Папки-передвижки

Лексическая работа «Кто как к зиме готовится»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа «Кто как к зиме готовится»

Стихи

Осень

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят….

Видно тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

Перед отлетом

Лопаты не при деле —

Работы нет в саду.

И рано поредели

Дубы в этом году.

Скворечники — пустые,

В них больше нет скворчат,

Скворечники пустые

Среди ветвей торчат.

И понимает каждый,

Что теплым дням конец.

Публикация «Лексическая работа „Кто как к зиме готовится“» размещена в разделах

Но осенью однажды

К нам в сад летит скворец.

Скворец! Смотрите, вот он!

Ему пора на юг,

А он перед отлетом

Домой вернулся вдруг.

К нам прилетела птица

Проститься. Агния Барто

Загадки о птицах

На шесте — дворец,

во дворце — певец,

А зовут его —. (скворец).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней? Кто же это?. (Соловей.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.) Вертушке на месте никак не сидится.

Всё хвастает синим своим сюртучком.

И шапочкой чёрной гордится. (синица)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка)

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/

Загадки о насекомых

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает (пчела).

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза

Называем ее (стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (жук)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка)

Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит. Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками,друг о друга попеременно)

Продаёт она орешки.

Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей —. , стая уток —. ,. грачей —. ,. соловьев —. .

Дидактические игры

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)

Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Почему мы называем птиц перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

- показать, где у птички клюв, хвост….

- назвать части тела птички.

Игра “Один - много”

Кукушка – кукушки, журавль - журавли,

скворец - скворцы, соловей - соловьи,

жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,

грач - грачи, утка - утки,

ласточка – ласточки, грачонок – грачата,

аист – аисты гусенок – гусята.

Игра “Кто как голос подает”.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица, две птицы, пять птиц.

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

«Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.

Ход игры

Дети рассматривают изображение одной птицы. Воспитатель предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»

Ласточка — щебечет, грач — кричит «гра», соловей — заливается, свистит, щелкает, кукушка — укует, журавль — курлычет, жаворонок — звенит.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач).

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

Кто это; какая это птица (перелетная, зимующая); внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва); чем питается; как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея?. (У лебедя.);. самые длинные ноги?. (У цапли, журавля.);. самый длинный клюв?. (У цапли.); какие птицы лучше всех поют?. (Соловьи.);. подражают пению других?. (Скворцы.). Дидактическое упражнение «Один-много».( Образование множественного числа существительных: лиса – лис, ёж – ежей, белка – белок, заяц – зайцев, волк – волков, лось – лосей, кабан – кабанов.)

«Назови ласково». (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) : белка – белочка, лиса – лисичка, заяц – зайчишка, зайчонок, белка – бельчонок, медведь – медвежонок, волк – волчонок.

«Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев; одна лиса, ,пять лис; один волк, ,пять волков; один медведь, … ,пять медведей; одна белка,, пять белок.

«Чей? Чья? Чье? Чьи?

Хвост лисы — лисий хвост, лапа медведя — медвежья лапа, зубы волка — волчьи зубы, иголки ежа — ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.

Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.

Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

«Подбирать определения»

волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …

медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …

ёж (какой) – колючий, маленький, …

заяц (какой) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький, …

«Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х)

в берлоге живёт (кто) – медведь в норе живёт (кто) – лиса в логове живёт (кто) – волк в норке живёт (кто) – ёжик в дупле живёт (кто) – белка.

«Кто как голос подаёт?»

(подобрать глагол к существительному) : лиса – тявкает медведь – рычит волк – воет ёжик – фыркает и т. д.

«Что лишнее и почему?»

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).

Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).

Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).

Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Дидактическое упражнение «Составлять рассказ о диком животном по плану».

Это лиса, дикое животное. Лиса-хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята.

Взаимодействие с родителями

• Провести тематическую консультацию по теме недели.

• Познакомить с перечнем игр и их содержанием для лучшего усвоения детьми материала.

• Предложить заготовить корм для птиц вместе с детьми.

Рекомендации для родителей

1. Предложите ребенку назвать как можно больше перелетных птиц:

Ласточка, стриж, жаворонок, соловей, кукушка, аист, журавль, скворец, дикая утка, грач и т. д.

- Почему они называются перелетными? (Потому что осенью они улетают в теплые края)

2. С целью активизации глагольного словаря ребенка, поиграйте с ним в игру

«Как птица подает голос» :

Ласточка – щебечет

Грач кричит «гра»

Соловей – заливается

Кукушка - кукует

Журавль – курлычет

Жаворонок – звенит

3. Поиграем в игру «Один – много». Закрепляем умение образовывать существительные множественного числа:

ласточка – ласточки

жаворонок – жаворонки

кукушка – кукушки

журавль – журавли

грач – грачи

стриж - стрижи

соловей - соловьи

аист - аисты

цапля - цапли

утка - утки

скворец - скворцы

4. Учите ребенка описывать перелетных птиц по плану:

1) Кто это (Это ласточка)

2) Какая это птица (Ласточка – перелетная птица)

3) Внешний вид (У ласточки черная спинка, грудка белая; у нее короткий клюв, крылья длинные, хвост раздвоен и похож на рогатку)

4) Чем питается (Ласточка – «воздушная» птичка, она питается насекомыми в воздухе, даже пьет на лету)

5) Где зимует? (Ласточка зимует на юге)

5. Советы

• Поговорить с ребёнком о том, какие дикие животные живут в наших лесах.

• Вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище.

• Вспомнить загадки о зверях наших лесов.

Поиграйте с детьми.

• Игра «Охотник» Взрослый говорит: «Охотник поймал в лесу (кого) …», а ребенок отвечает полным ответом. Например: Охотник поймал в лесу зайца, лису, волка и т. д.

• Игра «Кому что дадим?» Например: мясо – волку. Малину, мёд, морковку, яблоко, орехи, грибы и т. д.

• Игра «У кого – кто?» Например: у медведя – медвежата. У лисы, волка, зайца, ёжика, белки и т. д.

«Продолжи предложение».

Осенью меняют шубки…

Осенью еж…

В. Бианки

Месяц полных кладовых

«Исчезли все певчие птицы в ярких и пестрых нарядах. Как они отправлялись в путь, мы не видели, потому что они отлетают ночью.

Многие птицы предпочитают путешествовать по ночам: так безопасней. В темноте их не трогают сокола, ястреба и другие хищники, которые выбрались из лесов и ждут их на пути. А дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь.

На Великом Морском пути показались стаи водяных птиц: уток, нырков, гусей, куликов. Крылатые путники делают остановки на тех же местах, что и весной.

Желтеет листва в лесу. Зайчиха принесла еще шестерых зайчат. Это последние в нынешнем году зайчата – листопадники».

ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет – разом землю и воду скуёт льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка – в свой вход. Под землёй – спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы – маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

САМ СЕБЕ КЛАДОВАЯ

А многие звери никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.

Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут. Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.

Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Да еще и греет их жир: он холода не пропускает

СТРАШНО…

Облетели деревья – поредел лес.

Лежит лесной зайчишка-белячишка под кустом, прижался к земле – только глазами по сторонам зыркает. Страшно ему. Кругом – шорохи, шелесты… Уж не ястреба ли крылья шелестят в ветвях? Уж не лисонькины ли ножки шебуршат опавшей листвой? А он – зайка – белеет, весь пятнами пошёл. Что бы подождать, когда снег выпадет! Кругом всё ярко так, цветисто стало в лесу, всюду на земле жёлтая, красная, бурая листва. А вдруг – охотник!

Вскочить? Бежать? Куда там! Сухой лист гремит под ногами, как железо. От своего собственного топота с ума сойдёшь!

И лежит зайчишка-белячишка под кустиком, в мох вжавшись, к берёзовому пеньку прижавшись, лежит – притаился, не шевельнётся – одними глазами по сторонам зыркает.

Очень страшно…

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе «Кто как готовится к зиме» Календарно – тематическое планирование воспитательно – образовательной работы в средней группе «А» С 09. 10.17 по 13.10.2017 Тема: «Кто.

Конспект НОД рисованию в старшей группе по теме «Как ёжик готовится к зиме» Чупра Елена Конспект НОД рисованию в старшей группе по теме "Как ёжик готовится к зиме" Программное содержание: ознакомить с понятиями.

Лексическая работа «Осень»  (старшая группа) Тема: «Осень» Цель: Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

Мастер-класс по лепке «Медведь готовится к зиме»Мастер-класс по лепке «Медведь готовится к зиме» Лепка- одно из полезнейших занятий для детей. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение выделить главное. Одна из разновидностей.

Открытое физкультурное занятие в средней группе «Кто как готовится к зиме» Конспект занятия по физическому воспитанию в средней группе ДОУ № 8 Прыткова М. Ю. Образовательная область: физическое развитие. Тема.

Презентация «Как звери готовятся к зиме» Данная презентация поможет закрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях. Расширит представление детей о многообразии.

Конспект занятия «Кто как готовится к зиме» Тема: «Кто как готовится к зиме.» Цель: Расширить представления детей о том, какие запасы делают звери к зиме. Задачи: Сформировать у детей.

Фотоотчет о тематической неделе «Кто как готовится к зиме»Фотоотчет о тематической неделе «Кто как готовится к зиме» Здравствуйте дорогие коллеги. С 20. 11. 1017- по 24.11.2017 года в нашем детском саду проводится тематическая неделя "Кто как готовится.

Экспериментально-исследовательская работа о зиме «Ах, снег-снежок» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …2 ОСНОВНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…5 1. Изучение степени загрязнения снежного.

Занятие по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Экспериментальная работа с цветом: «Кто как видит?» Тема: Экспериментальная работа с цветом: «Кто как видит?» (заняти по изодеятельности, в подготовительной к школе группе, рисование акварельными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексическая работа «Кто как к зиме готовится»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 19:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД