мало,
Но их бояться нет у вас причин,
Потому что правила движения
Есть для пешеходов и машин.
И чтоб у всех было хорошее настроение - соблюдайте дети, правила дорожного движения.
На прощание хочу подарить подарки. (Инспектор дарит светоотражающие элементы для одежды).