МААМ-картинки

Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности

мороз наталья
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности

Личностно- ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.

Публикация «Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности» размещена в разделах

По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно- ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулитивный подход к ним.

Считаем, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В нашей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делим воспитанников на условные группы с учётом типологических особенностей. При формировании групп мы учитываем личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень усвоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.

Образование возвращается к формуле: «Учимся не для школы, а для жизни».

Модели личностно- ориентированного воспитания.

Детство – полноценный период жизни ребёнка со своей культурой, нормами;

Ребёнок – субъект, выбирающий свою траекторию развития;

Источник развития находится в самом ребёнке;

Ребёнок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;

Главная ценность – личность и личностное достоинство каждого.

Целью воспитания являются:

Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной, ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной).

Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

Принципы личностно- ориентированного подхода :

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретённых возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности воспитанника – это наша главная задача. Мы стараемся не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.

Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности группе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал с объективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности.

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к саморегуляции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля, не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.

Правила личностно- ориентированного воспитания.

Выбираем только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.

Поддерживать эмоциональное благополучие воспитанника.

Формировать положительную самооценку ребёнка.

Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.

Жить интересами, переживаниями ребёнка.

Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей.

Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.

Учитывать состояние и настроение воспитанника.

Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.

НОД мы строим на основе модели личностно- ориентированного занятия.

Модель личностно- ориентированного занятия.

Первичная наша задача, как педагога: определить, чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.

Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребёнка.

Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предложений от детей.

Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.

Управление самостоятельным поиском.

Совместное подведение итогов.

Рекомендации к проведению НОД.

Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении НОД.

Использовали разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы (например, в своей работе мы используем следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, беседы, игровые ситуации и т. д.)

Создаем атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.

Стимулируем детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, дать неправильный ответ.

Использовали различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

Поощряем стремление ребёнка, предлагать свой способ работы, анализировать в ходе НОД разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

Применяем задания, позволяющие ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала.

Создаваем педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Использовали парную и групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

Проводим с детьми рефлексию НОД (обсуждать с детьми в конце НОД не только то, что мы узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому).

Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разные способы выполнения заданий.

Организуя личностно- ориентированный подход в НОД, мы помним основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребёнка, с учётом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребёнок будет активно мыслить, высказывать, досказывать и отстаивать своё мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнёр, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ – ступенька к новому знанию.

Таким образом, наша дальнейшая педагогическая деятельность ориентирована на индивидуальность ребёнка.

Личностные проявления детей средней группы МКДОУ

«Детский сад № 330» средняя группа «Василек» в НОД.

Воспитатель: Мороз Н. А.

Личностные проявления детей и Личностно ориентированный подход воспитателей

Проявляют особый интерес к НОД, активны, хорошо справляются с заданиями:

Грушина Ксения, Щитченко Елисей, Кирсанова Катя, Плясова Алена, Семенов Вася, Ольков Мирон, Акентьева Дана, Попова Вика.

В дальнейшем поддерживать и развивать интерес, давать усложнённые задания, предъявлять более высокие требования к их ответам.

Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызову, малоинициативны, такие дети:

Гришкова Вера, Карпов Тимур, Мисоченко Вика, Абанина Виталина, Синицына Вика, Калашникова Нелли, Мерзликина Ульяна, Валиева Нодира, Туркова Катя, Савченко Лиза.

В дальнейшей работе воспитывать уверенность в своих силах, поощрять начинания, развивать творческую инициативу, проводить личностно- ориентированный подход, давать поручения в процессе бытовой деятельности.

Такие дети, как Левдорович Влад, Кисилев Кирилл, Зиберт Егор, Иванов Никита, Ивченко Матвей внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, застенчивы, имеют пробелы в знаниях.

Наша задача, как педагогов проводить личностно- ориентированный подход по преодолению застенчивости, ликвидировать пробелы в знаниях.

И единственный ребенок Кошкин Тихон очень редко проявляет интерес к НОД, не усидчив, не внимателен,из-за этого не всегда может правильно ответить на вопрос воспитателя, хотя мальчик не глупый и сообразительный, но в силу своих особенностей ему трудно дается любой вид деятельности. Мы стараемся вскрыть причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность. Чаще привлекать Тихона к индивидуальным поручениям. И в дальнейшем планируем работу в этом же направлении.

Личностно- ориентированный подход в НОД способствует раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.

При личностно- ориентированном подходе к детям, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные – дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью.

Для преодоления их молчаливости мы прежде всего должны расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей, во время НОД надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу.

Во время занятий мы используем игровые приёмы, которые также способствуют активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Часто причиной активности и пассивности других детей в НОД бывает не правильная работа воспитателя. Если он старается вызывать только развитых, способных, активных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то по сути дела, он и работает только с этими детьми, укрепляя у них уверенность в своём превосходстве над другими, которые может перерасти в зазнайство.

Для нас очень важен личностно- ориентированный подход к медлительным детям, мы соблюдаем терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять ответы.

Индивидуальными особенностями детей мы также руководствуемся и при рассаживании их на НОД, при определении каждому места за столом.

При этом учитываем особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения.

Постоянного нашего внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы их тоже мы стараемся посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята.

При рассаживании необходимо учитывать так же дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, здесь должна проявляться творческая инициатива воспитателя при условии соблюдения им требования удобства и целесообразности.

Личностно- ориентированный подход в НОД по теме : «Развитие речи».

При общении с детьми в быту, в играх в НОД, мы как педагоги, непременно обнаруживаем особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход в НОД по развитию речи позволяет нам исправить недостатки речевого развития детей.

Мы всегда учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка, их темперамента, характера, отражающиеся в их поведении.

Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. В воспитательно-образовательном процессе мы сразу выделяем группу детей, активно участвующих в НОД, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем, заметны дети обнаруживающие безразличие к НОД, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать интерес к НОД, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложнённые задания, составлять специально для них трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.

Иногда активность ребёнка на НОД бывает искусственной, если вызвана слишком лёгкими для него вопросами. В результате ребёнок неприученный думать, привыкает несерьёзно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность. К таким детям мы проявляем личностно- ориентированный подход, воспитываем скромность, чаще вызываем, задаем вопросы заставляющие думать.

Пассивность детей в НОД может объясняться самыми различными причинами : физической ослабленностью, застенчивастью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. И нам,воспитателям, приходится вскрывать причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность. Пассивных детей стараемся чаще вызывать, заставлять их задумываться над своим ответом. Есть дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда мы спрашиваем их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети. К таким детям мы тоже обязательно проводим личностно- ориентированный подход по преодолению застенчивости,чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.

В своей практике мы используем здоровые сберегающие технологии.

• Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);

• Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры-релаксации);

• Упражнение на развитие эмоциональной сферы;

• Оздоровительная гимнастика;

• Разные виды массажа и самомассажа;

• Физкультминутки, динамические паузы;

• Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в период адаптации С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский.

Дифференцированный подход в воспитательном процессе детей с ОВЗ Оглавление 1. Актуальность темы 2. Особенности детей с ОВЗ 3. Дифференцированный подход в воспитательном процессе детей с ОВЗ 4. Заключение.

Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возрастаИгры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста, Водяник Татьяны Васильевны Личностно-ориентированный.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Цель: повышение педагогической и психологической.

Личностно ориентированный подход к воспитанию в условиях Дома ребёнка Личностно-ориентированный подход к воспитанию в условиях дома ребёнка. Проблема личностно-ориентированного подхода является одной из главных.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании по ФГОС Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании[/b] На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании. Шесть часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В.

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Сл 1 Название темы, автор.

Методическое мероприятие в форме коучинг-сессии «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе НОД по ФГОС» «Личностно-развивающее общение педагога с детьми в процессе непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО». Цель и задачи.

Презентация «Телесно-ориентированный подход в работе со старшими дошкольниками» Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 17:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД