Ирина Моторина
Лексика как предмет лингвистических исследований
▼ Скачать + Заказать документы
Лексика как предмет лингвистических исследований
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности человека. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения (Введенская, 1978:144). Поскольку речь наша состоит из слов, которые мы узнаём и запоминаем на протяжении всей нашей жизни, то здесь уместно сказать и о словарном запасе речи, то есть о лексике.
Публикация «Лексика как предмет лингвистических исследований» размещена в разделах
Слова появляются у детей с начала жизни, но словарный запас нормально развивающихся детей и детей с нарушенным интеллектом имеют существенные различия. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми (Лалаева Р. И., 1969: 5).
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании детей и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, а также тесно связано с формированием восприятия, памяти других психических процессов. Лексика оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка. Именно значение слова является единицей речевого мышления. Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» (Выготский Л. С. 1956. Ч. 1 : 51).
Слово представляет собой единство содержания и формы. У умственно отсталых детей страдает и содержание и форма выражения мыслей.
Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы в единстве с первой сигнальной системой; при нарушении их взаимодействия речь превращается в бессодержательный поток слов.
Как раздражитель второй сигнальной системы слово может быть слышимым, видимым, произносимым.
Человек реагирует на смысл слова. Понимание речи предполагает нормальное функционирование центрального звена слухового анализатора речи (центр Вернике). При его поражении у умственно отсталого ребенка нарушается понимание смысла обращенной к нему речи (Виноградова, 1985, с. 68).
Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.
В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л. С. Выготский(1956) писал: «Всякое значение слова. представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово. развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий». Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.
Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания
является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Если же ребёнок отстаёт в умственном развитии, то его речь и в частности лексика будут недоразвиты, а это значит, что лексика умственно отсталых
дошкольников будет существенно отличаться от лексики нормально развивающихся детей.
Введенская, 1978:144). Поскольку речь наша состоит из слов, которые мы узнаём и запоминаем на протяжении всей нашей жизни, то здесь уместно сказать и о словарном запасе речи, то есть о лексике.
Слова появляются у детей с начала жизни, но словарный запас нормально развивающихся детей и детей с нарушенным интеллектом имеют существенные различия. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми (Лалаева Р. И., 1969: 5).
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании детей и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, а также тесно связано с формированием восприятия, памяти других психических процессов. Лексика оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка. Именно значение слова является единицей речевого мышления. Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» (Выготский Л. С. 1956. Ч. 1 : 51).
Слово представляет собой единство содержания и формы. У умственно отсталых детей страдает и содержание и форма выражения мыслей.
Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы в единстве с первой сигнальной системой; при нарушении их взаимодействия речь превращается в бессодержательный поток слов.
Как раздражитель второй сигнальной системы слово может быть слышимым, видимым, произносимым.
Человек реагирует на смысл слова. Понимание речи предполагает нормальное функционирование центрального звена слухового анализатора речи (центр Вернике). При его поражении у умственно отсталого ребенка нарушается понимание смысла обращенной к нему речи (Виноградова, 1985, с. 68).
Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.
В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л. С. Выготский(1956) писал: «Всякое значение слова. представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово. развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий». Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.
Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания
является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Если же ребёнок отстаёт в умственном развитии, то его речь и в частности лексика будут недоразвиты, а это значит, что лексика умственно отсталых
дошкольников будет существенно отличаться от лексики нормально развивающихся детей.