КВН для воспитателей Народные промыслы Орловского края.

Лариса Петрова
КВН для воспитателей Народные промыслы Орловского края.

Л. В. Петрова

Старший воспитатель (высшая пед. кат.)

МБОУ «Знаменская СОШ»

Отделение по дошкольному образованию№4

пгт. Знаменка, Орловской обл., Орловского района.

Педагогическая игра КВН - метод активного обучения в методическом сопровождении участников образовательных отношений ДОО в условиях работы по ФГОС дошкольного образования.

Как показывает практика работы успех методического сопровождения участников образовательных отношений в условиях работы по стандарту образования (ФГОСДО) во многом зависит от использования активных методов обучения, в процессе которых педагогам предоставляется возможность самостоятельно «добывать» знания и искать новые, наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми и родителями, повышать свою профессиональную компетентность по разным направлениям воспитательно - образовательной работы.

Преимущества этой формы работы вполне очевидны:

*сам процесс игры раскрепощает, снимает психологическое напряжение;

*создает настрой на успех работы в команде единомышленников;

*повышает уровень самооценки, что особенно необходимо для молодых начинающих педагогов, их адаптации к новой деятельности, их аттестации, участия в конкурсах разного уровня;

*совершенствует многие профессиональные компетенции;

*способствует осознанию себя в профессии «Воспитатель», пониманию своей роли в обучении, развитии, воспитании будущего гражданина поселка, города, страны.

В отделении по дошкольному образованию №4 четырнадцать групп, из которых девять групп детей дошкольного возраста (от 3-7 лет) .Более пятидесяти процентов педагогического состава составляют молодые педагоги, не имеющие опыта работы, поэтому вот уже на протяжении

трех лет в д/с работает «Школа молодого воспитателя», где широко используются разные методы и приемы повышения профессиональной компетентности, в том числе и активные методы обучения.

Представляем вашему вниманию один из немногих сценариев педагогических КВН, проведенных на занятиях.

КВН

для воспитателей

Народные промыслы Орловского края.

Игровая задача: получить максимальное количество очков за правильные лаконичные ответы.

Цель: повышение профессиональных компетенций по проблеме нравственно- патриотического воспитания, образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»(с учетом регионального компонента.)

Задачи:

Совершенствовать знания о родном городе, истории возникновения и народных промыслах, используя разные способы добычи информации, в том числе интернет ресурсы, посещение выставок народно- прикладного искусства и живописи.

Развивать коммуникативные качества, сплоченность, умение работать в команде.

Воспитывать чувства патриотизма и гордости, желание пополнять и обогащать знания об историческом прошлом своей малой Родины, осуществлять работу по нравственно - патриотическому воспитанию на близком и родном материале.

Предварительная работа: за месяц до проведения игры педагогам предлагается изучить, подобрать материалы о городе Орле - истории возникновения, легенды, промыслы, достопримечательности; Орел в годы войны; Современный Орел; Литературный Орел; Орел спортивный; Природа родного края.

В методическом кабинете представлены коллекция Плешковской (орловской) игрушки, образцы вышивки Орловский Спис.

Домашнее задание: вылепить образцы игрушек из глины по мотивам Плешковской игрушки.

Оборудование: оценочные листы для жюри, фломастеры, мольберты, эмблемы, ноутбук, рефлексивный экран.

Ход игры.

Ведущий (старший воспитатель): Приветствие.

На прошлом занятии «Школы молодого воспитателя» мы с вами составили портрет современного воспитателя, на которого ложится большая ответственность воспитания будущего гражданина и патриота своей Родины. Среди наиболее значимых личностных качеств педагога вы отметили доброту, любовь к детям, гуманность, беззаветную любовь к своей малой и большой Родине, нравственность, патриотизм, трудолюбие, проявление творчества и фантазии, компетентность и знание региональных особенностей нашего родного Орловского края традиций, промыслов, литературы, искусства.

Игра КВН посвящена народным промыслам, прославившим орловскийкрай далеко за пределами нашей Родины: Плешковской (орловской) игрушке и Орловскому Спису (вышивке).

Правила игры: дать правильный ответ на поставленный вопрос;

Выполнить задание.

Проявлять уважение к участниками игры.

Максимальное количество баллов -3

Педагоги делятся на две команды. Выбираются капитаны команд, название и девиз.

Представление команд.

Разминка.

Конкурс на лучшее прочтение стихотворения об Орле. (Региональных авторов В. Катанов, В. Дронников и др).

Закончи пословицу.

Любовь к Родине - сильнее (смерти).

Человек без Родины- соловей без… .(пищи)

Чужбина - калина,Родина -(малина)

Кто за Родину горой - тот истинный (герой)

Русская земля и в горсти … (мила)

Береги землю родимую как мать…. (любимую).

Задание №1.

Расскажите легенду о возникновении г. Орла.

(Существует несколько интерпретаций легенд, предлагается один из вариантов)

Легенда об основании города Орёл

Орловская городская легенда повествует. Орёл спал в гнезде. Ветер осени раздевал дубраву, но многие из деревьев всё ещё держали одежду на своих крепких плечах. Гонимые стужей, потянулись в тёплые края разные птицы. А их царь, сильный и смелый властелин неба с мощными крыльями и острым клювом, оставался в родном гнезде на вершине богатырского дуба. Дуб стоял в низине, у слияния двух рек, но был так высок, что с его вершины можно было хорошо рассмотреть и гору за рекой Орёл, куда уходило солнце, и широкую Оку, её пологий болотистый берег, уставленный деревьями, над которыми занималась заря. Свежий утренний ветер будил орла, и он, оставив гнездо, плавно парил над лесным междуречьем, высматривая добычу.

Утром 28 октября 1566 года его разбудили голоса. Орёл привстал над гнездом и увидел людей. У одних за поясом сверкали топоры, у других были в руках пилы, третьи держали пищали, у четвёртых, сидевших на конях, поблескивали сабли на боку. Все выжидательно поглядывали на гору. И вот прибыл воевода,развернул длинный свиток и стал читать громко:

– По велению государя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца.

Закончив чтение, воевода перекрестился,надел шапку и показал на дуб-великан:

– Рубить!

Первый удар поднял орла в небо.

– Вот и сам хозяин! – сказали люди, провожая глазами улетающую птицу.

Орёл улетел, а имя своё оставил городу, рожденному для защиты Москвы от набегов крымских татар.

Так об основании города рассказывает орловская легенда. А мы в ней находим множественные символы, посланные к нам из старины, чтобы рассказать нам правду. В легенде говорится про огромный дуб – это символ Мирового дерева, поэтому он стоит в низине, где обитает Велес, а макушка его упирается в небеса. Там обитает птица Перуна – орёл. Рассказ о дровосеках и о том, что они стали рубить этот дуб, символизирует смену мировоззрения – с календарного русского на религиозное семитское. Поэтому дровосеки крестились, демонстрируя свою христианскую принадлежность.

Орёл в этой легенде олицетворяет «старого» царя, который обитал в данной местности так давно, что уже и своё гнездо основал. Гнездо – это символ исконного рода, в данном случае упоминание гнезда говорит о том, что орловская земля была исконно заселена, и только пришедшее христианское мировоззрение насадило в ней чужеродную религию. Не зря пришельцы назвали орла «хозяином». Упоминание имени царя Ивана Васильевича, прозванного Грозным, прозрачно намекает на персону Громовержца, спрятанную в образе мифологического русского царя.

Эадание№2

Народные промыслы. (Плешковская игрушка. Орловский Спис).

Почему игрушку называют Плешковской?;

Есть в нашей Орловской области деревня Плешково (недалеко от г. Ливны).Земля там плохая, не родится ни рожь, ни овес,а вот глина там особенная: сверху желтая, поглубже серая, а еще глубже- белая с блестками, мягкая, легкая в работе. Давным, давно, в старину придумали люди из нее делать посуду, а ради забавы для маленьких детишек- игрушки - свистульки. Лепили в основном зверушек, птиц, домашних животных. После лепки обжигали их в печи, чтобы были крепче, а потом раскрашивали. Красок в старину не было, поэтому красную краску делали из красного кирпича, из листьев лопуха – зеленую. В настоящее время игрушки раскрашивают гуашью, в том числе используют и синюю краску.

Задание №3.

Назовите элементы росписи игрушки.

Элементы росписи игрушки – это круги «пятаки». Ими украшали тело животных.

Кроме этого использовали точки, мазки, тычинки. Расписывали гусиным пером.

Какими инструментами пользовались?

Палочки – тычки.

Задание №4

Где продавали игрушки – свистульки, и как называли людей, которые их продавали?

Задание №5.

Почему вышивку называют Орловский Спис?

В основу узоров мастера вышивки вкладывали в долгие зимние вечера воспоминанияо ярких красках лета: цветах,солнце, деревьях, травы…

Мастера как бы «списывали»у природы ее узоры: вот бежит ручей, плывут облака, растут цветы и деревья, вот мороз нарисовал зимние узоры, поэтому и вышивку назвали Орловский спис.

Задание №6

Назовите элементы узоров вышивки Орловский Спис.

Толстые и тонкие линии, завитки волнистые колечки, кружочки, елочки, ромбики, точки, крестики. Сначала рисуют контур, по контуру вышивают стебельчатым швом, а внутри- счетной вышивкой, т. е. считают, чтобы узоры были одинаковыми.

Задание №7.

Какие краски используют мастера вышивки?

Желтый, оранжевый, основные цвета – это синий и красный, а дополнительный - зеленый, малиновый.

Какие изделия украшали мастерицы?

Праздничную одежду; рушники,скатерти, салфетки, которыми украшали избу, когда приходили гости, показывали свои работы.

Задание №8

Какие инструменты использовали мастерицы для вышивки?

Пяльцы, наперсток, иглу, нитки.

Ведущий: искусство лепки и вышивки - искусство яркое, праздничное, живое и удивительное, но в то же время - это тяжелый и кропотливый труд, требующий большого терпения, настойчивости, любви. Необходимо помнить об этом, беречь и сохранять эти древние ремесла, изучать и знакомить детей с этим удивительным народным творчеством.

Задание №9

Назовите пословицы о труде и мастерах.

Дело мастера боится.

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Не кисть рисует, а руки.

Лучше маленькое дело, чем большое безделье.

Задание№10.

Под р. н. муз. «Коробейники» придумать танец.

Подведение итогов. Определение победителей.

Рефлексивный экран.

Продолжите фразу:

Мне понравилась игра, потому что…

Буду использовать в практике работы знания….

Хотела бы продолжить игры, потому что…

Ведущий благодарит всех участников за активность, смелость и находчивость, проявленную в игре.

Команде- победителей вручаются Благодарности.

Викторина для родителей

«Знаете ли вы свой город?»

Цель:

*Активизировать знания родителей о своем городе.

*Развивать способность к самоорганизации своей деятельности.

*Формировать патриотические чувства и стремление к передаче своих знаний и впечатлений о родных местах своим детям.

1. В каком году был основан г. Орел(1566г)

2. Какой юбилей праздновал город в 2016 году(450 лет)

3. Что изображено на гербе нашего города и что обозначают эти символы?

4. Какие реки протекают через город Орел?

(Ока, Орлик, Зуша)

5. Назовите основные скверы и парки города.

6. Имя какого писателя носит название главного театра нашего города?

(И. С. Тургенева) Каких еще знаете писателей - классиков, родившихся на орловской земле?

7. Назовите площади нашего города.

Где проходят парады и митинги в городе Орле? (Площадь. В. И. Ленина, кроме того, площадь героям - комсомольцам)

8. Кто является автором и художником панно -диорамы, находящегося в Военно- историческом музее города Орла?

(А. И. Курнаков)

9. Почему город Орел называют - городом первого салюта победы и когда он состоялся( 9 мая1943 года)

10. Назовите генерала, погибшего за освобождение города Орла в 1943 году? (Л. Н. Гуртьев - герой Советского Союза).

11. Какие еще памятники героям войны есть в городе?

12. Назовите имя знаменитого композитора, жившего в Орле. (В. Калинников)

13. Прочтите выразительно любимое стихотворение о городе Орле (орловских поэтов).

14. Летчик- космонавт, герой РФ, прославивший г. Орел в наше время.

(А. А. Масуркин)

14.Продолжите фразу: «Я живу в городе Орле, потому что….

«Я люблю свой город за….

«Мой город Орел самый….

Подведение итогов викторины. Изучая историю и культуру родного края, мы лучше узнаем свою Родину - Россию, частью которой мы являемся.

Рефлексия: Игры викторины помогают нам….

Игры понравились, потому что…

Предварительная работа: просмотр электронной презентации «Достопримечательности г. Орла», чтение художественной, справочной литературы, интернет ресурсы.

Викторина для воспитателей

групп младшего дошкольного возраста.

Тема : Малые фольклорные формы в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: активизировать знания педагогов о малых фольклорных формах и использовании их в практической работе с детьми;

Продолжать развивать интерес педагогов к региональному компоненту ООПДО, его значимости в нравственно- патриотическом воспитании подрастающего поколения;

Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.

Предварительная работа; изучение материалов сб О. Бережновой и др «Орловский фольклор».

Ведущий:

Фольклор - это пример высокой духовной культуры нашего народа и значение его в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить, особенно в современном обществе.

В каждом отдельном жанре русского фольклора, будь т о поговорка, закличка, потешка, частушка, колыбельная, загадка, пословица проявляются черты нашего русского народа - словесная меткость, уместность, находчивость, хитрость, трепетная любовь к своему Отечеству, самоотверженность, трудолюбие, сострадание, смекалка, смелость, уважи тельное отношение к старшему поколению, любовь к ближнему, бережное отношение к живому, к родной матушке - кормилице, водице, ветру - буйному….

Цель викторины – повысить компетентность педагогов, актуализировать знания орловского фольклора:

Развивать патриотические чувства и интерес к региональному фольклорному материалу, желание активно использовать его в практике работы с детьми и родителями.

Воспитатели делятся на две команды.

Творческое задание: придумать название команд и девиз согласно теме викторины.

Задание капитанам. Кто быстрее всех и правильнее скажет скороговорку (на выбор).

Задание №1. Что означает слово фольклор?

Задание№2. Дайте короткое определение Заклички.

Закличка - это обращение к явлениям природы; солнцу, ветру, дождю ит. д.)

Задание №3 Дайте определение приговорке.

Приговорка - это обращение к животным.

Задание4. Кто быстрее? Смотать шнур до нужной отметки.

Задание №5. Выбери игрушку и вспомни потешку о ней. (Кисонька - Мурысенька. Котик. Коровка, Петушок. и др)

Задание №6. Творческое. Инсценировка потешки. (Жесты, мимика и др.)

Задание №7. Кто написал картину «Лена заболела»?

(А. Курнаков,Нарисуйте настроение девочки до болезни и во время болезни.

С какого возраста необходимо развивать эмоции и чувства ребенка?

Задание №8.Обоснуйте утверждение: «Знание и использование в работе с детьми и родителями малых фольклорных форм орловского края –одно из условий формирования нравственности будущего гражданина России».

Задание №8. Инсценировка песни «Тень - потетень» В. Калинникова (Орловский композитор)

Коллективный просмотр презентаций условий предметно- развивающей среды «Речевое развитие»(группы раннего возраста).

Подведение итогов викторины. Награждение команды победителя.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Угадай народные промыслы»Дидактическая игра «Угадай народные промыслы» У нас в Нижнем Новгороде есть музей истории нижегородских промыслов и в старшей группе, когда дети уже знали и различали росписи, но видели.

Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа)Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа) Для этой темы у нас отводилось две недели. В начале первой недели мы повторили промыслы, изученные в прошлом году – Матрешка и Дымковская.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. НеменскогоЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими,.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Уважаемые коллеги хочу поделиться какой мини-музей "Народные промыслы" в младшей группе мы организовали. О важности приобщения ребенка.

Название проекта «Народные промыслы» Название проекта: «Народные промыслы». Тип проекта: среднесрочный (5месяцев). Вид проекта: групповой, познавательный, творческий. Участники.

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление.

Проект «Народные промыслы» в средней группе №8Проект «Народные промыслы» в средней группе №8 С 16.01.17 – 30.01.17 в средней группе №8 была проведена работа по информационно-творческому проекту «Народные промыслы». Воспитанники разучили.

Выставка «Народные промыслы и игрушки»Выставка «Народные промыслы и игрушки» Доброго времени суток всем, кто нашел время и заглянул на мою страничку! Хочу представить вам выставку, приуроченную к тематической неделе.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
КВН для воспитателей Народные промыслы Орловского края.
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 16:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки