Приложение МААМ

Конспект занятия для подростков «Личность, какая она?»

Попова Наталия
Конспект занятия для подростков «Личность, какая она?»
▼ Скачать + Заказать документы

Личность, какая она?

Цель: Формирование нравственных качеств.

Задачи:

- Раскрыть понятие личности.

- Побудить детей к самопознанию и самосовершенствованию.

Возраст детей: 12-18 лет

Оборудование: магнитофон, запись музыки В. А. Моцарта, ватман с нарисованным деревом без листьев, разноцветные листья, бумага А-4, ручки по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, понятия «человек» и «личность» – синонимы или нет?

Публикация «Конспект занятия для подростков „Личность, какая она?“» размещена в разделах

«Человек» и «личность» – не синонимы. Личность это обязательно человек, но не любой человек является личностью (младенец). Младенец растёт, и если он получает правильное воспитание, образование, приобретает правильные манеры, ведёт себя достойно, имеет определённые успехи, он непременно превратится в личность.

Попытайтесь, ребята дать определение «личности».

Личность – это совокупность разума, души и поведения.

В личности, прежде всего, проявляется, как относится человек к другим, что ценит, умеет ли держать своё слово, самостоятелен ли. Личность должна оставаться единственной в своём роде и неповторимой.

Стать полноценным членом общества, уважаемой личностью – к этому должен стремиться каждый человек. Конечно, человек сам по себе уникален. Но всё же к тому, что тебе дала природа, ещё многое надо прибавить. И прежде всего, человеческие качества, которые принесут пользу тебе и людям вокруг тебя. ( Дети называют качества: доброта, толерантность, культура поведения, активность, ответственность, дружелюбие, честность, порядочность и пр.) Как вы понимаете это выражение: «Всегда будь своей воли хозяином, совести же своей рабом». (М. Эшенбах);

Я думаю, что вы согласны со мной, что быть настоящем и уважаемым в обществе человеком – значит обладать всеми этими качествами, которые мы с вами вспомнили.

Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными личностями.

Давайте вместе определим, чем (каким арсеналом, «багажом») должен обладать человек, чтобы быть приятным обществу, быть Личностью.

Расширять свой кругозор;

Обладать культурой поведения;

Совершенствовать свои умственные и физические способности;

Обогащать свой внутренний мир;

Быть хорошим собеседником (уметь общаться).

Самое главное – воспитывать в себе любовь к людям.

Послушайте рассказ К. Паустовского «Старый повар».

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

(Когда Моцарт начинает играть включается тихо музыка)

Воспитатель: Великий Моцарт проявил человеколюбие, милосердие, доброту и участие по отношению к совершенно незнакомому человеку.

А часто ли мы совершаем что-то хорошее? Часто ли мы заглядываем внутрь себя, чтобы поискать там ответы на вопросы, которые у нас возникают?

Предлагаю вам сегодня вспомнить одну интересную притчу.

Предлагаю ребятам эту притчу прочитать по ролям.

Автор: Бог создал мир, потом создал человека. И забеспокоился. Призвал Ангелов и говорит.

Бог: Человек не даст мне жить в покое. Я буду видеть его всегда в храмах у своих ног с жалобами. Что мне делать? Где спрятаться, чтобы он не мешал мне?

Автор: Один Ангел посоветовал Богу спрятаться на вершине самой высокой горы.

Бог: Это неподходящее место, скоро альпинисты будут там.

Автор: Возразил Бог. А другой Ангел предложил ему спрятаться на дне океана. Но Бог вновь возражал.

Бог: Да совсем скоро учёные опустятся на глубину.

Автор: Другие Ангелы посоветовали Богу спрятаться в небе на звёздах. Но и на этот раз Бог возразил.

Бог: И небо не походит, скоро человек долетит и до звёзд.

Автор: И тогда один старый Ангел чуть слышно посоветовал Богу спрятаться внутри человека, объяснив, что он никогда не станет его там искать. Бог так и сделал.

– Вам понятен, ребята, смысл притчи?

Действительно, вглубь себя человек заглядывает редко! За исключением собственного сердца, человек исследует все внешние пути. Обычно он благоустраивает быт, ищет хорошую работу, вторую половинку, создаёт пару, семью, рожает и воспитывает детей.

«Золотое правило нравственности» .

Молодой человек ходил к разным просвещённым людям с просьбой изложить ему содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было почерпнуть, стоя на одной ноге.

Наконец, он пришёл с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Это и есть золотое правило нравственности. Как вы думаете, почему изречение Хилона называют «золотым правилом нравственности»?

Жизнь – это выбор. Иногда ты даже не замечаешь, что тебе приходится делать.

Но бывают ситуации, от которых зависит твоё будущее, и только каждый самостоятельно принимает решение как поступить.

Как сделать правильный выбор? Как противостоять давлению сверстников и взрослых? Как уметь сказать «нет»? Как противостоять агрессии и самому не быть агрессивным? Как избегать конфликтов? Как уметь договариваться между собой и дарить радость окружающим и себе?

Как научиться понимать людей? Как налаживать сотрудничество с людьми, которые к этому не всегда расположены? Как сделать так, чтобы вокруг нас было больше позитивных и отзывчивых людей?

Какие ценности необходимо усвоить в своей жизни, чтобы добиться и признания и уважения окружающих людей и оставить свой «лик» если не в веках, но хотя бы в памяти близких.

Входя в дома любые – и в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ,

Скажи: «Какой ты след оставишь?»

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Сегодняшний разговор поможет вам утвердиться в мысли: человек – хозяин своей жизни, идёт по жизни сам, создаёт свою жизнь сам, может стать личностью, а может не стать.

Как вы думаете, в чём различие индивидуальности и Личности?

Индивидуальность – яркая, оригинальная, творческая. В ней мы ценим её самобытность.

Личность – сильная, независимая, энергичная. В ней мы ценим самостоятельность, силу.

ТЕСТ: «Ваша индивидуальность». Отвечать надо искренне.

1. Легко ли вы сходитесь с людьми? («Да» – 1; «Не очень» – 3; «Нет» – 5).

2. Курите ли вы? («Да» – 1; «Иногда» – 3; «Нет» – 5).

3. Если вы совершаете дурной поступок или лжёте, то: («Никогда не признаюсь в этом – 1; «Иногда признаюсь» – 3; «Признаюсь» – 5).

4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики? («Да» – 1; «Не знаю» – 3; «Нет» – 5).

5. Вы считаете, что трезвый среди пьяных – «белая ворона»? («Да» – 1; «Не уверен» – 3; «Нет» – 5).

6. Если бы к вам обратились за помощью настоящее погорельцы, отдали бы вам последние деньги? («Да» – 5; «Не все» – 3; «Нет» – 1).

7. Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились бы вы за него? («Да» – 5; «Не уверен – 3; «Нет» – 1).

8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы? («Да» – 5; «Если бы не спешил» – 3; «Нет» – 1).

9. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы: («Учусь» – 5; «Делаю вид, что учусь» – 3; «Стараюсь отделаться» – 1).

10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чём просят? («Да» – 5; «Иногда» – 3; «по принуждению» – 1).

Подсчё т баллов:

От 10 до 22 баллов.

Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живёте серо и буднично не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы – абсолютно зависимый человек. Причём вы в значительной мере зависите от себя и не в меньшей степени – от своих друзей. Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы – хороший друг и можете постоять за «дружков». Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства. Рекомендации: прекратите думать, что хорошие и добрые поступки совершают одни глупцы. Не ищите дешёвой популярности. Стремитесь к свету.

От 23 до 38 баллов.

Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятёрки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы – это прелюдия, что жизнь впереди, и её качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаёте «жить в собственное брюхо». (Выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что. отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными. Рекомендации: помните, что индивидуальность проявляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернётся.

От 39 до 50 баллов.

Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильней, а на тех, кто интересней, полезней. На тех, с кем вы не будете курить, нюхать глотать и пить всякую гадость, потому что «все так делают». Возможно, с вами нелегко общаться, но к вам будут тянуться нормальные люди. Вы будете получать огромное наслаждение, помогая тем, кто нуждается в вашей помощи.

Рекомендации: продолжайте в том же духе.

Учёные пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между понятиями: «личность», «человек», «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.

Но самое главное в формировании Личности – это тяга к познанию. Именно с познания самого себя начинается определение человека, как Личности.

Человек должен знать: каков он? Кто он? Знает ли он сам себя? К чему он стремится? О чём мечтает?

Великий немецкий поэт И. В. Гё те утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Рефлексия настроения.

«ДЕРЕВО ЧУВСТВ».

Нарисовано дерево. Приготовлены листочки разных цветов:

оранжевый – радостное, тёплое;

жёлтый – светлое, приятное;

зелёный – спокойное;

синий – неудовлетворённое ;

фиолетовый – напряжённое, тревожное;

чёрный – упадок, уныние.

Задача учащихся: с помощью листочков выразить настроение и своё эмоциональное состояние.

Публикации по теме:

Стенгазета «Ах, какая мама-загляденье прямо!»Стенгазета «Ах, какая мама-загляденье прямо!» Стенгазета к 8 марта "Ах, какая мама загляденье прямо!" Для создания стенгазеты вам потребуется: 1. Ватман 2. Клей-карандаш 3. Гуашь 4. Кисточка.

Доклад «Влияние сюжетно-ролевой игры на личность ребенка». «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Фотоотчёт «Ах, какая ёлочка!»Фотоотчёт «Ах, какая ёлочка!» Вот и наступила самая прекрасная пора - зима! Зима самое светлое, красивое время года. Завораживающие красоты радуют нас выпавшим снегом,.

Конспект образовательная деятельность «Ах, какая мама» Конспект образовательная деятельность «Ах, какая мама» младшая группа Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи: Образовательные:.

Сценарий утренника в рамках проекта «Ах, какая осень, ах, какая!» Осенний утренник «Ах какая осень, ах какая!» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОНР. Трубчевский детский.

Проект «Моя мама. Какая она?» Тип проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшей, средней, старшей группы. Продолжительность:.

Проект «Вот какая мама, золотая прямо»Проект «Вот какая мама, золотая прямо» Проект «Вот какая мама, золотая прямо…» Вид проекта: познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный – 5 дней Сроки проекта: 29.

Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные.

Влияние природы на личность человека Влияние природы на личность ребенка Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное.

Эссе «Личность молодого педагога: становление в наши дни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС» ГОРОДА КОСТРОМЫ Эссе «Личность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для подростков «Личность, какая она?»
Опубликовано: 9 июля 2016 в 23:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для подростков «Личность, какая она?»» (включая файлы) размещена пользователем Попова Наталия (УИ 740310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД