Папки-передвижки

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского (5 фото)

Евгений Щекотихин
«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского

Оборудование и материалы:

-Плешковская игрушка.

-Гуашь.

-Краски, кисточки.

-Фартуки, тряпочки, клеёнки.

-Плакаты, наглядные пособия.

Цель урока- Познакомиться с народным промыслом Орловского края «Плешковская игрушка». Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.

Публикация «„Роспись плешковской игрушки“, Занятие из цикла „Народные промыслы Орловского края“ на основе программы Б, М, Неменского» размещена в разделах

Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся пространственное и наглядно- образное мышление.

Задачи:

Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки.

Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.

Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.

Програмный материал :

Игрушка Плешковского промысла- на первый взгляд невзрачна, неказиста. Не очень богатая палитра красок. Но не смотря на это, многие поражаются её декоративными качествами. В чём же секрет? А весь секрет в том, что народный, порой даже неграмотный, «неотёсанный» мастер имел своё особенное, природное чувство ритма и чувство цвета. Кроме природного цвета глины, использовалось всего два- три цвета. Но посмотрите, как точно из этой цветовой паллитры созданы такие необычные, декоративные цветовые композиции. В то время не было художественных школ, специальных учбных заведений, где подобное ремесло могло бы преподаваться в массовом порядке. Как мы уже сказали, простой сельский мастер не владел общеобразовательной грамотой, а уж тем более изобразительной. Но у народного художника есть своё, внутреннее, незамутнённое видение искусства. По своей декоративности Плешковская игрушка привлекает отечественных и зарубежных искусствоведов. Но не смотря на видимую простоту, очень много ушло трудов, чтобы собрать хоть какую- то информацию о данном промысле.

Плешковская глина довольно пластичная и поддатливая. Обладает хорошими декоративными качествами и прекрасно поддаётся обжегу. После обжега цвет глины принимает очень интересный, бледно- терракотовый оттенок. Именно поэтому на нём очень удачно смотрятся пятна красного и зелёного цвета. Древнее, непревзойдённое сочетание цветов. Изделие не нужно излишне декорировать, делать налепы и «кренделя». При помощи «чирочек», аналогов современных стеков делалась нехитрая гравировка. Цвет являлся лишь дополнением к форме. Но выполняя задание, следует подойти к нему с особенным усердием и ответственностью.

В целом, роспись представляет собой небольшие пятна сдержаных цветов. Плешковские мастера Фроловы любили повторять- «А больше и не надо». Мастера Фроловы известны тем, что часто применяют и свои, авторские узоры, которые для других мастеров Плешковской игрушки не характерны.

Форма игрушки цельная, без лишних деталей, небольшого размера, с ладошку ребёнка.

В сюжетах преобладает крестьянская тема - домашняя скотина и птица. Роспись животных, как и роспись людей имеет как характерные детали рисунка, так и символические знаки.

Фигурки людей такие же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Особенный местный сюжет - мужчина одет в форму солдата русско-японской войны.

Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этого села - островерхий капор, косынка на шее. Напоминает крестьянский костюм Орловской Губернии. Встречается также убор в виде кокошника. Возможно- местный, или символический. Кокошник, как правило окрашивается в красный цвет.

Баба (или Барыня, Кормилица, Нянюшка, она же Берегиня) — связь с культурой наших предков. Тысячи лет отделяют нас от наших предков- дикарей, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос, тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Узоры на поверхности женско фигурки- солярные знаки — двойной крест, пятна с мелкими точками. Вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем, ещё может быть морская стихия, водные источники. С дождём в народных приметах так же ассоциируется лягушка. Лягушки квакают на дождь. Среди писателей и художников, приезжавших в Плешково в 60-х, 70-х годах прошлого века, известны рассказы о Юродивом Васюне, который мастерски, правдоподобно квакал, изображал лягушек. «Квак!» «Квак!». Отсюда следует, что в генетической памяти плешковцев жива связь с «Матерью- Сырой- Землёй» и водными стихиями. Так же, как и в китайской традиции, этот символ имеет значение достатка, плодородия. В Плешковском промысле не случайно встречается сюжет «лягушка». Плешковцы любят говорить- «У нас весной лягушки как прям преображаются, становятся на редкость красивыми, и куда уродство всё девается? Кода преобретает голубоватый оттенок.» Напоминает процесс изменения цвета глины при обжиге. Не сложно вспомнить и русскую народную сказку о Царевне-лягушке.

Следует помнить: в росписи вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце).

Мастерица Александра Михайловна Иванилова. Многие исследователи, со всей России приезжали к ней в гости, чтобы проникнуться в суть Плешковского промысла. Александра михайловна осуществляла роспись своих изделий тоненькой палочкой- лучиной. Сверху наматывала ватку. Линии получались певучие, живые и сочные. Культуролог И. И. Борисова вспоминает, как плешковские мастера не только не признавали художественных кистей, но даже смеялись над профессионалами, членами Союза Художников- «Эко вы тут казюлин налепили.»

Среди жителей Ливенского района бытовало по верье, что в мае, на Николу, нужно праздновать "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все лишнее и наносное, что накопилось за зиму. Зелёный цвет- цвет майской зелени. Стоит отметить, что это всё- язычество и не имеет ничего общего с современной наукой. Но эти поверья несут нам знания общекультурологического характера. Местные жители верили, что солнце от этого жарче греет. Об этом говорит красный цвет в росписи. По другим данным, этот праздник празднуется в конце марта- середине апреля. Символизирует талый снег, первую зелень. (Е. Щ.) Однако смысл- один и тот же. Приход весны и обновление природы.

Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек. По народной традиции, издавна выполняемая тертым кирпичом и соком лопуха. Как свидетельствуют старинные образцы игрушек, сохранившихся до наших дней, цвета не протятся, не выгорают. При этом учитывается то, что в эти свистульки и Барышни играло не одно поколение. Древние цвета природы, своим происхождением и предназначением относящие нас к временам наших далёких предков- Вятичей. Пятна, произвольно покрывающие поверхность игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение майской зелени.

Плешковцы гордо говорили- у нас краска своя, домодельная, не то что покупная. Затирается, варится с душой. Цвета природные, истинные. Но к сожалению, секреты тех, народных красок «канули в лету», да и на изготовление подобных красок не предусмотрено времени. В школьном курсе изобразительного искусства рекомендуется использовать гуашевые, акриловые, темперные краски, которые сейчас свободно продаются в художественных салонах.

В Плешковском промысле, единственном из всех похожих, у барыни встречаются вертикальные и волнообразные линии - символы падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина призваны порождать, плодить новую жизнь. Об этом говорит зелёный цвет в росписи, который брали из лопуха, цвет земной растительности.

Ход занятия:

-Подготавливаем рабочее место.

-Обзор расписанной игрушки : Кто скажет, какие символы Вы видите в цветовых пятнах, которыми расписана игрушка, и что они означают?

- Какие цвета преобладают?

-Какими красками расписывали игрушки народные мастера?

Роспись изделия производится кисточкой, без предварительой разметки.

Плешковские народные мастера, по началу не признавали кисточки. Выстругивали спичку или палочку- лучину. Наматывали ватку.

- Берём в руки игрушку. Желательно, с точки зрения народного искусства постоянно держать её, крутя в ладони. Народные мастера не пользовались каким- либо подиумом.

Начинаем роспись с крупных, локальных пятен. Окрашиваем кокошник. Применяем красный, оранжевый или красно- коричневый цвет.

Кто нам скажет, что же такое кокошник?

-Окрашиваем детали одежды.

-Изображаем на одежде круги, дождь, или двойной крест, что является, как было сказано выше, символическими знаками в народном искусстве.

-Уточняем, прорабатываем мелкие детали.

-Даём изделию высохнуть. В конце занятия- выставка- просмотр.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского
Фото «Народные промыслы Орловского края»
«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла  на основе программы Б. М. Неменского - фото
Фото №1 Оборудование и материалы Плешковская игрушка Фото №2 Краски кисточки
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Угадай народные промыслы»Дидактическая игра «Угадай народные промыслы» У нас в Нижнем Новгороде есть музей истории нижегородских промыслов и в старшей группе, когда дети уже знали и различали росписи, но видели.

Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа)Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа) Для этой темы у нас отводилось две недели. В начале первой недели мы повторили промыслы, изученные в прошлом году – Матрешка и Дымковская.

Конспект занятия «Лепка Плешковской игрушки»Конспект занятия «Лепка Плешковской игрушки» Цель урока- Познакомиться с народным промыслом Орловского края «Плешковская игрушка». Познакомиться с принципами и элементами народного.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими,.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Уважаемые коллеги хочу поделиться какой мини-музей "Народные промыслы" в младшей группе мы организовали. О важности приобщения ребенка.

Название проекта «Народные промыслы» Название проекта: «Народные промыслы». Тип проекта: среднесрочный (5месяцев). Вид проекта: групповой, познавательный, творческий. Участники.

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление.

Проект «Народные промыслы» в средней группе №8Проект «Народные промыслы» в средней группе №8 С 16.01.17 – 30.01.17 в средней группе №8 была проведена работа по информационно-творческому проекту «Народные промыслы». Воспитанники разучили.

Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы» МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» Выполнили воспитатели Копусова И. И. ,.

Выставка «Народные промыслы и игрушки»Выставка «Народные промыслы и игрушки» Доброго времени суток всем, кто нашел время и заглянул на мою страничку! Хочу представить вам выставку, приуроченную к тематической неделе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского
Опубликовано: 14 марта 2017 в 19:30
+157Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 104.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД