оксана улитичева
Квест-игра «Сохраним первоцветы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37»
Экологическая
квест - игра
«Cохраним первоцветы»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составили:
Улитичева Оксана Павловна, учитель-дефектолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 37»
Ефимова Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог
Публикация «Квест-игра „Сохраним первоцветы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Первоцветы. Игры, пособия, лэпбуки
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Темочки
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 37»
г. Майкоп
Аннотация
Экологическая квест-игра «Сохраним первоцветы!» является игрой, целью которой является закрепление знаний детей с ограниченными возможностями здоровья о природе родного края, бережное отношение к цветам-первоцветам. В ходе игры дошкольники закрепляют и усваивают практическое значение Красной книги в спасении исчезающих видов растений. Задания квеста способствуют возможности показать знания об охраняемых растениях, о правилах поведения в лесу, об охране окружающей среды. А так же дошкольники имеют возможность поучаствовать в опытно-исследовательской деятельности (опыты с песком, водой, воздухом).
Так как в квесте участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья, в ходе игры решаются и коррекционные задачи, используются здоровьесбеорегающие технологии (развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина, соляризация – специальные упражнения, направленные на восстановление зрения с помощью яркого света солнца, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в пространстве, дыхательная гимнастика, физ. минутка).
Квест-игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, правильное отношение к окружающей природе, бережное отношение к первоцветам.
Задачи:
Образовательные
- знакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- формировать основы экологической культуры;
- расширять знания детей о первоцветах в целом и раннецветущих растениях родного края;
- закреплять знания о Красной книге, ее практическом значении.
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательский интерес;
- развивать умение находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- развивать внимание, память, воображение;
- развивать коммуникативные умения.
Воспитательные:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам;
- воспитывать взаимовыручку и умение работать в команде.
Коррекционные:
- активизировать зрительные функции;
- развивать зрительное восприятие (цветоразличение основных цветов и оттенков);
- развивать глазомер;
- развивать двигательные действия под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения;
- развивать микрокоординацию движений пальцев рук;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: костюм Весны, стрелки-указатели с названиями пунктов, Красная книга, фото (формат А-4) первоцветов, фото (формат А-4) на тему загрязнения окружающей среды, прозрачный мольберт, картинки первоцветов, силуэтные изображения первоцветов, краски, кисточки, таз с водой, растительное масло, бумажные полотенца, воронка, пластиковая бутылка, ватные диски, 2 таза с песком (в песке мелкие камни, пластиковые стаканчики, фантики от конфет, блюдце, свеча, влажные салфетки, 2 мольберта, знаки, обозначающие поведения в природе, листовки «Сохраним первоцветы».
Предварительная работа:
- беседы «Красная книга Адыгеи», «Первоцветы – вестники весны», «Сохраним планету чистой»;
- рассматривание альбома «Красная книга Адыгея»;
- рассматривание плаката «Планета Земля в опасности»;
- дидактические игры «Назови первоцвет», «Узнай цветок по описанию», «Собери цветок»; «Сохраним природу»;
- просмотр видеопрезентаций «Первоцветы»;
- чтение художественной литературы: «Двенадцать месяцев», рассказ «Весенние первоцветы», легенды о галантусе (о подснежнике, стихи;
- изготовление поделок «Подснежник для мамы»;
- рисование «Мой весенний цветок»;
- рисование песком на светящемся столе.
Ход игры:
Организационный момент. Педагог приглашает детей на прогулку по участкам детского сада.
Учитель-дефектолог: Ребята, закончилась зима и наступила весна. Весна красивое время года. Весной происходит много чудес. Что бывает весной? Ответы детей : (оживает природа, становится теплее, прилетают птицы). Сегодня, ребята, я приглашаю вас на экскурсию по участкам нашего детского сада, где мы будем любоваться приходом весны.
Учитель-дефектолог и дети подходят к первому участку.
Навстречу им выходит Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
Учитель-дефектолог: ребята, посмотрите, мы с вами повстречали настоящую Весну. Но почему-то она очень грустная. Милая Весна, что случилось?
Весна: ребята, дело в том, что когда я прихожу в ваши края, меня всегда встречают цветы. А в этом году я не встретила ни одного цветочка. Я не смогу вступить в свои права, если в ваших лесах и полях не появятся цветы.
Учитель-дефектолог: ребята, еще так холодно, разве бывают цветы в это время?
Ответы детей : (да, бывают. Они появляются самые первые).
Учитель-дефектолог: а как мы называем цветы, которые появляются самые первые после зимы?
Ответы детей : (это первоцветы).
Учитель-дефектолог: Первоцветами мы называем весенние цветы, которые появляются тогда, когда снежный покров сошёл, или только начинает сходить. Первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко – на их стороне.
(Весна предлагает детям вспомнить названия первоцветов, которые растут в нашей республике).
Весна: ребята, а какие первоцветы растут в лесах вашей республики?
Ответы детей : (подснежник, цикламен, пролеска, морозник, примула).
(Учитель-дефектолог показывает картинки первоцветов, а затем предлагает детям подойти к мольберту, на котором расположены силуэты цветов. Раздает цветные изображения цветов-первоцветов. Задача детей найти правильно силуэт цветка. После выполнения задания, учитель-дефектолог предлагает детям взять кисточки и нарисовать на мольберте, что нужно для роста цветов).
Учитель-дефектолог: ребята, скажите, а что нужно для того, чтобы цветы выросли?
Ответы детей : (солнце, воздух, вода, почва). Дети рисуют красками солнце, капельки воды, тучу, почву.
Весна: ребята, я смотрю, вы столько знаете. Я прошу помочь мне? Отыщите первоцветы? Иначе мне придется уйти и к вам опять вернется зима. А чтобы сохранить найденные первоцветы, я даю вам Красную книгу. Вы знаете, что это за книга?
Ответы детей : (Красная книга – это книга, куда заносят исчезающие виды растений и животных).
Учитель-дефектолог: милая Весна, мы, конечно, поможем тебе.
Весна: ну тогда вам придется отправиться в путешествие по вашей республике, в те места, где первоцветы растут. Готовы? Тогда я произношу волшебные слова:
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок –
И вот уж виден лес дружок.
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Учитель-дефектолог: ребята, ну что, отправляемся в путь. Чтобы не заблудиться, идти мы будем по указательным знакам.
(Учитель-дефектолог с детьми идут по участку детского сада по указательным знакам. Первый пункт – Солнечная поляна).
Учитель-дефектолог: вот и наше первое место Солнечная поляна, где мы сможем найти первоцветы.
(Дети подходят к игровому домику, который накрыт плотной тканью. В домике темно).
Учитель-дефектолог: ребята, для роста цветов нужно несколько факторов. Один из них – это солнце. Что дает солнце?
Ответы детей : (тепло и свет)
Учитель-дефектолог: подставьте свои ладошки и щечки солнышку. Чувствуете, как его ласковые теплые лучики гладят вас. Вам нравится?
Учитель-дефектолог проводит с детьми соляризацию (специальные упражнения, направленные на восстановление зрения с помощью яркого света солнца)
Учитель-дефектолог: вот и цветочкам нравится, когда пригревает солнце. А еще цветы любят свет.
(Проводится опыт «День, ночь», в результате которого дети выясняют, что в темноте человек испытывает дискомфорт, ему трудно выполнять что-то и ориентироваться в пространстве)
Учитель-дефектолог: ребята, на нашей Солнечной поляне светло и тепло. На ней растут первоцветы – примулы. Я хочу подарить вам первую страницу для Красной книги.
(Дети получают фото первоцвета и отправляются дальше по маршруту. Второй пункт - река Белая)
Учитель-дефектолог: вот и наше второе место река Белая, где мы сможем найти первоцветы.
Учитель-дефектолог: ребята, вы уже говорили, что для того, чтобы росли цветы, кроме солнца еще нужна и вода. Какая вода нужна цветам?
Ответы детей : (чистая)
Учитель-дефектолог: к сожалению, в наше время, водоемы загрязняются. Вода становится не пригодной не человеку, не животным, не растениям. Что мы можем сделать в этой ситуации?
Ответы детей : (очистить воду)
( Проводятся опыты: «Удалим масленые пятна с поверхности воды», «Очистка воды через фильтр».
Оборудование: таз с водой, растительное масло, бумажные полотенца, песок, пластиковая бутылка, воронка, ватные диски, влажные салфетки).
Учитель-дефектолог: ребята, воду нашей реки Белой мы с вами очистили. Здесь тоже выросли первоцветы – морозник.
(Дети получают фото в Красную книгу и отправляются дальше по маршруту. Третий пункт - Песочный берег)
Учитель-дефектолог: вот и наше третье место Песочный берег, где мы сможем найти первоцветы.
Учитель-дефектолог: ребята, кроме солнца и воды цветам для роста нужна почва. Но если в почве много крупных камней, мусор – это для первоцветов хорошо или плохо? Что мы можем сделать?
Ответы детей : (почистить почву)
Учитель-дефектолог: правильно. В почве очень часто находиться много мусора из-за не правильной деятельности людей. Давайте вместе очистим наш песчаный берег от мусора.
(Проводится игра с песком.
Оборудование: 2 таза с песком, мелкие камушки, фантики от конфет, пластиковые стаканчики.)
Проводится физ. минутка «Подснежник».
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Наши первые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши первые цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Учитель-дефектолог: ребята, наш Песчаный берег чист. Получайте первоцвет – пролеска.
(Дети получают фото и отправляются дальше по маршруту. Четвертый пункт - гора Фишт)
Учитель-дефектолог: вот и наше четвертое место гора Фишт, где мы тоже сможем найти первоцветы.
Учитель-дефектолог: ребята, для роста цветов нужен воздух. Но воздух должен быть какой?
Ответы детей : (чистый)
Учитель-дефектолог: правильно. К сожалению, воздух очень загрязнен. Назовите причины загрязнения воздуха?
Ответы детей : (дымящиеся трубы заводов, выхлопные газы машин)
Учитель-дефектолог: правильно. Я предлагаю вам очистить воздух.
(Проводится опыт со свечой.
Оборудование: свеча, блюдце, влажные салфетки).
Проводится дыхательная гимнастика.
Учитель-дефектолог: ребята, воздух на горе Фишт чист. Вашу Красную книгу дополнит первоцвет – цикламен.
(Дети получают фото и отправляются дальше по маршруту. Пятый пункт - Заповедный лес)
Учитель-дефектолог: вот и наше пятое место Заповедный лес, где мы можем встретим первоцвет.
Учитель-дефектолог : ребята, раз мы с вами в Заповедном лесу, давайте вспомним правила поведения в нем.
(На мольберте дети расставляют знаки - экологические правила поведения в природной среде).
Учитель-дефектолог: ребята, вы правильно вели себя в лесу. Получайте первоцвет – подснежник.
(Дети получают фото и отправляются дальше по маршруту. Встречают Весну).
Учитель-дефектолог: милая Весна. Посмотри, что ребята тебе принесли. Это первоцветы нашей республики Адыгея.
(Дети вручают Весне Красную книгу с первоцветами и повторяют их название).
Весна: спасибо, дорогие дети. Вы очень помогли мне. Я вижу, вы настоящие знатоки природы родного края. После того, что вы сделали, я не сомневаюсь, что в вашей республике Адыгея вырастет много первоцветов, и я смогу вступить в свои права. А самое главное, мы сможем цветы сохранить.
Да вот же, посмотрите, на вашем участке тоже появились первые весенние цветы.
(Учитель-дефектолог и Весна подводят детей к клумбе на участке, где выросли первоцветы).
Весна: Я тоже приготовила для вас сюрприз. Чтобы сберечь эти замечательные цветы, я дарю вам вот эти памятки «Сохраните первоцветы», которые вы раздадите людям. Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды.
(Весна раздает детям памятки «Сохраним первоцветы». Педагоги с детьми организуют природоохранную акцию на территории МБДОУ № 37 и близлежащем районе).
Природоохранная акция
«Сохраним первоцветы»
Цель: спасение от уничтожения редких и исчезающих раннецветущих
растений.
Задачи акции:
- активизация природоохранной деятельности педагогов, воспитанников детского сада;
- привлечение внимания к сохранению раннецветущих растений;
- пропаганда среди населения знаний о раннецветущих растениях;
- развитие творческих способностей детей во время природоохранной деятельности.
Участники акции: педагоги и воспитанники старшей и подготовительной групп МБДОУ № 37
Место проведения: г. Майкоп, МБДОУ № 37
Актуальность: современная экологическая ситуация указывает нам всем на результаты неразумной, безответственной деятельности людей по отношению к природе, поэтому следует научить детей беречь природу, не срывать первых цветов и объяснить детям, что не следует нести из леса букеты подснежников, цикламенов, примул, пролесок, так как срывая их мы нарушаем экологическую цепочку природы, губим целые естественные плантации. Поэтому мы со своими воспитанниками решили устроить акцию «Сохраним первоцветы».
Были проведены ряд мероприятий ( предварительная работа: беседы, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, знакомство с Красной книгой Адыгеи) и образовательная деятельность с воспитанниками, которые позволили научить детей «видеть» природу, понимать её значение и необходимость охраны, формировать у них систему ценностей, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения, бережного и эмоционального отношения к природе, желания сохранить природу своего города и ближайшего окружения.
Этап I Распространение листовок «Сохраним первоцветы» среди сотрудников МБДОУ № 37.
Этап II Распространение листовок «Сохраним первоцветы» среди родителей воспитанников.
Этап III Распространение листовок «Сохраним первоцветы» среди жителей г. Майкопа
Итог
Акция получилась познавательным для всех его участников, в том числе для педагогов. Знания, умения, навыки, которые дети получили в ходе акции, станут основой для формирования у них экологического грамотного поведения, бережного и эмоционального отношения к природе, желания сохранить природу. Дошкольники, участвуя в акции, почувствовали, что к их мнению и инициативам взрослые относятся серьёзно и с пониманием. А самое главное дети и взрослые поняли, что сберечь природу можно только общими усилиями всех горожан!