МААМ-картинки

Лексическая работа «Осень. Фрукты и овощи»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа «Осень. Фрукты и овощи»

Стихи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим)

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Публикация «Лексическая работа „Осень, Фрукты и овощи“» размещена в разделах

Отвечай-ка по-порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин)

Помидор.

В огороде помидор

Взгромоздился на забор.

Притворяется негодник,

Будто сам он - огородник!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

- Это глупо и нелепо!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

- Безобразник! Сорванец!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,

Устыдился, наконец,

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину!

(Я. Бжехва)

Яблоко.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(Я. Аким)

Наш сад.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" - скажем.

(У. Рашид)

Считалочка

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали вкруг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять!

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать!

Загадки об овощах и фруктах

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

(Лук)

*

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

*

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

(Морковь)

*

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

(Капуста)

*

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

*

В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена.

(Тыква)

*

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух)

*

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это? (Горох)

*

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что, скажи, дружок? (Чеснок)

Дидактические игры упражнения

Дидактическая игра «Один- много»(образование множественного числа имён существительных) : огурец- огурцы, помидор- помидоры,.)

Дидактическая игра «Большой- маленький» (словообразование с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) : огурец- огурчик).

Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму»

(согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая) – оранжевая, …

Огурец (какой) – овальный…

Дидактическая игра «Что изменилось?» Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения, задаются различные вопросы.

Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам). Согласование числительных с существительными.

Дидактическая игра «Отбери по признаку». Дети отбирают картинки овощей сходные по цвету, форме, размеру, вкусу.

Дидактическая игра «Собери овощ». Дети собирают разрезную картинку, рассказывают об овоще. Усложнение: собрать картинку из разных овощей и придумать новое название овоща, его произрастание, применение.

Дидактическая игра «Что лишнее». Называя овощи, дать название другого предмета. (огурец, помидор, яблоко, горох).

Дидактическая игра «Что в корзине?». Загадываются загадки о фруктах, дети отгадывают их и получают фрукт.

Дидактическая игра «Закончи предложение». На столе лежит красное яблоко. На столе лежат (красные яблоки).

Магазин «Соки». Дети покупают соки и называют их. Например: - Я куплю сок из яблок – яблочный сок. А затем объясняет, почему он любит этот сок. Например: - Я люблю яблочный сок, он сладкий, ароматный, полезный.

Дидактическая игра «Что, где растёт?». Поместить изображения фруктов туда, где они растут.

Дидактическая игра «Собери фрукт». Собирают разрезанные картинки фруктов.

Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной. (груши) На деревьях совсем нет. (груш)

Собрали сливы. На дереве нет ни одной. (сливы) На деревьях совсем нет. (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях. (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной. (вишни) На деревьях нет. (вишен)

Упражнение "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет. (огурцов) На грядке нет ни одного. (огурца)

Собрали кабачки. На грядке нет ни одного. На грядке нет.

Собрали помидоры. На грядке нет. Не осталось на грядке ни одного.

Собрали морковь. На грядке нет.

Собрали фасоль. На грядке нет.

Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?

Сажает -. (сажал)

Копает -.

Поливает -.

Растет -.

Зреет -. Что делает?

Сажал -. (сажает)

Копал -.

Поливал -.

Рос -.

Зрел -.

Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

- Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?

- Когда они собирали урожай?

- Пересказ.

Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану :

Что это?

Где растет?

Внешний вид (форма, цвет).

Каков на вкус?

Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. "Яблоко - это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое, круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок. "

Физкультминутка «В огород пойдём» .

В огород пойдём, Дети маршируют на месте,

Урожай соберём. идут по кругу, взявшись за руки,

Мы моркови натаскаем «таскают»,

И картошки накопаем. «копают»,

Срежем мы кочан капусты, «срезают»,

Круглый, сочный, очень вкусный, показывают руками,

Щавеля нарвём немножко. «рвут»,

И вернёмся по дорожке. идут по кругу, взявшись за руки.

Физкультминутка «Будем мы варить компот»

Будем мы варить компот Дети маршируют,

Фруктов нужно много Вот : образуют круг,

Будем яблоки крошить, «крошат»,

Грушу будем мы рубить. «рубят»,

Отожмём лимонный сок, «отжимают»,

Слив положим и песок. «кладут»,

Варим, варим мы компот. приседают,

Угостим честной народ. хлопают в ладоши. (Н. Нищеева).

Пальчиковая гимнастика

Я люблю у бабушки Дважды соединять все пальцы по очереди с большим на

На даче отдыхать. правой руке.

Фрукты прямо с дерева Дважды соединять все пальцы по очереди с большим на

Там могу срывать. левой руке.

Яблоки и груши, Последовательно соединять все пальцы по очереди с

Персики, гранат. большим на правой руке.

Ах, какой чудесный Дважды соединять все пальцы по очереди с большим на

У бабули сад! левой руке.

Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми

кистями рук вверх – вниз.

Мы морковку трём, Пальцы рук сжаты в кулаки,

движения к себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём. Интенсивное сжимание пальцев

рук в кулаки.

Игра «Хитрый ёжик»

Хитрый ёжик -чудачок

Сшил колючий пиджачок: Дети сидят на стульях.

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу- всякий плод, Когда «ёжик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ребятам.

Подвижная игра. «Бабка сеяла горох».

В середине хоровода стоит водящий. Дети водят хоровод.

Бабка сеяла горох. Ох!

Уродился он не плох. Ох!

Уродился он густой.

Мы помчимся- ты постой

Водящий ловит одного из детей, который и заменяет его.

Игра- хоровод «Кабачок»

Дети идут по кругу, «кабачок» в кругу

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,.

Выбирай, кого захочешь.

«Кабачок» танцует,потом выбирает другого

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи и фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»; «овощи»

- обратить на следующие признаки: цвет, форму, вкус;

- по возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи, фрукты, что из них готовят (суп, салат, винегрет);

- совместно с ребёнком приготовить любое блюдо.

- совместно с ребёнком слепить, нарисовать, вырезать овощи,фрукты, придумать рассказы, сказки, загадки, записать их.

- чтение рассказов, загадок, стихов.

Текст для пересказа

ХИТРОЕ ЯБЛОКО

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из

альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое красное яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое- пребольшое яблоко: один бок у него был ярко- красный, другой — ярко-жёлтый, а

на маленьком черенке — зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко; оно

оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

— Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя рисовать буду.

Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из его рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно

стало нарисованным, только один бок у него был надкусан. Т. Пономарёва

Вопросы:

• Что нарисовал Петя?

• Почему яблоко выкатилось из альбома?

• Кому Петя отдал первое яблоко? А второе?

• Что случилось на третий день?

• О чём пожалел Петя?

• Почему яблоко снова стало нарисованным?

КОСТОЧКА

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел

слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в

горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы ивидит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет».

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах

есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л. Толстой

Вопросы:

• Что купила детям мама?

• Что сделал Ваня, когда никого не было?

• Что сказал отец за обедом?

• Что ответили дети?

• Какое чувство испытывал Ваня из-за своего поступка?

• Что рассказал отец про косточку?

• Почему все смеялись за обедом?

• Почему Ваня заплакал?

Публикации по теме:

Презентация «Фрукты и овощи» Презентация "Фрукты и овощи".Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Презентация может.

Лексическая работа «Осень»  (старшая группа) Тема: «Осень» Цель: Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

Лексическая тема «Овощи». Фотоотчет «Осенний винегрет»Лексическая тема «Овощи». Фотоотчет «Осенний винегрет» Изучая с детьми тему "Овощи", я стараюсь разнообразить ее деятельностью с настоящими продуктами. Ведь гораздо лучше порезать настоящую морковку,.

Перспективный план на сентябрь. Комплексно-тематическое планирование «Детский сад и школа», «Осень: овощи и фрукты, хлеб» Перспективный план на сентябрь 2017г. Комплексно - тематическое планирование Детский сад и школа Осень (овощи и фрукты, хлеб) Развивать.

Лэпбук «Фрукты-овощи»Лэпбук «Фрукты-овощи» Лепбук - это уникальное пособие для закрепления, повторения пройденной темы. При совместном изготовлении лепбука, дети научаются собирать.

Лэпбук «Овощи и фрукты» Здравствуйте коллеги! Столкнулась с такой проблемой: дети плохо запоминают овощи и фрукты, постоянно их путают. Решила для закрепления данной.

Овощи и фрукты из пластилинаОвощи и фрукты из пластилина Плохая погода - ещё не повод для грусти. Осенние фрукты и овощи - лучшее средство в борьбе с осенней усталостью и плохим настроением.

Познавательно-исследовательская деятельность «Что нам осень принесла? Овощи. Фрукты». Рисование, лепка Тема: «Что нам осень принесла?» Познавательно-исследовательская деятельность (интеграция ИЗО деятельность) Цель: расширять представления.

Проект «Овощи и фрукты» Проект «Овощи и фрукты» Выполнили: Бучацкая Н. И. воспитатель Машарова Е. А. воспитатель 1кв. Категории Участники: дети 4-5 лет (средняя.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что нам осень принесла? Овощи и фрукты» интеграция - изобразительная деятельность (аппликация коллективный труд). Цель: расширять представления детей о фруктах, овощах. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексическая работа «Осень. Фрукты и овощи»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 19:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД