Наталия Худошина
Лексико-грамматические игры и упражнения в логопедических группах
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедических группах детского сада уровень речевого развития у детей отличается следующими особенностями: звукопроизношение нарушено; фонематическое восприятие не сформировано; слоговая структура слова нарушена; словарь бедный; речь фразовая.
Самый эффективный метод при подготовке к школе такого ребенка – это использование дидактической игры. Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании игр с привлечением различного наглядного материала: игрушек, картинок, специально изготовленных пособий. Дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними при опоре на наглядность. Чтобы вызвать интерес к обучению, на занятиях мы применяем специально разработанные панно, пособия, настольно-печатные игры. Играя с детьми в игры, мы решаем ряд задач по формированию лексико-грамматических средств языка. Предлагаем вашему вниманию часть нашего игрового материала.
Публикация «Лексико-грамматические игры и упражнения в логопедических группах» размещена в разделах
«Писатель»
Цель: формировать навык составления описательных рассказов по лексическим темам, развивать наглядно-образное мышление (для составления рассказов используются специальные схемы).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям изобразить знаменитых писателей, которые придумали «рассказ» о фрукте, овоще, животных – в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-то из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает описание картинки или предмета по схеме. В нашей группе имеются схемы по всем лексическим темам.
«Собираем урожай»
Цель: расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов единственного числа настоящего времени.
Ход игры. На наборном полотне расставлены овощи. Дети по очереди собирают овощи, комментируя свои действия: «Я выдергиваю морковь», «Я выкапываю картофель», «Я срываю помидор» …
«Магазин»
Цель: расширять словарь прилагательных по теме; формировать у детей навык образования прилагательных и согласования прилагательных и существительных.
Ход игры. Дети «покупают» в «магазине» «банки с компотом», соком, вырезанные из картона. На банках нарисованы фрукты, ягоды, овощи. Ребенок подходит и говорит: «Я хочу купить компот из вишни – вишневый компот»; «Я хочу купить компот из яблок – яблочный компот»…
«Внимание – розыск»
Цель: активизировать словарь по теме; составлять описательный рассказ об одежде.
Ребенок встает перед детьми и начинает со слов: «Потерялся мальчик (девочка, был одет… и составляет описательный рассказ об одежде участника игры, не называя его имени, а другие отгадывают, о ком идет речь.
«Регулировщик»
Цель: закрепить представления о различных видах транспорта по способу передвижения.
Воспитатель показывает картинки с изображением транспорта. Дети жестами показывают, как передвигается транспортное средство:
-дорожный транспорт – дети руками изображают поворот руля;
- железнодорожный транспорт – движение поезда (руки согнуты в локтях);
- водный транспорт – движения пловца;
- воздушный транспорт – имитируют взмахи крыльев;
Если показывается картинка, не обозначающая транспорт, дети изображают знак «стоп» - руки сложены крест-накрест перед грудью.
«Невиданный зверь»
Цель: формировать навыки образования притяжательных прилагательных.
На картинке изображено невиданное животное. Воспитатель предлагает назвать, чьи у него части тела.
Туловище – коровье, голова – медвежья, хвост – лошадиный, лапы – собачьи, рога – оленьи, грива – львиная.
«Кто чем защищается»
Цель: закрепить знания о животных, правильное употребление в речи существительных в творительном падеже.
Детям раздаются картинки с изображением животных. Воспитатель задает вопрос:
«Чем защищается кошка?» Тот из детей, у которого картинка с кошкой, отвечает: «Кошка защищается когтями». Аналогично обсуждается олень, слон, собака, еж и другие животные.
«Угадай, что нарисовано?»
Цель: узнавание и различение предметов.
Детям предлагается изображения нескольких, наложенных друг на друга, предметов. Они должны назвать каждый предмет и его обобщенное значение.
Такие карточки у нас имеются по всем темам.
«Животные заблудились»
Цель: дифференциация домашних и диких животных.
На доске крепятся картинки с домом и лесом. На столе лежат перевернутые картинки с изображением домашних и диких животных вперемежку. Дети по очереди подходят к доске, берут картинку и выкладывают ее в определенное место. Например: «Это корова, домашнее животное, живет рядом с человеком» и выставляет картинку возле дома.
«Где собака?», «Где птичка?»
Цель: учить детей использовать в речи предлоги: в, за, из-за, из-под, у, на, под.
На картинах собака и птичка прикреплены на ниточках. В картинах имеются прорези, откуда могут появиться собака или птичка. Например: собака выглядывает из-под крыльца. Собака выходит из-за угла дома.
«Угадай, кто улетел?»
Цель: расширять словарь по теме; развивать внимание, память.
На наборном полотне или на фланелеграфе выставляются картинки с изображением птиц. Дети рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка с птицей. Дети отвечают, какая птица улетела.
Аналогично можно проводить игру «Чего не стало» по другим лексическим темам.