Лексико-грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 1

Елена Давидко
Лексико-грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 1

В данной методической разработке представлено планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников 5-6 лет, а также – различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте.

Целью методической разработки является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с заключением «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Также методическая разработка может быть использована в работе логопеда,которая позволит:

• насытить логопедические занятия благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития слухового восприятия, внимания, памяти, мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

• обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, который используется во всех коррекционных дошкольных учреждениях;

• поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы (использование воспитателем заданий по рекомендации логопеда будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса;

• облегчить работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы дома.

Надеюсь, что данная методическая разработка будет полезна и интересна вашим детям, удобна для логопедов, педагогов и родителей.

ТЕМА: ОСЕНЬ.

Выучить стих

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым дождем летят.

Один – много

Зонт – много зонтов.

Облако - …

Туча - …

Лужа - …

Листик - ….

Закончи предложение

Осенью часто идут ….

Первого сентября дети идут в …

Какое слово самое длинное?

Лужа, ветер, сыро, пасмурно.

Туча, погода, зонт, осень.

Исправь ошибку

Большая зонт.

Осенние месяц.

Яркий солнце.

Раннее весна.

Что не так?

Сентябрь – это летний месяц.

Весной листья желтеют и опадают.

Осенью птицы возвращаются к нам из теплых стран.

Какое слово отличается от других?

Лужа, лужа, стужа, лужа.

Туча, куча, туча, туча.

Дрова, трава, трава, трава.

Что лишнее?

Сентябрь, ноябрь, декабрь, октябрь.

Зима, весна, вторник, лето.

Подбери признак

Ветер (какой) – сильный, …

….

Погода (какая) - ….

….

Листья (какие) - …

….

Подбирать предметы к признакам.

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…

Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…

Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…

Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

Составьте рассказ про осень по плану.

• После какого времени года наступает осень?

• Назовите осенние месяцы.

• Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

• Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?

• Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

• Какие праздники отмечают осенью?

ТЕМА: ОВОЩИ

Выучить стих

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Пальчиковая гимнастика

У Лариски – две редиски. По очереди разгибают

У Алешки – две картошки. пальчики из кулачка, на-

У Сережки-сорванца – чинная с большого, на од-

Два зеленых огурца. ной или обеих руках.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки –

Две хвостатых редьки.

Сосчитай до пяти

Один помидор, два ….

Одна морковь, ….

Одно растение, ….

Закончи предложение

Пюре можно сделать из ….

Овощной салат делают из …

Мы поливаем грядку из ….

Исправь ошибку

Сладкая помидор.

Крупное кабачок.

Красные свекла.

Перекапывать грядка.

Подбери признак

Помидор (какой) – круглый, ….

….

Свекла (какая) - ….

….

Чеснок (какой) - ….

….

Что лишнее? Почему?

Огурец, репа, малина, картофель.

Лук, редис, помидор, гриб.

Сажать, поливать, пропалывать, стирать.

Скажи наоборот

Мелкий – крупный.

Сладкий - ….

Длинный - ….

Что общего и чем отличаются друг от друга?

Помидор и огурец.

Поле и грядка.

Подбери обобщающее слово

Лук, огурец, свекла и морковь – это …

ТЕМА: ФРУКТЫ.

Выучи стихотворение

Три яблока из сада ёжик притащил,

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

Назови ласково

Яблоко – яблочко.

Вишня - …

Апельсин - …

Мандарин - …

Абрикос - ….

Сосчитай до пяти

Один персик, два …

Одно яблоко, ….

Одна слива, ….

Про что можно так сказать? (про какой фрукт)

Вкусный, сочный, ароматный. …

Вкусная, сочная, ароматная. …

Вкусное, сочное, ароматное. …

Вкусные, сочные, ароматные. ….

Исправь ошибку

Спелая фрукт.

Зеленый яблоко.

Желтое груша.

Кислая лимон.

Закончи предложение

Мама сварила яблочное …

Я люблю апельсиновый …

Варенье, компот и повидло варят из …

Какое слово самое длинное?

Груша, сок, апельсин, джем.

Фрукт, лимон, желе, мандарины.

Что не так? Почему?

Мама сварила картофельное повидло.

В саду растут овощные деревья.

Что лишнее?

Огурец, яблоко, слива, груша.

Ананас, гриб, персик, мандарин.

Лимон, абрикос, помидор, вишня.

Мой, моя, моё

Представь, что это твои фрукты.Ответь на вопросы:

Чей это лимон? – мой лимон.

Чья слива - ….

Чьё яблоко - ….

Чей персик - …

Чьи бананы - ….

Какой сок получится?

Из вишни – вишневый сок.

Из яблок - ….

Из апельсинов - …

ТЕМА: ОВОЩИ - ФРУКТЫ

Что не так? Почему?

Прочитать стих:

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много.Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем капустный сок,

Лук положим в кипяток.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Повторить пальчиковую гимнастику

«У Лариски – две редиски», «Апельсин».

Два - пять

Две груши, а пять груш.

Два помидора, а пять ….

Два яблока, а пять …. ….

Два огурца, а пять …. ….

Два апельсина, а пять ….

Исправь ошибку

Мишка Торопыжка прислал тебе письмо. В письме есть ошибки, которые нужно исправить (исправлять по названию фрукта).

«Здравствуй, дружок! Приезжай ко мне в гости. Я сварю к твоему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Торопыжка.»

Подбери признак

Помидор (какой) – круглый, ….

….

Груша (какая) - ….

….

Яблоко (какое) - ….

….

Морковь (какая) - …

….

Подбери обобщающее слово

Лук, огурец, свекла и морковь – это …

Слива, банан, груша, яблоко – это …

Отгадай загадки:

Хоть и очень кислый он,

В чай положим мы ….

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. …

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет ….

ТЕМА: «Деревья. Лес. Грибы. Ягоды.»

Выучить стих

Мы сегодня в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем,

Их в корзинку соберем

И домой их принесем.

Один – много

Дерево – много деревьев.

Осина - …

Желудь - ….

Дуб - …

Гриб - ….

Мухомор - …

Боровик - ….

Опенок - ….

Черника - ….

Малина - ….

Закончи предложение

В нашем дворе растет стройная …

Под дубом мы нашли много ….

Поганки кушать ….

Мама сварила очень вкусный грибной …

Мама сварила много черничного ….

Мы в лесу набрали много …. …

Я люблю компот из …. ….

Осенью в лесу ….

Скажи наоборот

Высокое – низкое.

Толстый - …

Холодный - ….

Узкая - ….

Съедобный - …

Маленький - …

Старый - ….

Подбирай, называй, запоминай

Подбери и назови как можно больше слов-действий

Ягоды на веточках (что делают) –растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают.

Люди в лесу ягоды (что делают) - ….

Ножом грибы (что делают) - ….

В лесу люди осенью (что делают) - ….

Подбери обобщающее слово

Корни, ствол, ветки, листья – это …

Береза, липа, осина и клен – это ….

Ель и сосна – это ….

Сыроежки, боровики и опята – это. …. грибы.

Поганки и мухоморы – это …. грибы.

Черника, ежевика, земляника – это …

ТЕМА: ОДЕЖДА.

Выучи стихотворение

Маша варежку надела,

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла,

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Чей? Чья? Чьи? Чьё?

я мама папа

Это чья шапка? – моя шапка мамина шапка папина шапка

Это чьи перчатки? - ….

Это чей шарф? - …

Это чьё пальто? - ….

Это чья куртка? - ….

Это чьи носки? -…

Что делают (шьют) из …

Меха – меховую шубу, шапку, жилет.

Кожи - …. ….

Ситца - …. ….

Шерсти - ….

Шелка - …

Скажи наоборот

Пальто длинное, а куртка …

Брюки грязные, а платье …. …

Футболка светлая, а сарафан. …

Носки короткие, а гольфы …. ….

Назвать одежду (головные уборы)

Летняя - …. ….

….

Осенняя - …..

….

Зимняя - ….

….

Что из чего?

Юбка из шелка – шелковая юбка.

Шуба из меха - ….…

Шорты из джинса - ….…

Варежки из шерсти - …

Футболка из трикотажа - ….

Фартук из ситца - ….

Сарафан из вельвета - ….

Шарф из шерсти - …

Куртка из кожи - ….

Подбирай, называй, запоминай.

Как появляется одежда? (что делают)- моделируют, выкраивают….

Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает)-

….

Ухаживая за одеждой, человек (что делает) - ….

….

ТЕМА: ОБУВЬ

Выучи стихотворение

Ты, сапожник, помоги,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди,

Мы идем сегодня в гости.

Ты подошвы нам подклей,

Танцевать чтоб веселей.

Один – много

Сапог – сапоги – много сапог.

Туфля - ….

Ботинок - ….….

Босоножек - …. ….

Кроссовок - …

Тапок - …

Исправь ошибку

Летний обувь.

Зимний сапоги.

Теплая валенки.

Высокие каблук.

Скажи наоборот

Я обуваю сапоги, а я …. снимаю сапоги.

Я завязываю шнурки, …

Я застегиваю молнию, …

Я обуваюсь, ….

Назвать обувь

Летняя - …

Осенняя - ….

Зимняя - ….

Спортивная - ….….

Из чего – какой?

Туфли из кожи – кожаные туфли.

Сапоги с мехом - ….

Сапоги из резины - ….

Тапочки из вельвета - ….

Публикации по теме:

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Рекомендации родителям по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольниковРекомендации родителям по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников В рекомендациях родителям представлены задания по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Лексико-грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 1
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 22:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки