МААМ-картинки

Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Назарова Татьяна Валентиновна
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Запомни и назови.

Дидактическая задача: учить определять значения слов, развивать память, фонематический слух детей.

Оборудование: стихи, небольшие рассказы.

Содержание: Педагог читает стихотворение (рассказ) – дети должны запомнить и назвать слова, обозначающие предметы, о которых говорилось в произведении (например, продукты). Кто называет больше всех слов, тот выигрывает. Игра повторяется с разными текстами, чтобы дети приучались сосредоточивать внимание.

Найди подходящее слово.

Дидактическая задача: вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи, воспитывать навыки взаимопомощи.

Публикация «Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оборудование: жетоны.

Содержание: Дети разбиваются на пары (группы). Педагог произносит часть предложения – дети должны закончить его, используя разные существительные (прилагательные или другие части речи). Например: Мама купила в подарок…платье, костюм, сумку, туфли и т. д. или: На клумбе растут красные…желтые, оранжевые, синие, белые цветы. Повторять слово товарища нельзя, но можно помочь подобрать слово товарищу в паре (группе). За правильный ответ – жетон. В конце игры подсчитывается общее количество жетонов детей в паре (группе).

Отвечай быстро.

Дидактическая задача: развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству материала; быстро и правильно подбирать нужное слово.

Оборудование: мяч, фанты, фишки.

Содержание: Дети становятся в круг - педагог бросает мяч и произносит слово, например: зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета. Например: зеленый листок. Если ребенок промедлил с ответом, он платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

Вариант: педагог предлагает назвать предметы определенной формы (размера): круглые, квадратные, узкие, широкие или сделанные из определенного материала. За правильный ответ ребенок получает фишку. По такому же принципу можно провести игру, называя растения сада, огорода, поля и т. д.

Кто подберет больше слов.

Дидактическая задача: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, обогащать словарь детей глагольными формами.

Оборудование: приз.

Содержание: Педагог называет предмет – дети должны назвать как можно больше действий, присущих этому предмету. Используя и глаголы в переносном значении. Например: Мяч прыгает…скачет, катится и т. д. или Солнце спит…встает, улыбается, прячется. Приз вручается тому, кто назвал больше слов.

Вариант: Педагог называет глагол - дети подбирают к нему подходящие по смыслу существительные, например: шить – платье, пальто, сапоги…; завязывать – шнурки, веревку, шарф…

Кому что нужно.

Дидактическая задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

Оборудование: предметные картинки с изображением людей разных профессий (у педагога, раздаточные картинки с изображением орудий (инструментов) труда (у детей).

Содержание: Педагог показывает детям картинку, на которой изображен человек определенной профессии – дети откладывают на столах картинки с изображением предметов, с которыми работает этот человек. Например: педагог показывает картинку, на которой нарисован врач, дети откладывают соответствующие картинки и называют предметы: шприц, халат, вата и т. д. Игру можно проводить и без картинок. Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает; «Что нужно врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нужные предметы.

Вариант: Педагог показывает одну за другой несколько картинок с изображением орудий труда и инструментов- дети должны назвать их и сказать, что ими делают, и кто их использует в работе.

Кто знает, пусть продолжает.

Дидактическая задача: обогащать лексику антонимами.

Оборудование: звездочки.

Содержание: Педагог произносит определенное слово – дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: вперед – назад, высоко – низко, узкий – широкий. Чтобы избежать механических слов, можно давать эти слова в сочетании с существительными. Например: узкая дорога широкая дорога. За правильный ответ ребенок получает звездочку.

Материал для игры:

I. Добрый – злой, вежливый – грубый, аккуратный – неряшливый, трудолюбивый – ленивый, внимательный – рассеянный, простой – сложный и т. д.

II. Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай (конец!

Скажи по – другому. Дидактическая задача: учить подбирать синонимы к данному слову; обогащать речь словами с оттенком ласкательности, значением увеличения.

Оборудование: флажки красного, синего и зеленого цветов.

Содержание: Педагог называет слово – дети находят слова с одинаковым значением. Например: большой – крупный, огромный, громадный и т. д. победители награждаются цветными флажками. Игра проводится в быстром темпе.

Вариант: Педагог называет слово – дети образуют от него слово с оттенком ласкательности или увеличения. Например: глаза – глазки, глазоньки, глазищи.

Скажи в рифму.

Дидактическая задача: учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.

Содержание: Педагог предлагает детям послушать небольшое стихотворение, найти в нем слова, которые звучат похоже. Далее педагог называет слова, а дети подбирают к нему рифмы. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, образец читается еще раз и предлагается подобрать подходящее слово. После этой игры можно попробовать сочинять простые стихи.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют.

Игры и игровые упражнения с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарный герой он с огнем вступает в бой» Игры и игровые упражнения с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности Цель: Формирование у детей основ пожарной безопасности,.

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.

Игры и упражнения для координации речи с движением для детей дошкольного возраста. Методические рекомендации В помощь воспитателям Пальчиковая гимнастика «Непослушный ветерок» Слова Движения Непослушный ветерок Дети перебирают пальчиками рук. Мы.

Презентация «Игры и упражнения в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность.

Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие и дыхательные упражнения Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения» Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи: Развивать умение подбирать антонимы;Развивать.

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Тема:«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Показать родителям воспитанников.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста Спортивные игры в детском саду Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 16:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Назарова Татьяна Валентиновна (УИ 1486208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД