Медина Найманова
Опытно-исследовательская работа «Почему снег легкий, пушистый?»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование темы работы : «Почему снег легкий, пушистый?»
Аннотация
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Публикация «Опытно-исследовательская работа „Почему снег легкий, пушистый?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, проводя собственную исследовательскую деятельность, испытывает радость в экспериментировании, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование, всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго.
Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.
Цель исследования: исследование физических свойств снега.
Методы и приемы исследования:
- наблюдения
- словесный
- практические
- анализ полученных результатов
Полученные данные: Расширили знания о свойствах снега, укрепили исследовательский интерес к природе.
Выводы:
Все снежинки разные. В природе нет одинаковых снежинок.
Между снежинками воздух, поэтому снег пушистый и легкий.
Снежинки имеют форму шестиугольных пластинок или форму с шестью лучами, но разный рисунок.
Введение
Зимой у нас очень много снега, ведь я живу на севере, в городе Новый Уренгой. Все вокруг белым бело, красиво, сказочно. Однажды, во время прогулки мы наблюдали за снегом, и мне стало интересно, почему снег легкий, пушистый? Я решил найти ответ на свой вопрос.
Актуальность моего исследования заключается в том, что я решил узнать, что - то новое о свойствах снега.
Цель: выяснить, почему снег пушистый.
Предмет исследования: снег
Задачи:
Изучить свойства снега
Узнать из чего состоит снег
Рассмотреть формы снежинок
Гипотеза исследования: допустим, что снег образуется из снежинок, они легкие, пушистые кружась, падают на землю – снег пушистый.
Практическая значимость работы :
В ходе моей исследовательской работы я открыл новые свойства снега.
Основная часть:
Мне читали сказки о зиме: «Снегурочка», «Два Мороза», «Морозко», «Снежная королева», рассказы о зиме, стихи, разгадывал загадки. Рассматривал энциклопедии, книги, иллюстрации и узнал, как в природе рождается снежинка, что есть единственный в мире музей снежинок в Японии. Вел наблюдения на прогулке за снегом, снегопадом, за метелью, за снежным покровом – измеряли глубину снега, сугробов, которые замел метель. Проводили интересные опыты и доказали, что снег защищает растения от замерзания. Вынес пластмассовые бутылки с водой на улицу, одну бутылочку положил сверху на сугроб, вторую немного закопал, а третью глубоко закапал и через некоторое время их достал – в первой бутылочке вода замерзла, во второй не полностью замерзла, а в третьей бутылочке вода не замерзла. На новогоднюю елку сам сделал ледяные разноцветные игрушки и затем украсил новогоднюю елку во дворе детского сада. Еще один интересный провел эксперимент, вырастил снежинку из кристаллов соли. Смотрел видиоурок «Как растет снежинка в природе».
Опыт 1. «Снежинки. Какие они?»
Рассмотрел снежинку, которая падает на черную бархатную бумагу через лупу. Все они разные.
Вывод: Все снежинки разные. В природе нет одинаковых снежинок.
Опыт 2. «Что такое снег?»
Рассматриваю теперь хлопья снега, через цифровой микроскоп. Каждая отдельная снежинка сцеплена с другой снежинкой вместе и между ними остается пустое пространство.
Вывод: Между снежинками – воздух, а воздух легкий, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Опыт 3. Набираю снег в два ведёрко, стараясь его не мять. Потом утрамбовываю его в первом ведерке. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объёме.
Вывод: Уменьшился в объеме, так как между снежинками не осталось воздуха.
Опыт 4.
Взял два одинаковых ведра, в одну насыпал рыхлого снега, а в другую снег насыпал постепенно и утрамбовывал его, так чтобы вошло больше. Теперь на вытянутых руках взвесил, какое ведро тяжелее.
Вывод: Оказалась тяжелее утрамбованный снег, так как между снежинками не осталось воздуха.
Опыт 5. «Почему снег легче песка?»
Два одинаковых ведра. В одно ведерка набрал снега, в другое ведерко песок. Какое ведерко тяжелее - со снегом или песком? Как можно узнать? Поднять руками ведра, и определить в какой руке тяжелее?
Еще, каким способом? – сравнить по весу. Набрать в один стакан песок, в другой снег и взвесить на весах.
Вывод. Снег легче песка, так как он пушистый, между которыми много воздуха. А мы знаем, что воздух легкий и он везде.
Что тяжелее снега : вода, почва, песок и многое другое – дополняем.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: снег легкий, пушистый, между снежинками есть воздух.
Я – участник проекта – получил большое удовольствие от проведенных опытов, я делал все сам. И теперь я могу рассказать и показать друзьям.
Заключение.
Элементарная поисковая деятельность – это совместная работа педагога и ребенка, направлена на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в процессе познания мира.
В ходе экспериментирования дошкольник получает самые ценные и прочные знания, так как добывает их в ходе собственных творческих изысканий. Как показали наши наблюдения, у дошкольника отмечается не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Познавательно - исследовательская деятельность направлено на развитие личности ребенка, развитию познавательного интереса, мышлению, совершенствованию учебно-интеллектуальных навыков: умению обобщать, сравнивать, классифицировать.
Знания, полученные ребенком самостоятельно во время наблюдений, помогли понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.
Благодаря проводимой работе ребенок приобрел уверенность в себе и своих способностях, повысил самооценку и самостоятельность.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка к самостоятельному поиску причин, способов действий.
Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Список литературы:
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
2. Энциклопедия «400 увлекательных фактов» Москва,2003г.
3. Спивак А., Феданова Ю. «Моя первая книга опытов и экспериментов» Ростов – на – Дону, 2014г.