Папки-передвижки

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского (24 фото)

Евгений Щекотихин
Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского
▼ Скачать + Заказать документы

Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся более сложные формы глиняной пластики методом индукции (от частного- к общему, от простого- к сложному. В. Сухомлинский.) Введение обучающихся в основы профессионального и художественного обучения (т. к. керамика и глиняная пластика изучаются в средне- специальных и учебных заведениях художественной направленности).

Публикация «Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий „Народные промыслы Орловского края“ по программе Б, М, Неменского» размещена в разделах

Задачи:

Обучающие- Обучить аспектам данного вида ремесла в общеобразовательных целях. Развитие мелкой моторики, пространственного и образного мышления, познавательной деятельности. Подвести обучающихся к основам истории и краеведения.

Воспитательные- Привить усидчивость, прилежание к занятиям. Умение работать в слаженном коллективе. Любовь к истории и культуре родного края. Умение вести научно- исследовательскую работу и грамотно сочетать её с творческой. Привить обучающимся художественно- эстетический вкус.

Словарный ряд: Чирка, Чирочка, Щепа, Тырялка;

Програмный материал :

Чернышенская игрушка — народный художественный промысел России. Возник в селе Чернышено, Новосильского района, Орловской области.

Деревня издавна славилась залежами белой, красной, синей, голубой глины. В основном, для лепки игрушки использовалась белая и голубая глина, которую мы и используем, продолжая народные традиции. Запасали материал ранней весной и хранили в прохладном месте. Предположительно, это заключалось в том, что глина, напитавшись талыми водами, более поддатлива при взятии из недр земли. Так же с этим связывалось поверье, что глина напитывалась первородной, чудодейственной силой ранней весны. С приходом весны наши предки изгоняли всё ненужное, наносное. Стоит отметить, что при изготовлении игрушек глину не мяли, а гладили, как бы вытягивая. Этим техника Чернышенской игрушки несколько отличается от Плешковской. На практике легко убедиться, что Чернышенскую глину не так то и легко «приручить». Все мы знаем, что в любом ремесле есть свои секреты, передающиеся из поколения в поколение. Разные свойства глины. Так как она является природным материалом, пластические и декоративные качества напрямую зависят от места добычи. Установлено, что свои игрушки Чернышенцы лепили не круглый год. «Сезон» лепки начинался с установлением тёплой погоды, чтобы поделки можно было «обветрить» на воздухе. Вылепленные игрушки долго сушили в кадке над дымом тлеющих гнилых щепок. Потом так же долго остужали изделия. Здесь мы видим простейший способ обжига. Хотя технологии Плешковского промысла позволяли произвести обжиг игрушки и в печи, но видимо, данный способ позволял сохранить игрушку от растрескивания и порчи, а так же «изгонял» из неё лишнюю влагу, тем самым подготавливая к последующему обжигу при высокой температуре. Роспись производили минеральными и анилиновыми красками. В качестве кисти, в основном использовали петушиное перо. Сохранились некоторые сведения, что использовался кусок ваты, намотанный на лучину и изредка- кроличья лапа.

Мужская часть населения игрушки не лепила. Мужчины на селе занимались изготовлением посуды, ведь это достаточно тяжёлое, трудоёмкое занятие, тем не менее позволяющее неплохо заработать на хлеб насущный и прокормить семью. Кадки, кубаны всегда пользовались у народа высоким спросом. Игрушки лепились детям на потеху, поэтому их и прозвали- Чернышенские Потешки. Игрушки и посуду возили на продажу на троицкую и препловенскую ярмарки. В Чернышенской пластике мужские фигурки встречаются,в основном, только вместе с конём. Значение образов и символов почти то же самое, что и в Плешковском промысле. Птицы встречаются редко. Один из частых сюжетов- Кукушка. Жители Чернышена верили, что Кукушка обладает способностью предсказывать будущее. Из животных сюжетов встречаются коньки. С седоком и без него. Мы видим, что порой они были причудливые и трёхглавые. Такого Конька предлагается слепиь в ходе занятия. Для детского сада и младшей школы вполне возможно упростить задание- лепка коня с одной головой и без всадника. Такой необычный примитивизм. Дело в том, что изображение «трёхглавого» коня является символом русской тройки. Удалой, резвой. Стоит помнить, что у народного мастера- своё, незамутнённое видение натуры. Приступая к лепке игрушки, это и стоит учесть.

Барыня или Кормилка

Мы с Вами проходили на занятии, посвящённом древним корням народного искусства, что изображение женщины, роженицы, кормящей, являются священными и ритуальными. Изображение женщины- Матери имеет особое значение. Отсюда и её название- «Кормилка». Груди, наполненные молоком, несут образ плодородия, немыслимую, всепоглощающую силу Земли. Крестьяне кормились от своих насущных трудов, от Земли. Вспомним изображения и скульптурки женского Божества, найденные при раскопках на стоянке первобытного человека. О значении данного сюжета уже упоминалось на занятиях по лепке Плешковской игрушки. Но есть некоторые различия, как в технике лепки, так и в значении. В Плешковской Пдастике изображение женщины более упрощённое и символичное, тем самым относит нас к древним, примитивным культурам. В Чернышенской игрушке, пластика более проработанная, рельефная. Отличается так же многообразием цвета.

Так же хотелось бы отметить, что в Плешковской игрушке образ женщины имеет узкое значение «Берегиня» (способствующая поможению в родах, в Чернышенской - «Кормилица» (вскармливающая молоком и дающая земные блага, хлеб насущный).

«Конник»

По своей структуре и композиционному строю, данный сюжет вполне можно отнести к декоративной скульптуре. В народном искусстве конь является солярным знаком. Всадник, которого везёт конь. по- традиции является добрым вестником. Он приносит людям солнце, весну. Конь так же олицетворяет плодородие, достаток и урожай. Не даром в народе ходило выражение- беднота безлошадная. «Где конь прошёл, там и урожай будет!» «Конь не валялся»- дословно, «не потоптался», т. е. Земля не вспахана, не обработана. Хозяин ленивый. «Старый конь борозды не испортит». «Да и новой не вспашёт!»

Русская тройка- оберег достатка, зажиточности, плодородия, счастья и веселья. Всем известен обычай на масленницу есть блины с икрой и кататься на тройке.

В заповеднике «Орловское полесье» посетителей в честь праздников «Масленница» и «Троица» катают на тройке. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что символ русской тройки стал полноправным брендом

культурно- исторических мест Орловщины.

Ход занятия:

Лепка сюжета «Барышня» или «Кормилка»

Кто скажет, чем отличается изображение женщины в Чернышенской и Плешковской игрушке?

- Начинаем лепку «от колобка». Все ли помнят, что необходимо смачивать пальцы в воде?

Катаем вытянутую колбаску;

Вытягиваем шею и намечаем голову;

Намечаем талию, вставляем снизу палец. (большой или указательный). Смачиваем пальцы и подушечками «выделываем» нашей барышне юбку.

Вытягиваем руки и грудь. Не забываем смачивать пальцы, иначе лепка не получится. Никаких сторонних налепов в этих местах. Применяем тянущую технику или технику вытягивания. Кто скажет, для чего мы используем эту технику? Вспоминаем лепку Плешковской игрушки.

Правильно. Чтобы изделие было прочным и не испортилось при обжиге.

Дорабатываем юбку пальцами, чтобы она была нарядной и пышной.

Делаем небольшой шарик. Слегка сплющиваем. Из него получается своеобразная шапка- беретка для Барышни. Детали соединяем, слегка смачивая их водой.

Изготавливаем ребё нка: катаем шарик, из него- колбаску. Вытягиваем из него руки и голову. Делаем для ребёнка похожую шапочку.

Вкладываем ребёнка в руку Барышни, как изображено на наглядном пособии.

Одной рукой она держит ребёнка, другой- подбоченилась или поддерживает грудь.

Шилом или зубочисткой делаем характерные углубления в груди.

Заглаживаем трещинки и неровности, придавая изделию завершённый, выставочный вид.

Даём изделию подсохнуть, параллельно с этим возможно устроить выставку- просмотр.

Лепка сюжета «Русская тройка» или «Конник»

Начинаем так же «с колобка», затем катаем большую, вытянутую колбаску.

Вытягиваем шею и передние лапы. Шея должна быть достаточно толстой. Если мы лепим сюжет «Тройка». Это необходимо для того, чтобы потом при помощи ножа разделить её на три части.

Сзади делаем свистульку: противоположной стороной стека или мастихина (чиркой, тырялкой) делаем углубление полости свистульки.

Далее вытягиваем полученную форму в хвост. Вытягиваем задние лапы.

Прорабатываем голову и шею;

Лепим конника по аналогии с Барыней; «Вытягиваем» ему две ноги. Можно сделать головной убор: фуражку, берет. В данном случае, мы немного отошли от «канона» и сделали коннику ушанку, как в каргопольской игрушке.

Сажаем всадника на коня. При этом следует помнить, что при соединении детали смачиваем.

Заглаживаем трещины и шероховатости.

Щепой или стеком проделываем в свистульке отверстие для подачи воздуха. Чиркой делаем отверстие для выхода воздуха.

Даём изделию подсохнуть.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского
Фото «Народные промыслы Орловского края»
Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий  по программе Б. М. Неменского - фото
Цель урока Освоить новый вид Народные промыслы игрушки прикладное творчество народного промысла Чернышенская игрушка на основе ранее изученного Плешковская игрушка Дать обучающимся более сложные формы глиняной Поделки из пластилина по темам пластики методом индукции от частного к общему от простого к сложному Введение обучающихся в основы профессионального и художественного обучения т керамика и глиняная пластика изучаются в средне специальных и учебных заведениях художественной направленности Публикация Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий Народные промыслы Орловского края по программе Б М Неменского размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Народные промыслы игрушки прикладное творчество Народные промыслы Лепка занятия с пластилином Пластилин Поделки из пластилина по темам Республика область край Список городов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД март Задачи Обучающие Обучить аспектам данного вида ремесла в общеобразовательных целях Развитие мелкой моторики пространственного и образного мышления познавательной деятельности Подвести обучающихся к основам истории и краеведения Воспитательные Привить усидчивость прилежание к занятиям Умение работать в слаженном коллективе Любовь к истории и культуре родного края Умение вести научно исследовательскую работу и грамотно сочетать её с творческой Привить обучающимся художественно эстетический вкус Словарный ряд Чирка Чирочка Щепа Тырялка Програмный материал Чернышенская игрушка Народные промыслы Лепка занятия с пластилином народный художественный промысел России
Публикации по теме:

Древние корни народного искусства (по программе Б. М. Неменского) Древние корни народного искусства Цель урока- познакомить учащихся с основами народного искусства. Дать определения «Декоративное и прикладное.

Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа)Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа) Для этой темы у нас отводилось две недели. В начале первой недели мы повторили промыслы, изученные в прошлом году – Матрешка и Дымковская.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

Мастер-класс «Народные игры и игрушки» в рамках городского конкурса «Научись сам — научи ребенка» Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими,.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Уважаемые коллеги хочу поделиться какой мини-музей "Народные промыслы" в младшей группе мы организовали. О важности приобщения ребенка.

Название проекта «Народные промыслы» Название проекта: «Народные промыслы». Тип проекта: среднесрочный (5месяцев). Вид проекта: групповой, познавательный, творческий. Участники.

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление.

Проект «Народные промыслы» в средней группе №8Проект «Народные промыслы» в средней группе №8 С 16.01.17 – 30.01.17 в средней группе №8 была проведена работа по информационно-творческому проекту «Народные промыслы». Воспитанники разучили.

Выставка «Народные промыслы и игрушки»Выставка «Народные промыслы и игрушки» Доброго времени суток всем, кто нашел время и заглянул на мою страничку! Хочу представить вам выставку, приуроченную к тематической неделе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского
Опубликовано: 19 марта 2017 в 21:31
+139Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского» (включая файлы) размещена пользователем Евгений Щекотихин (УИ 1090768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 106.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД