Папки-передвижки

Литературная гостиная «Картины весны»

Трачук Оксана
Литературная гостиная «Картины весны»

Задачи:

Помочь детям понять художественный образ природы, обращая внимание на средства выразительности.

Развивать речевое творчество и выразительность.

Развивать умение использовать знание сказок, закличек, стихов в новой ситуации. Прививать любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, легенд о весне, разучивание закличек, поговорок, знакомство с детским народным календарём.

Публикация «Литературная гостиная „Картины весны“» размещена в разделах

Ход развлечения

Все мы живём по календарю. Наши далёкие предки держали календарь в памяти. Это был природный календарь земледельца. Деревенские ребята участвовали почти во всех праздниках и обрядах. У ребят был и свой игровой фольклор. Некоторые скороговорки, загадки, заклички живут и до сих пор. И сейчас дети гадают на ромашках, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небо». Целый мир яркого поэтического творчества открывают произведения детского фольклора. Вот об этом и пойдёт речь в нашей литературной гостиной.

(Звучит запись музыкального произведения «Март» П. И. Чайковского)

В природе весна. За один сезон мы встречаем её три раза. Каждая со своим характером, со своими особенностями, своим названием: весна Света, весна Воды и весна Зелени. Наш календарь начинается с марта. Почему же? Весна - начало обновления природы. Её первый месяц - март - раньше открывал новый год. Как называли этот месяц? (зимобор, протальник, ветронос, грачевник)

1 марта праздновали встречу весны :

Ребенок: Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем.

Март, март -

Солнцу рад?

Апрель, апрель -

Откроет дверь.

Май, май -

Сколько хочешь гуляй!

Лето, лето, вылазь из подклета,

А ты, зима, иди туда -

С сугробами высокими,

С сосульками морозными.

С санями, с подсанками!

Дети окликали весну, забравшись повыше - на изгородь, на крыши сараев, погребов:

Весна – красна!

На чём пришла?

На чём приехала?

На жёрдочке, на бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Весна пришла, три угодья принесла:

Первое угодье – в лугах половодье;

Другое угодье – солнце на подворье;

Третье угодье - зелёное раздолье.

(запись муз. Произведения П. И. Чайковского «Песнь жаворонка»)

Март – проба голосов птиц – зимовщиков. Вот и бегут дети к роще просят:

Ребенок: Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песню, песню звонкую.

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,

Пташка малая, голосистая,-

Да про ту ли про теплую сторонушку,

Что про те ли про земли про заморские,

Заморские земли, чужедальние,

Где заря с зоренькой сходятся,

Где красно солнышко не закатается,

Где тепла во век не отбавляется.

Ты запой-ка, запой, жавороночек,

Жавороночек ты, весенний гость.

Ребенок: Летел кулик из-за моря,

Принёс кулик девять замков

- Кулик, кулик замыкай зиму,

Отпирай весну, тёплое лето!

Сейчас и ворону влечёт на веснянки. Представьте себя такой вороной (пластический этюд)

-Войдёт в раж серая, глаза закатит и клювом водит, кокетничает, невесть, что воображает про себя.

Прощай зима! Правду в народе говорят:

- Как зима не злится, всё равно весне покорится.

- С крыш капает, а за нос цапает.

- Вода с гор потекла – весну встречай.

Солнце, снег, дождь вперемежку. Непостоянен обманщик апрель: на дню семь погод. Куда ни ступишь - везде вода. Отсюда и название апрелю. Какое? (снегогон, заиграй овражки, водолей) Говорят в народе - весна зиму поборола. Весело, в играх, хороводах проходили народные гулянья второй встречи весны. Покупали пташек и отпускали их на волю:

Ребенок: Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобыеснегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на поле поживите,

К нам весну скорей ведите!

(запись Н. Метнер «Вольный ветер»)

Апрель - месяц весеннего тепла. Расцвели первоцветы и первым появился подснежник. Легенда уверяет, что подснежник - снегурочкины слёзы.

Ребенок: Подснежники

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники -

Снегурочкины слезы.

Т. Белозеров

А другая легендарассказывает следующее. Вот послушайте (ребёнок рассказывает легенду) :

Однажды сварливая старуха зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю весну, но смелый маленький подснежник, расправил свои нежные лепестки и попросил защиты у ясного Солнца. Солнце заметило маленький цветочек. Согрело землю жаркими лучами и открыло дорогу Весне.

Не успели отцвести подснежники, как появился ландыш - чудо краса весеннего леса. Так его описывает А. Островский:

Ребенок: Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бросит

В болотинке, в забытом уголке,

Под кустиком, цветок весны жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш брызнет

На белизну его холодной пылью

Серебряной росы … - и дышит цветик

Неуловимым запахом весны.

В старинном русском предании рассказывается о безнадёжной любви водяной царицы Волхвы к молодцу Садко (ребёнок рассказывает) :

Узнав, что Садко любит простую девушку Любаву, заплакала с горя гордая царица, горькие слёзы покатились из её синих, как море глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые колокольчики - символ верности и нежности, а печальная царевна навсегда ушла в своё подводное царство.

Красивым золотым ковром зацвели одуванчики. Первые пчёлки вылетели из улей. Их встречали словами:

Ребенок: Ты, пчелынька, пчелка ярая!

Ты вылети за море, ты вынеси ключики,

Ключики золотые,

Ты замкни зимоньку, зимонькустуденую!

Отомкни летечко, летечко теплое,

Летечкотеплое, лето хлебородное

(запись Н. А. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц»)

Вот и последняя картина весны - май. Время звонкое, певуче, что в полях куст, то щебет и свист. Как про май в народе говорят? (травник, травень, цветень) за деревней на самом высоком месте жгли костры, сжигали накопившийся за зиму хлам, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем». В эти дни начинали в полях сеять хлеб. Сеяли да приговаривали:

Ребенок: Ай, овсень, овсень, овсень!

Сеем рожь последний день.

Свети, солнышко, нам с неба,

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи;

Чтоб снопы были толсты,

Ткали изо льна холсты;

Чтоб в копейку был горох,

Урожай наш был неплох!

У весны три долга, три завета: тьму зимнюю одолеть - март с нею справляется, снег согнать, землю разбудить - апрель поля парит, зелень привести достаётся маю - он лес наряжает, лето в гости ожидает. А ладят ли они между собой мы сейчас узнаем (инсценировка р. н. сказки «Март, апрель, май» в пересказе Г. Снегирёва).

Ребенок: Холодную зиму провожаем,

Тёплую весну встречаем.

Уезжает зима на возочке,

Плывёт весна в челночке :

С ливнями, с цветами,

С песнями, с журавлями,

С ржаным снопочком,

С золотыми колосочком.

Наша литературная гостиная закрывается, ждём вас снова у нас в гостях.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении развлечения «Литературная гостиная»Фотоотчет о проведении развлечения «Литературная гостиная» В рамках проекта "Книги -наши лучшие друзья", было проведено развлечение "Литературная гостиная"- по русским народным сказкам. Путешествовали.

Литературная гостиная «Весенняя капель» Литературная гостиная «Весенняя капель». Цель: познакомить детей с творчеством староминской писательницы Сергань О. Ю., Задачи: Обучающая:.

Конспект занятия «Литературная гостиная» Программные задачи: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, воспитывать у детей эстетическое воспитание. Дети входят в зал (висит портрет.

Литературная гостиная Литературная гостиная «Посылка от Мойдодыра». Воспитатель: Комарова Л. А., МАУДО «Детский сад № 9», г. Ялуторовск, 2016г. Цель: совершенствовать.

Литературная гостиная «Осень» Литературная гостиная в средней группе «Осень» Воспитатель: Комарова Л. А. МАУДО «Детский сад № 9», г. Ялуторовск, 2016 г. Цель: совершенствовать.

Литературная гостиная по стихотворениям А. Барто Литературная гостиная для детей младшего дошкольного возраста. «Творчество А. Л. Барто». Воспитатель: Комарова Л. А., МАУДО «Детский сад.

Литературная гостиная «По творчеству А. С. Пушкина» Цель: познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина Задачи: • Познакомить детей с биографией писателя • Вызвать желание читать сказки и стихи.

Литературная гостиная «Золотая осень» Цель: Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать.

Музыкально-литературная гостиная «Весна» Музыкально – литературная гостиная «Весна» (подготовительная к школе группа) Цели: Воспитывать любовь к весенней природе. Познакомить.

Литературная гостиная «Вечер загадок» (подготовительная группа) НОД по развитию речи. Литературная гостиная «Вечер загадок». Придумывание загадок. Занятие для детей подготовительной группы. Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературная гостиная «Картины весны»
Опубликовано: 2 сентября 2017 в 13:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД