Лучший педагог года

Лепка как средство развития мелкой моторики рук ребёнка

Ирина Назарова
Лепка как средство развития мелкой моторики рук ребёнка

«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

И. Я. Гинцбург

1. Обучение лепке детей дошкольного возраста.

Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.

Публикация «Лепка как средство развития мелкой моторики рук ребёнка» размещена в разделах

Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве.

Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.

Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры.

Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга. Например, на занятиях по рисованию малыш может изобразить замечательный летний пейзаж с пушистыми облаками, ярко-зеленой травой. На аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит цветок, а на лепке на этот волшебный цветок приземлится пчела или стрекоза, сделанная из пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей действительности.

Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.

Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы с глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.

2. Материалы для занятий лепкой в ДОУ.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.

Особенности работы с глиной.

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Из глины и технического пластилина дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет.

Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.

Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как примазывание при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.

Подготовка к работе с глиной занимает большой промежуток времени. Сухие камни глины следует залить водой так, чтобы вода закрыла глину. Через 4-5 часов лишнюю воду, не впитавшуюся в глиняные камни, надо слить, а глину оставить стоять 8-12 часов, после чего следует хорошо промесить ее руками, так как в глине могут встречаться мелкие травмирующие детали, камешки, опилки, и даже кусочки стекла.

Оставшуюся глину необходимо собрать в один ком, завернуть в мокрую плотную ткань, а затем поместить на небольшой пластмассовый поднос или тарелку и следить, чтобы на дне после смачивания ткани оставалось немного воды. Ткань эту нужно 2-3 раза в неделю простирывать. Новую глину или глину после нескольких перемесов следует проверить на годность для лепки. Для этого нужно скатать из нее столбик и медленно согнуть в баранку. Хорошая глина не дает трещин, или дает мелкие, едва заметные трещинки.

Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Не следует невысохшие работы ставить на батареи центрального отопления, в печь или класть в духовку, так как, высыхая неравномерно и быстро, глина трескается, изделия разваливаются на куски. Лучшая сушка - воздушная. На данный момент в торговой сети представлено достаточно много различных видов глины (быстросохнущие, не требующие обжига). Весь этот богатый арсенал позволяет педагогам развивать интерес к лепке и занятию творчеством.

Пластика.

На прилавках магазинов появился, не так давно, новый материал для работы с детьми - пластика. Он предназначен для занятий в ДОУ лепкой, и является аналогом глины, имеющим ряд положительных сторон, не присущих глине:

Имеет светло-серый цвет, а при высыхании становится почти белым и не требует в дальнейшем грунтовки. При росписи -краска ложится ровно, сохраняя яркость цветов.

Данный материал не требует подготовки, так как продается уже в готовом виде в вакуумной упаковке.

Пластика - материал очень пластичный, податливый, при этом не требует специального оборудования для сушки и обжига.

с различными материалами, а особенно будет удобно использовать пластику для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Тестопластика.

Одним из доступнейших материалов для развития детского творчества в лепке является тесто.

Рецепт теста для детского творчества

Вам потребуется: мука пшеничная — 1 часть, соль (каменная, не «Экстра») — 2 части, растительное масло — 2 столовых ложки, вода — 1/2 стакана.

Муку и соль перемешать, постепенно добавить воду и масло. Тесто месить долго, до получения однородной массы. Затем положить в холодильник, примерно на 3 - 4 часа. Хранить тесто в холодильнике, в полиэтиленовой пленке, периодически промешивая.

Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. При лепке из теста необходима сырая салфетка для заглаживания неровностей и стыков. Однако есть определенные отличия - тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце. Однако, если это необходимо, можно воспользоваться духовкой. Изделия из теста сушат на медленном огне, иначе на поверхности могут появиться трещины.

Публикации по теме:

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка как средство развития мелкой моторики рук ребёнка
Опубликовано: 21 октября 2020 в 12:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД