Екатерина Бахтина
Лекторий «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Лекторий «Финансовая грамотность»
Аннотация
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Публикация «Лекторий „Финансовая грамотность“» размещена в разделах
Одним из важнейших задач является ознакомление детей с представлениями о экономике. Потребность в этом формируется обусловленными переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Сам процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию и развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению, в значительной степени способствует грамотное пояснение родителями первых шагов, самых первых азов.
Цель: Вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников.
Задачи:
-расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.
- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;
- развивать умения подмечать в устном народном творчестве простейшие экономические явления.
Приёмы и методы: словесный, игровой, практический.
Материалы и оборудование: игра «Семейный бюджет»; буклет «Рекомендации для родителей по финансовой грамотности».
ТСО: проектор, экран, презентация «Ребенок и финансы»», ноутбук, колонки.
Введение:
«Деньги – это средство воспитания, с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте»
А. С. Макаренко
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Многие родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, платят большие деньги, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство мам и пап совсем не задумываются и безразлично подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Умение правильно обращаться с деньгами — один из навыков, без которых невозможно добиться успеха во взрослой жизни. Знание основ финансовой грамотности помогут ребенку избежать многих проблем.
Сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков.
Часто бывает так, что дети, не получившие основ финансовой грамотности, вырастают, набирают кучу кредитов и быстро оказываются банкротами. Затем появляется масса беспокойств. Тут вина ложится на взрослого, который не смог в свое время пояснить и рассказать о важном значении денег, их правильном применении и рациональном пользовании.
В будущем, желая видеть ребенка успешным, живущим в комфорте, взрослые уже сегодня должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах:
1. Что такое деньги?
2. Где их взять?
3. Как ими правильно распоряжаться?
Правильное представление о деньгах, формирует у него верное направление в познании. Дети должны понять, что деньги зарабатываются собственным трудом.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
В наше время мы часто употребляем в своей речи словосочетания: деньги, кредит, зарплата, бюджет, финансы….
Ход: -Здравствуйте уважаемые родители, мамы и папы, бабушки и дедушки!
(заставка ролика о ребенке и финансах)
Сегодня мы с вами собрались побеседовать о финансах. Исходя из нашего ролика, мы видим, что ребенку сложно понять – что же такое финансы?
Финансовая грамотность стала очень «модной, горячей» темой в нынешнее время. И мы, воспитатели, чаще затрагиваем «денежные» темы с детьми в детском саду. Это у нас встречается в игровой деятельности. А также сами дети любопытны в этом вопросе.
Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и, в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие.
Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
1. Желания и потребности?
Очень непросто в магазине отказать ребенку, не купив то, что ему сейчас захотелось… Чтобы ребенок достойно вел себя в магазине, нужно его заранее подготовить:
- нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел;
- разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
-перед походом в магазин, нужно сообщить, что именно вы хотите приобрести;
- вспомнить правила поведения в общественных местах.
Сейчас мы с вами рассмотрим ситуацию:
Мама с дочкой быстро зашли в магазин. Девочка побежала к полке с игрушками и взяла куклу. Мама строго сказала: «Положи!» Дочка громко заплакала, мама взяла куклу и пошла на кассу. Дочка успокоилась.
-Все ли мама сделала правильно? Как должна повести себя мама, чтобы сохранить деньги и не обидеть ребенка?
(родители высказывают свое мнение)
Когда родитель все-таки покупает малышу игрушку, лучше вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить.
Ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить.
Чтобы купить товар - нужны деньги.
Итак, как объяснить ребенку «Что такое деньги?»
Сейчас мы с вами вспомним несколько поговорок и пословиц о деньгах. Удавалось ли Вам давать по этому поводу разъяснение ребенку?
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Уговор дороже денег.
Копейка рубль бережет.
За деньги славы не дают.
Где взять деньги?
Деньги — это универсальное средство обмена. Дети сразу улавливают, что за деньги можно много чего получить. Они видят, как родители реагируют, когда в семье появляются деньги, или, когда денег не хватает, какие при этом испытывают эмоции.
Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе, профессии. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата.
Никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения! Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми.
Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом. Можно предложить накопить.
Как правильно распоряжаться денежными средствами?
Бюджет (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого объекта (например, семьи.)
Вам необходимо подсчитать свой семейный бюджет и рассказать о доходе и расходе семьи: мама и папа получают зарплату, бабушка и дедушка – пенсию. А старший брат- стипендию в институте.
Сейчас немного поиграем: бюджет семьи составляет 17 монет. Нам необходимо подумать и решить, как распределить деньги и объяснить это ребенку: куда уходят деньги.
Игра «Семейный бюджет»
Большой круг, разделенный на 6 секторов:
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея,
4 свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе – продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты.
Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.
Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр».
Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1 свободному кружку для оплаты.
Сектор «сюрприз».
Правильным считается тот вариант, где родители в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда)
После выполнения задания и прослушивания ответов, родителям предлагается сектор сюрприз.
1 вариант: Сектор, на котором изображен сломавшийся телевизор и 2 свободных кружочка для оплаты.
2 вариант: Сектор, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.
В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» можно перераспределить семейный бюджет.
Итак, на примере этой игры мамы и папы легко смогут объяснить, почему не получается покупать игрушки, часто ходить в развлекательные центры, баловать тортами и конфетами.
Итог: Хочется поблагодарить мам и пап, бабушек и дедушек, которые нашли время посетить наш лекторий. Мы надеемся, что эта информация пригодится Вам и вашим детям в будущем. Желаем стать финансово подкованными и уметь правильно распоряжаться своими деньгами. Ведь «Финансовая безграмотность — огромная проблема. Люди постоянно вляпываются в опасные ситуации только потому, что как следует не подготовились.» (Дональд Трамп).
Рекомендации для родителей.
Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Возьмите ребенка в банк.
Поговорите с детьми о вложении денег.
Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Научите детей зарабатывать деньги.
Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Будьте для ребенка примером.
Богат не тот, кто много зарабатывает, а кто правильно распоряжается деньгами.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!