Папки-передвижки

Конспект занятия по лексической теме «Животный мир Прибайкалья» подготовительная группа

сухарникова елена
Конспект занятия по лексической теме «Животный мир Прибайкалья» подготовительная группа

Лексическая тема «Животный мир Прибайкалья»

(подготовительная к школе группа)

Утренний сбор детей

(игры) Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

Доброе животное

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит:

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Животный мир Прибайкалья“ подготовительная группа» размещена в разделах

«Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей

«А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад

«Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

Зайка

Ну-ка, Зайка, поскачи,

Лапкой ухо почеши.

Ты на травку упади,

Полежи и отдохни.

Отдохнул? Теперь вставай,

Прыгать снова начинай,

Быстро к ёлочке беги

И скорей назад скачи!

(Упражнение для развития и регуляции мышечного тонуса, развития чувства темпа и ритма. Дети имитируют движения со словами стихотворения).

Медведь

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчё лы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Белочка

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела (руки на поясе, прыжок влево, присесть)

Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики) Дыхательная гимнастика

Лесное население

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет, мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население! Ладонями рук дети изображают открытую книгу.

Закрывают «книгу».

Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.

Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.

В лесу

В лесу дремучем растут елки

И бродят злые-злые волки.

Бывает зайка пробежит,

И ветка елки задрожит.

Бывает мишка косолапый

Заденет елку своей лапой.

А старый еж, колючий бок,

Под елкой спит,

Свернувшийся в клубок.

Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.

Показать «клацающую пасть»

Показать ушки зайки.

Пальцы рук полусогнуты – «лапы».

Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка

Пальцы рук сложены в «клубок».

Ёжик

Садимся удобно на стул, одну руку кладём на живот, другую на грудь. Делаем вдох носом - животик надулся; выдох ртом со звуком Ф-Ф-Ф

Медвежонок

Ребёнок ложится на спину, выполняет глубокий вдох через нос, на выдохе «похрапывает». Затем «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет все движения, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос, переворачивается и опять «засыпает, похрапывая».

Голоса животных

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…

Любопытный ёжик

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

Волк

Ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. Вдох – туловище слегка наклонить вперёд, выдох – правую руку вытянуть перед собой; то же левой рукой. Повторить 3 – 4 раза

Олень

Стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. Вдох – выдох, руки вперёд; вдох – руки в стороны, выдох и т. п. Повторить 3 – 4 раза

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики) Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Пощёлкать зубами, как это делает злой волк.

Зайка: покусать верхними резцами нижнюю губу.

Заяц грызё т кочерыжку: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Заяц и морковка»

Зайчишка-трусишка

По болоту бежал,

в огород забежал,

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

Хвостик: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

Зайка играет на барабане: улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот открыт.

Волчок заводит моторчик: открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке. Во время произнесения звука Др-Др-Др-Др производить колебательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону.

Лиса и Волк

- Эй, Волк, чего ты хмурый такой? (Выражение лица невесёлое, хмурое.)

- От голода! (Безнадёжно махнуть рукой, выражение лица хмурое.)

- И рёбра торчат – выпирают… (Руки на бока, покачать горестно головой.)

- От голода! (Горестно вздохнуть, безнадёжно махнуть рукой.)

- А воешь отчего? (Вопросительное выражение лица.)

- От голода! (Снова вздохнуть и махнуть ракой.)

- Вот и поговори с тобой! (Укоризненно развести руки в стороны.)

Речевая зарядка Скороговорки

Тень-тень-потетень

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса».

Похвалялся зайка:

«Поди, догоняй-ка!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»

Старый заяц сено косит

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала –

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Рассердившись, рысь рычит.

Подобревши, рысь урчит.

Прячет чемоданчик в чулане кабанчик.

Заяц косой

Сидит за осокой-травой,

Смотрит косой,

Как девушка с косой

Косит траву косой

Сух сук нёс барсук.

Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал — не мелел Байкал.

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

Лось шёл лесом, вышел к плёсу,

Удалось лососям поплескаться с лосем.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа и елки иголки колки.

У ежа ежата, у ужа ужата;

Ёжику нужен жук на ужин.

Чистоговорки Стихотворения

Ло-ло-ло – есть у белочки дупло.

Ло-ло-ло – дятел выдолбил дупло.

Ле-ле-ле – тепло белочки в дупле.

Жи-жи-жи - у нас живут ежи,

Жу-жу-жу - несу еду ежу,

Жа-жа-жа - нет ежа.

Ож-ож-ож – в траве колючий еж

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа

Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол – там морковку он нашел,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.

Айка-айка-айка – скачет серый зайка

Айка-айка-айка – лисы боится зайка

Су-су-су – и лиса живет в лесу

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Са-са-са - по лесу идет лиса,

Со-со-со - лиса катит колесо,

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,

Су-су-су - видел я в лесу лису.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Ов-ов-ов – не боимся мы волков

Байкальская нерпа

Снегов не боится,

За рыбой под лёд

На глубину она мчится.

Поймает рыбёшку

И деткам несёт,

От голода деток

Рыбка спасёт.

А глазки у нерпы

Красивы, печальны

О чём же грустит

Этот милый зверёк?

А может он о море мечтает,

Но в пресной воде. только нерпа живёт.

Так пусть же у нас на Байкале,

Тех чёрных глаз

Горит уголёк!

На берег выбрался тюлень:

«Ловил я рыбу целый день!

Соснуть бы мне часок – другой!

Пустите, братцы, на постой!

Я рядом с катером могу,

Прилечь вон там, на берегу,

Сойдёт, пожалуй, и причал,

Но, чтобы боцман не ворчал!

Вы постояльца потерпите,

И близко, чур, не подходите!»

Говорил тюлень тюленю:

- Я вчера простился с ленью

И сегодня до обеда

Плавал быстро, как торпеда

Считалка

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела —

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щёлк-щёлк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся — иди!

Загадки Зрительная гимнастика

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

Жаль на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает (голомянка)

В снежном логове родятся, простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезёт – лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами? (Нерпа)

Он тайги хозяин строгий,

Кабинет его в берлоге. (Медведь).

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупле… (бурундук).

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

И на всех готов напасть. (Волк).

Живет не в тундре тот олень,

Не видит он полярный день.

Он в Забайкалье обитает.

Как звать его, кто отгадает? (Изюбрь).

Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? (Норка).

Есть в тайге большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ты не скажешь кошке «брысь»,

Потому, что это… (рысь).

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать.

Кто это? (Лиса)

Ползун ползет,

Иголки везет. (Ёж)

Белка

Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо- влево)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз)

Вот орехи-1,2,3.

Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками)

И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем)

Заяц белый

Заяц белый отвечал: (Быстро моргают глазами)

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: (Наклонять и выпрямлять голову

«Я не бегал, я скакал». вперёд, закрыв глаза)

Заяц белый, заяц белый, (Опять быстро сжимать и

Ну а где же ты обедал? разжимать веки)

Заяц белый отвечал: (Наклоны головы вправо-влево)

«Я сегодня голодал» (Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза)

Речедвигательные упражнения Массаж (лица, ушей и т. д.)

Звери на водопое

Жарким днем лесной тропой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой- лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг делают движения языком – лакают)

Лиса (дети выполняют массажные движения в соответствии с текстом).

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

( Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.)

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.)

Игры

(на развитие фонетико-фонематического восприятия) Игры

(на развитие лексико-грамматического строя речи)

Слова-перевёртыши

Цель: Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол, мод (дом, зако (коза, сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющий слова и при перевёртывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Угадай слово

Цель: Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребёнка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Кто кем был?

Цель: Усвоение категорий творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных.

Медведь был… (медвежонком). Ёжик был (ежонком). Лиса была (лисёнком). Волк был… (волчонком). Лось был (лосёнком). Барсук был (барсучонком). Белка была (бельчонком). Заяц был (зайчонком). Кабан был… (поросёнком).

Один-три-пять

Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;

Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

Измени слова по образцу

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).

Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).

(волк, медведь, белка).

«Скажи наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

Ёжик

а) Вот лежит иголок ворох

И две пары ножек.

В клубок свернулся от лисы

Наш колючий ёжик.

(Изобразите свернувшегося в клубок ежа)

б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.

(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно)

Обиженная лиса

Дети посмотрите, вот за этой елочкой сидит лиса. Она обиделась на ежа. Я подойду к ежу и узнаю в чем дело!

Воспитатель подходит к ежу и слушает, что шепчет ей на ухо еж.

«Дети еж мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и ежом.

«Я самая красивая.

Я самая умная.

Я самая добрая.

Я самая заботливая»

Белочка заплакала и убежала. Тогда еж сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а еж за белочку заступился. Он распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась.

Дети, скажите, как поступила лиса? Почему она забрала орешки у белочки? А как поступил еж? Какими качествами обладает лиса и еж?

Дети, давайте проиграем эту историю по ролям. Наденьте маски лисы, ежа и белочки, и мы сейчас разыгрываем эту историю»

В. В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге» (бурундук, соболь).

С. К. Устинов «Рысь»,

С. К. Устинов «Медведь близко»,

М. Е. Трофимов «Лесная азбука».

Энциклопедия «Животные Прибайкалья»

Красная книга Иркутской области.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Салют Победы» для детей 4–5 лет по лексической теме «Помним и гордимся»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Салют Победы» для детей 4–5 лет по лексической теме «Помним и гордимся» Цель: Расширять знания детей о празднике Победы. Задачи: Образовательные – формировать у дошкольников среднего возраста представление.

Конспект итоговой НОД по лексической теме «Виды транспорта» (старшая группа) Цель: Уточнить представление детей о транспорте (водном, воздушном, наземном) Образовательные задачи: - закреплять знания детей о разнообразных.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия по теме «Животные жарких стран» (подготовительная группа) Тема: «Животные жарких стран». Цель: создание условий для актуализации знаний детей о животных жарких стран. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звуки [ш], [ж]» по лексической теме «Наш город» Конспект занятия №1 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные задачи.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город. Звуки [ш], [ж]» Конспект занятия №2 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные цели. Активизация.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа)Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа) План – конспект ООД для детей подготовительной группы по декоративному рисованию. Тема: «Завиток». Старший воспитатель Браништи Е. А. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 летКонспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего и подготовительного возрастаКонспект занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего и подготовительного возраста Тематическая неделя на лексическую тему: «Овощи» для детей старшего подготовительного возраста. -Ребята, сегодня я получила письмо от своей.

Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт»Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема «Транспорт» «Путешествие с Городовичком» Программные задачи: 1. Образовательные: - расширять представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексической теме «Животный мир Прибайкалья» подготовительная группа
Опубликовано: 15 октября 2022 в 15:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД