Лучший педагог года

Экспериментально-исследовательская работа о зиме «Ах, снег-снежок»

Любовь Ананьева
Экспериментально-исследовательская работа о зиме «Ах, снег-снежок»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …2

ОСНОВНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…5

1. Изучение степени загрязнения снежного покрова…5

2. Воздействие выхлопных газов на снежный покров …. 6

3. Состав выхлопных газов автомобиля….6

4. Влияние талых снежных масс на рост растений …. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….9

Приложение …. 10 -17

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

С. Михалков

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Экспериментально-исследовательская работа о зиме „Ах, снег-снежок“» размещена в разделах

Белая картина

Зима - самое волшебное и красивое время года. Зима таит в себе множество загадок и чудес. Одно из таких чудес – это снег. Что такое снег? Это много, очень много снежинок; они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки образовались в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звёздочками до самой земли.

Не всегда можно увидеть снежинки. Иногда они слипаются и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звёздочки, превращая их в мелкую снежную пыль. И тогда их разглядеть совсем нельзя.

А снег всё идёт и идёт. Снег повсюду : на скамейках, на крышах домов, на деревьях. Кругом белым-бело. В распоряжении у зимы только один цвет – белый - цвет снега. Но как здорово зима пользуется им! Один снегопад - и все выглядит по-другому: праздничным, нарядным, посвежевшим.

Белое покрывало на земле, белоснежные шапки на деревьях, искрящийся на солнце снег, - все это создает приподнятое, радостное настроение. Самое время прокатиться на санках или лыжах! С каким удовольствием в один из таких снежных зимних дней я со всей своей большой семьей поехала на природу! Кто бывал в зимнем лесу, тот знает, что такое зимняя сказка! Ощущение такое, что ты оказался в царстве Снежной королевы. Всё кругом сверкает и блестит. Особенно красивы деревья – вид у них сказочный. А между заснеженных елей и сосен лежат огромные пушистые сугробы. Снег настолько белый, что глазам больно. Целый день мы были в гостях у Снежной королевы: катались на санках, лыжах, лепили снежную бабу и просто валялись в снегу. Возвращаться из этой сказки домой, совсем не хотелось. Счастливые, хорошо отдохнувшие, немного уставшие мы поехали домой.

Въезжая в населенный пункт, я почувствовала, что что-то изменилось: потускнели цвета, исчезло ощущение сказки. Почему это произошло? Что изменилось? И тут я поняла: снег! Снег – не такой ослепительно белый, он потерял свою чистоту, стал серым, особенно вдоль дорог. Почему? Ведь ещё утром снег был белый и чистый! Почему в сельской местности, да и в городе тоже снег так быстро стал грязным? Неужели из-за машин?

Гипотеза: Я, предположила, что основным источником загрязнения снега на улице, на дороге является автотранспорт.

И я решила провести исследование, которое могло бы подтвердить или опровергнуть мою гипотезу.

Цель исследования: сбор доказательств влияния автомобильного транспорта на загрязнение снежного покрова.

Для достижения поставленной цели, определили следующие задачи:

1. Изучить степень загрязнения снежного покрова на разном расстоянии от дороги.

2. На основе опыта, рассмотреть воздействие выхлопных газов на снежный покров.

3. Узнать состав выхлопных газов автомобиля, работающих на бензине.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы :

Работа с информационными источниками (энциклопедиями, справочниками, Интернет-ресурсами);

Проведение исследования, наблюдение, фиксирование результатов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ПРАКТИЧЕСКАЯ)

1. Изучение степени загрязнения снежного покрова.

Своё исследование мы начали с того, что взяли несколько проб снега :

Четыре пробы снега мы отобрали у оживлённой трассы на расстоянии 3, 10, 20 и 40 метров от дороги;

Контрольную пробу снега для сравнения мы взяли в сосновом лесу, вдали от дома, где отсутствует автомобильное движение.

(Приложение 1)

Чтобы взять пробу снега, мы делали аккуратные лунки и перекладывали снег в чистые пластиковые контейнеры.

И уже самая первая лунка меня заинтересовала. В этой лунке на срезе снежного полотна снег был полосатый : белый слой снега чередовался с тёмным слоем!

И чем дальше мы уходили от дороги, тем светлее были тёмные полосы в снегу.

(Приложение 2)

На срезе снежного полотна в сосновом лесу полосы вообще отсутствовали.

Тёмный снег – это грязный снег, подумала я и воодушевилась, потому что это наглядное доказательство того, что близость дороги влияет на загрязнение снега.

Значит я на верном пути, обрадовалась я, и мы поехали домой.

Дома мы аккуратно переложили пробы снега в чистую посуду и сразу отметили, что снег, который собран в 3 метрах от дороги, самый грязный. Кристально белым и чистым казался снег, собранный в сосновом лесу.

Когда снег растаял, талую воду мы перелили в банки, и стало хорошо видно, что талая вода с 3 метров от дороги очень грязная, и чем дальше от дороги отобрана проба снега, тем чище была вода. В пробе из соснового леса вода была практически прозрачная.

(Приложение 3)

Через несколько часов, когда вода отстоялась, на поверхности талой воды мы увидели маслянистую плёнку, которая была заметно темнее и плотнее в банке, где растаял снег с 3 метров от дороги. Чем дальше от дороги, тем светлее и тоньше была плёнка. В банке, где растаял снег из соснового леса, плёнка отсутствовала. Кроме этого на дне каждой банки образовался осадок. Результаты своих наблюдений мы зафиксировали в таблицу. (Приложение 4)

Что это за плёнка на поверхности? Откуда она? Почему талая вода такая грязная? Неужели это от выхлопных газов автомобилей?

Ответить на все эти вопросы можно было, только проведя эксперимент, увидев всё своими глазами.

2. Воздействие выхлопных газов на снежный покров.

Я попросила своего старшего брата мне помочь. Мы поехали с ним в поле, где достаточно много снега, нашли большой, чистый на взгляд, сугроб и начали эксперимент. Он поставил машину так, чтобы выхлопная труба была направлена на сугроб и завел машину. Каково же было мое удивление, когда через 5 минут снег стал серым. А ещё через 10 минут он стал грязно-серым.

(Приложение 5)

Проведя этот эксперимент я наглядно увидела, что выхлопные газы автомобиля меняют окраску снега, превращая его из белоснежного в грязно-серый.

3. Состав выхлопных газов автомобиля.

Что же такое содержится в выхлопных газах автомобиля, что так загрязняет снег?

Мы с братом решили узнать состав выхлопных газов, прочитав специальную литературу.

Оказывается, выхлопные газы - это смесь различных веществ как газообразных, так и в виде жидких и твёрдых частиц, состоящая из продуктов полного и неполного сгорания топлива. Также мы с ним прочитали, что всего 15% топлива расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер», оседая на любые поверхности, в том числе и на снег. Здесь и сажа, и продукты износа двигателей, и нагар, и аэрозоли, и масла, и много других частиц.

Исходя из этого, можно сделать вывод: темная окраска снега на обочинах дорог, тёмная маслянистая плёнка на поверхности талой воды - результат переработанного топлива, частицы которого поступают в атмосферу с выхлопными газами.

Всё! Можно ставить точку в моём исследовании. Моя гипотеза о том, что

основной причиной загрязнения снежного покрова является автотранспорт, подтвердилась.

Но, изучая состав выхлопных газов, я узнала, что отработавшие газы содержат около 300 веществ, большинство из которых относится к категории вредных. Химический состав газов, оказывается, настолько опасен, что наносит вред не только здоровью человека, животных, но и разрушает растения и даже дома! Этот факт меня поразил и не давал покоя! Я собственными глазами видела, как выхлопные газы автомобиля загрязняют снег! Получается, что снег загрязнённый выхлопными газами – вреден? Но всем известно, что весной снег будет таять и снежная вода пропитает землю. А на занятиях в детском саду наш воспитатель Любовь Евгеньевна нам говорила о полезном воздействии талой воды на рост и развитие растений. Но разве может растаявший снег, загрязненный вредными веществами выхлопных газов, принести пользу?

4. Влияние талых снежных масс на рост растений.

Я решила узнать, как влияют талые снежные массы на рост растений. Как это сделать? Воспитательница предложила мне провести эксперимент с семенами кресс-салата, т. к. семена этого растения быстро прорастают.

Для эксперимента мы взяли семена кресс-салата, два блюдца и растаявший снег с 3 метров от дороги и из соснового леса.

На дно каждого блюдца мы налили талую воду каждой пробы. В блюдца с водой положили на ватные диски по 10 семян кресс - салата. Наблюдали за прорастанием семян и ростом корешков растений, добавляя, по мере высыхания, талую воду в одинаковых объёмах.

(Приложение 6)

Уже на третий день эксперимента семена начали прорастать в образце, где использовалась талая вода, полученная из снега соснового леса. С разницей в один день проклюнулось первое семя, которое поливали талой водой с 3 м от дороги. В течение 10 дней мы наблюдали за прорастанием семян и ростом корешков.

Результаты своих наблюдений мы занесли в таблицу. (Приложение 7)

Результат: Наилучшая всхожесть семян была отмечена в образце № 2, где использовалась вода, полученная из снега соснового леса. Здесь проросло 7 семян из 10. В образце № 2 проросло всего лишь 3 семени из 10.

Вывод: Талые снежные массы, загрязнённые выхлопными газами автомобиля, замедляют прорастание семян и рост проростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы, проведя опыты и наблюдения, я убедилась, что:

Наиболее загрязненными пробами являются пробы снега, взятые вблизи от дороги;

Основной причиной темной окраски снега на обочинах дорог и соответственно талой воды является вынос частиц, содержащихся в выхлопных газах автомобиля;

Таким образом, моя гипотеза о том, что основным источником загрязнения снега является автотранспорт, подтвердилась.

Также, проведя опыт с семенами, я убедилась, что талые снежные массы, загрязнённые выхлопными газами автомобиля, замедляют прорастание семян и рост проростков. Это говорит о вреде выхлопных газов для окружающей среды! Но это тема уже совсем другого исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вдовиченко В. М., Дебалтовская В. И. «Я за солнышком иду», 1985

2. Веретенникова С. А. Методика ознакомления детей с природой, 1995

3. Детская энциклопедия «Что и почему?» – М. : Центрполиграф, 2004

4. Корабельников В. А. «Краски природы»., М. : Просвещение, 1989

5. Леокум А. «Скажи мне почему?» : Детская энциклопедия. М. : «Джулия», 1992

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников., 2000

7. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе», 2011

8. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». – М. : «Карапуз», 2005

9. https://ru/wikipedia.org

Приложение 1.

Изучение степени загрязнения снежного покрова. Взятие снега для проверки на загрязнение.

Приложение 2.

Срезы снежного покрова на разных расстояниях

Срез снежного покрова в сосновом лесу

Приложение 3.

Снег только что растаял

Через несколько часов, когда вода отстоялась, выпал осадок

Приложение 4. Таблица

Место взятия пробы Цвет Прозрачность Запах Наличие плёнки Наличие осадка

3 м от дороги

Грязно-чёрный Сильно мутная Слабый Есть Есть

10 м от дороги Грязно-серый Мутная Нет Есть Есть

20 м от дороги Серый Мутная Нет Есть Есть

40 м от дороги Сероватый Слабо мутная Нет Еле заметна Есть

Сосновый лес Слегка сероватый Слабо мутная Нет Нет Есть (хвоя, кора, песчинки почвы)

Приложение 5.

Снег до начала эксперимента

Через 15 мин

Приложение 6.

Влияние снега на прорастание семян.

Приложение 7. Таблица

2 день

эксперимента 3 день эксперимента 5 день 10 день

Образец № 1

(снег с 3 м от дороги) Открылось 1 семя 2 ростка 3 ростка

Образец № 2

(снег из леса) открылось 2 семени Появились ростки 5 ростков 7 ростков

Публикации по теме:

Опытно-исследовательская работа «Почему снег легкий, пушистый?» Наименование темы работы: «Почему снег легкий, пушистый?» Аннотация Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская.

Проект «Снег-снежок» для первой младшей группы Проектная деятельность «Снег-снежок» для 1 младшей группы. Авторы проекта: воспитатель Малышева Т. А. Тип проекта: познавательный Вид проекта:.

Интегрированное занятие «Снег — Снежок» (подготовительная группа) ИНТЕГРИРОВАНОЕ ЗАНЯТИЕ «СНЕГ – СНЕЖОК» (подготовительная группа) Подготовила и провела воспитатель Галлямова А. А. ЗАДАЧИ:.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Случай с Капитошкой» Конспект открытого занятия в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Случай с Капитошкой» Цель занятия. Закрепить.

Проект «Снег, снежок» для детей 2–3 лет Проект "Снег, снежок" муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №12 «Светлячок» пгт. Ярославский.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Конспект занятия «Снег-снежок» Цель: Продолжать расширять представления детей о некоторых природных явлениях, знакомить со свойствами снега, через использование технологии.

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования «Снег, снежок»Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования «Снег, снежок» Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования "Снег, снежок" Цели: • активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Экспериментально-исследовательская деятельность во второй младшей группе.Экспериментально-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Ну вот и настало лето, долгожданное время года не только всей детворы, но и всех нас взрослых. По традиции в нашем детском саду проводился.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская работа о зиме «Ах, снег-снежок»
Опубликовано: 1 января 2018 в 18:48
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД