Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 3

Елена Давидко
Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 3

ТЕМА: Дикие животные и их детеныши.

Выучить стих

Белка, еж, медведь и заяц,

Волк, лиса, лось и барсук –

Это дикие животные,

Все они живут в лесу.

Составь семью

Лис – лисица, лиса – лисята.

Заяц - …. ….…. ….

Лось - ….….…

Олень - …. ….…

Еж - ….….….

Волк - ….

Медведь - …

Какой, какая? (подобрать 3-5 определений)

Медведь – большой, бурый, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

Заяц - ….

Лиса - ….….…. …. …

Скажи наоборот

Лось большой, а еж. …

У зайца уши длинные, а у медведя ….

У лисы хвост длинный, а у зайца …

Белка слабая, а медведь …

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

хвост голова ухо ноги (лапы)

Лиса - ….

Волк - ….

Заяц - ….

Белка - ….

Медведь - …

ТЕМА: Рыбы.

Выучить стих «Пруд»

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Любо им водой плеснуть,

Чешуёй на миг блеснуть, -

Рыбкам выпрыгнуть на воздух –

Все равно что нам нырнуть.

Один - много

Судак – судаки – много судаков.

Щука - …. ….…. ….

Лещ - ….….…

Рыба- ….

Что лишнее?

• Жабры, чешуя, руки, плавники.

• Акула, дельфин, паук, щука.

• Река, море, озеро, небо.

Подобрать родственные слова

Рыба - ….

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

хвост голова туловище плавники

Рыба - ….

Щука - ….

Акула - …

Объясни,почему так говорят:

Молчит как рыба …

Наклеить картинки рыб.

ТЕМА: Защитники Отечества.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы»

Пальцы эти – все бойцы, Показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы. Сжимать пальцы в кулаки и поочередно

Два – больших и крепких малых разжимать пальцы на обеих

И солдат в боях удалых. руках одновременно, начиная

Два – гвардейца-храбреца, с больших.

Два сметливых молодца.

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца-коротышки –

Очень славные мальчишки! Сжимать и разжимать кулаки.

Один - много

Смелый летчик – смелые летчики.

Боевой корабль - …. ….….

Железная каска - ….…

Военный самолет- ….

Скажи какой

Защитник Отечества (какой) – смелый, храбрый, отважный,

Посчитайте боевую технику:

Один танк, два танка,, пять танков.

Один самолет, два самолета,, пять самолетов…и т. п.

Что лишнее?

• Пистолет, лопата, пулемет, винтовка.

• Летчик, моряк, продавец, разведчик.

Кому что нужно?

Что нужно танкисту? – Танкисту нужен танк.

Чем управляет летчик? – Летчик управляет самолетом.

Что нужно солдату? - ….

Чем управляет моряк? - ….

ТЕМА: Дом. Наш город.

Пальчиковая гимнастика

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу

дома – пальцы левой и правой рук

соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты

ладонями к себе, средние пальцы

соприкасаются друг с другом, большие

пальцы – вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно

друг другу.

В этот домик приглашаем. «Дом»

Дети должны знать:

• Выучите с детьми домашний адрес, объяснить ребенку, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер;

Помогите ребенку запомнить название главной улицы города, главной площади, моря, реки;

• Во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, деревянные).

Без чего не бывает дома?

Не бывает дома без …. …

….

Один - много

Дом – дома – много домов.

Дверь - …

Окно - ….

Забор - …

Потолок - …

ТЕМА: 8 Марта.

Подбери признак

Мама (какая) - ….

….

Бабушка (какая) - …

….

Сестра (какая) - ….

….

Мама умеет (закончи предложение)

Мама квартиру ….

Мама обед. …. ….

Мама белье. ….…

Мама пыль. ….

А вы маме должны ….

Запомни, повтори (развитие слуховой памяти)

• Мама, бабушка, дочка, сестра, тетя.

• Солнце, мимоза, цифра восемь, торт.

• Сосулька, подснежник, ручей, теплый, почки.

Придумать рассказ на тему «Мамин праздник» и нарисовать сюжет.

• Какого числа отмечается этот праздник?

• Кого поздравляют в этот день?

• Какие подарки ты приготовил (а) маме и бабушке?

• Как Вы отмечаете этот праздник?

Как помогал (а) в этот день маме и бабушке?

ТЕМА: Весна.

Выучить стих

Ушла зима, пришла весна,

Нас очень радует она!

Небо синеет и солнышко греет.

Подснежник цветет

И трава зеленеет.

Дети должны знать:

• названия весенних месяцев;

• о сезонных изменениях, связанных с приходом весны;

• что весной бывает женский праздник – 8 Марта и День Победы.

Без чего не бывает весны?

Не бывает весны без …

….

Что делает? Что делают?

Солнце весной (что делает) - припекает, ласкает, …

Листья на деревьях (что делают) - ….

Травка (что делает) - ….….

Ручьи (что делают) - ….

Скажи правильно (развитие слухового внимания)

Порхают птички или лисички?. …

Тает снежинка или слезинка….

Журчат ручьи или грачи? …

Набухают листочки или почки?.….

Прилетают птички или насекомые? ….

Подбирай, называй

Весна (какая) – ранняя, долгожданная, ….

….….

Солнце (какое) - …

….….

Какой день?

Март – мартовский день.

Апрель - …. ….

Май - …. …. ….

Солнце - ….

Ветер - …. ….

Весна - ….

Дождь - ….

Тепло - ….

Облако - ….

Что лишнее? Почему?

Март, апрель, декабрь, май.

Капель, солнце, мороз, проталины.

Составьте рассказ про весну по плану.

• После какого времени года наступает весна?

• Назовите весенние месяцы.

• Что происходит весной в природе, в жизни зверей и птиц?

• Какую одежду и обувь носят весной? Почему?

• Какой праздник отмечают весной?

ТЕМА: Перелетные птицы.

Выучить стих

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей …

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Один – много (кого)

Грач – грачи много – грачей.

Аист - …. …

Скворец - ….…

Журавль - ….

Утка - …. ….

Ласточка - ….….

Лебедь - …. ….

Кукушка - …

Птица - ….

Гнездо - ….

Птенец - …

Назови птенца

Грач – грачонок – грачата.

Журавль - …

Лебедь - ….….

Утка - ….….

Аист - …. ….

Кукушка - .….….

Скворец - ….

Скажи наоборот

Аист большой, а скворец ….

У аиста шея длинная, а у кукушки. ….…

У скворца грудка черная, а у ласточки …. ….

Аист белый, а грач ….

У аиста перья крупные, а у ласточки …

Исправь ошибки

Птенцы высиживают яйца. -. ….

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. - ….…

Дети сделали для аистов скворечники. - ….

Тело птицы покрыто шерстью. - ….

Скворец живет в будке. - ….

Скажи по-другому.

У утки короткий хвост, значит она (какая) – короткохвостая.

У грача острый клюв, значит он (какой) - ….

У ласточки длинный хвост, значит она (какая) - ….

У соловья звонкий голос, значит он (какой) - ….

Отгадать загадки

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца. ….

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку. ….

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится? …

На шесте – дворец,

Во дворце – певец. ….

ТЕМА: Транспорт

Выучить стих

Нажал водитель на педаль,

И побежал автобус вдаль.

Автобус набирает ход.

Водитель песенку поет.

Родителям рекомендуется

• Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

• Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера (водителя);

На какие виды делится транспорт: наземный, водный, воздушный;

• Назвать наземный транспорт, водный и воздушный; закреплять названия частей.

Один – много (кого)

Машина – машины – много машин.

Поезд - …. …

Автобус - ….…

Велосипед - ….

Самолет - ….

Вертолет - ….….

Ракета - …. ….

Лодка - ….…

Пароход - ….

Кто чем управляет?

Автомобилем - …

Поездом - …

Самолетом - …. ….….

Пароходом - …. ….….

Скажи наоборот

Теплоход большой, а катер …. ….

Поезд длинный, а автобус ….…

Трамвай тяжелый, а велосипед …. ….

Самолет быстрый, а лодка ….

Назови одним словом

Если у мотоцикла два колеса, то он …. двухколесный.

Если у велосипеда три колеса, то он ….….…

Если у машины четыре колеса, то она. ….

Если у корабля две палубы, то он ….

Если у парохода три трубы, то он ….

Если у самолета четыре мотора, то он ….

Из чего – какой?

Корпус самолета из металла – металлический корпус.

Палуба из дерева - ….

Руль из пластмассы - …. Сиденье, обшитое кожей -. ….

Фара из стекла - ….

Колесо из резины - …

Что лишнее? Почему?

• Пароход, лодка, самолет, парусник.

• Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

• Автомобиль, корабль, автобус, поезд.

ТЕМА: Профессии

Выучить стих

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды – это раз,

Воспитатель, медсестра,

И, конечно, повара.

Кто что делает?

Учитель – учит читать, писать, считать

Строитель - ….….

Повар - ….….

Парикмахер - …

Врач - …

Водитель - …

Фотограф - …

Портной - ….

Писатель -….

Продавец - …

Кому что нужно для работы?

Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди.

Врачу - …. …

Художнику - ….…

Маляру - …. ….

Продавцу - …

Плотнику - …

Исправь ошибки

Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь.

….

Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги. …

Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы. ….

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

….

Назови профессию

Кто носит багаж?- носильщик.

Кто сваривает трубы? - …. ….

Кто вставляет стекла? - …. …

Кто работает на кране? -. …

Кто чинит часы? - …. ….

Кто водит транспорт?

Трактор водит – тракторист.

Поезд водит - ….…

Машину водит - …. …. ….

Самолет водит - …. …

Ракету водит - ….….

Танк водит - …. …

Доскажи словечко

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет …

У художника сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет …

У певицы есть соседи –

Близнецы Денис и Федя.

Воду варят вечерами,

Значит будут ….

ТЕМА: Космос.

Выучить стих

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Родителям рекомендуется:

• Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

• Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов, космической техники;

• Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю. Гагарине.

Один – много

Спутник – спутники.

Космонавт - …

Звезда - …

Планета - ….

Ракета - …

Луноход - …

Есть - нет

Космонавт – нет космонавта

Звезда - ….…

Планета - …. ….

Спутник - …. ….

Добавь нужное слово

Юрий Гагарин на ракете в космос ….

Вокруг Земли …

Обратно на Землю …

Публикации по теме:

Дикие звери, их детеныши. Понимание, использование предлогов: на, за, под. Цели:Закрепление представлений о диких зверях, их детенышах, о зимовке зверей. Понимание и использование в действии предлогов -на, за, под.

Телевикторина «Знатоки природы» по теме «Дикие животные» Цель: Закрепить знания детей о диких животных, их жилищах. Продолжать учить образовывать существительные творительного падежа (ёж был.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 3
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 22:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Международный день цветка

Очередной тематический день посвящен красивейшему творению природы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представление детей о цветах и увлечь их занимательным...

21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...


Горячие темочки