Лучший педагог года

Лечебно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

дина афанасьева
Лечебно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности является охрана здоровья населения (А. И. Потапов, 2003; Г. Г. Онищенко, 2005).

Актуальность проблемы. На протяжении последних нескольких лет стал, заметен неуклонный рост числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это происходит по ряду причин: сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, немаловажной причиной можно считать экологическую ситуацию регионов.

Публикация «Лечебно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Неблагоприятная демографическая ситуация в России обостряет проблемы нарастающего ухудшения здоровья детей и ставит их в ряд национальных приоритетов. В этих условиях особое значение придаётся качеству здоровья детей раннего возраста, организм которых особенно чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов среды.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В дошкольных учреждениях созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм ребёнка.

Мы работаем в детском саду №15 "Дюймовочка" в специализированной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В нашей группе четырнадцать детей. Дети имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата : плосковальгусное нарушение стоп, дисплазию (вывих) тазобедерных суставов, ДЦП (детский церебральный паралич, синдром дисплазии соединительной ткани, кривошея, парез Эрбе. Многие дети имеют инвалидность. Приходя в наш детский сад, родители надеются, что их ребёнок получит дополнительную помощь, которую они не могут оказать сами.

В то время, когда дети приходят в нашу группу, мы тщательно изучаем их диагнозы и вступаем в тесный контакт с родителями. Это помогает нам учитывать все особенности заболевания каждого ребёнка. Мы считаем, что это очень важно для достижения максимального результата. Работа начинается комплексно.

Все дети нашей группы получают лечение в поликлинике : электрофорез, парафин. В детском саду этим детям уделяется много внимания: медицинские сёстры, медсестра-массажист, врач-невролог, инструктор по физическому развитию, инструктор по лечебной физкультуре, инструктор по плаванию и мы, воспитатели, учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка. Составляется план мероприятий, которые проводятся всеми специалистами.

Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает специальные комплексы лечебной гимнастики, которые меняются один раз в две недели и учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка. Массаж делается также с учётом заболевания детей. Инструктор изучает медицинскую карту и рекомендации лечащего врача.

Лечебная физкультура даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные и временные отклонения в состоянии здоровья.

Важное значение уделяется дозированию физической нагрузки, которая должна быть адекватна состоянию здоровья ребёнка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки при проведении лечебной гимнастики являются исходные положения при выполнении упражнений, количество повторений каждого упражнения и методы их выполнения (повторный, интервальный, продолжительность занятия и моторная плотность нагрузки на протяжении занятия.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся курсами. Курс профилактического или лечебного воздействия составляет 1,5-2 месяца. Дети с тяжёлыми формами заболеваний (ДЦП, врождённая патология – парез Эрбе) занимаются без перерывов. Если ребёнок при проведении курса лечебной физкультуры заболел и вынужден пропустить занятия, то он возобновляет их после выздоровления.

Лечебная физкультура для детей – это подбор специальных упражнений, их целенаправленное чередование и повторение, зависящее от стадии и формы заболевания, физической подготовленности и возраста ребёнка, функционального состояния сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Лечебная гимнастика проводится в виде индивидуальных, самостоятельных и групповых занятий.

На занятиях по физическому развитию мы тоже всегда учитываем диагнозы всех детей. Одним нельзя прыгать в длину, высоту, нельзя бегать, то в это время они выполняют другие упражнения, например, «Ходьба по канату с мешочком на голове» или метание предметов в даль. Дети, которым нельзя метать предметы, выполняют прыжки или лазание по гимнастической стенке. На занятиях по физическому развитию мы разделяем детей на подгруппы по диагнозам. Мы работаем в тесном контакте с инструктором по физическому развитию и инструктором по лечебной физкультуре.

Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

На занятии применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действия физических упражнений.

Инструктор по плаванию учитывает заболевание ребёнка и даёт большую нагрузку на ту группу мышц, которая нуждается в этом. Это происходит под присмотром медицинской сестры.

Медицинские сёстры следят за тем, чтобы дети получали максимум нагрузок в период пребывания детей в детском саду в соответствии с диагнозом.

В группе мы ведём индивидуальную работу в свободное время от занятий, на прогулке; после сна проводятся закаливающие мероприятия, которые укрепляют организм ребёнка.

Для этого у нас в физкультурном центре имеется различный спортивный инвентарь: комплекты массажёров для всех групп мышц, разные виды дорожек (верёвочные и ребристые дорожки, тяжёлые мешочки с песком на ноги для устойчивости стопы, мячики, скакалки, спортивные палки, шведские стенки. Каждому ребёнку уделяется время для достижения поставленной цели.

Проведение всех этих мероприятий позволяет своевременно и эффективно устранять причины заболевания ребёнка на ранних этапах формирования свода стопы и нарушений осанки. Именно своевременность использования физических нагрузок с лечебной целью является наиболее значимым фактором коррекционной работы в детском саду. Физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.

В физической реабилитации дошкольников необходимо учитывать характер патологического процесса, протекающего в организме, а также степень и длительность снижения двигательной активности.

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. В конце каждого учебного года проводится медицинский осмотр детей, отмечаются все изменения, произошедшие за год. Обычно одного или двух детей, нуждающихся в профилактике заболевания, переводят в обычные группы, так как врач-ортопед снимает диагноз. У некоторых детей отмечаются улучшения в здоровье. Это очень радует, так как все мы были заинтересованы в этом изначально, с этими детьми была проведена большая работа.

Необходимо усовершенствовать процесс физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детском саду, который будет направлен, с одной стороны, на коррекцию нарушений и укрепление здоровья, с другой – на их разностороннее развитие. И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность коррекционно-развивающей работы повышается.

Публикации по теме:

Выступление на педсовете «Особенности формирования основ безопасной жизнедеятельности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,.

Задачи родительского комитета Родительский комитет МБДОУ ДС № 15 В состав родительского комитета входят по два представителя от каждой группы детского сада, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лечебно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 25 октября 2014 в 13:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД