Валентина Кузьмина
Литературно-музыкальная гостиная по творчеству К. И. Чуковского для детей старших групп и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Зал празднично украшен. На экране портрет К. И. Чуковского, выставка иллюстраций, макетов и подделок, макет «Чудо-дерева», оформление центральной стены
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Звучит музыка - дети и взрослые проходят в зал, присаживаются
Слайд 1 – «Название мероприятия»
Ведущая: Дорогие ребята, гости! Мы пригласили Вас в литературно - музыкальную гостиную, участниками которой станете вы все: дети и взрослые. Тема нашей с вами встречи звучит так: «Сказки дедушки Корнея-это радость для ребят!». Ведь Корней Иванович Чуковский в первую очередь всем известен как автор многочисленных сказок для детей в стихах и в прозе. При этом Корней Иванович ещё и занимался журналистикой, был критиком, переводчиком (с английского, литературоведом, публицистом.
Публикация «Литературно-музыкальная гостиная по творчеству К, И, Чуковского для детей старших групп и их родителей» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
Ребята, давайте посмотрим на портрет К. И. Чуковского. Как вы думаете, глядя на Корнея Ивановича, что можно рассказать о его характере? Каким он был человеком?
Слайд 2 – «Портрет Чуковского»
Ответы детей :…
Ведущая: Действительно, смеющиеся, добрые, ласковые глаза Корнея Ивановича, говорят нам о том, что это был добрейшей души человек, который очень любил детей, свою семью и всегда старался жить честно, нести людям только добро.
Основная часть
Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Корней Иванович Чуковский прожил долгую, интересную, не всегда легкую и простую жизнь – это 87 лет (31.03.1882г. -28.10.1969г.). Небольшой домик в поселке Переделкино недалеко от г. Москвы, где Корней Иванович постоянно жил последние годы стал приютом радости и счастья для многих окрестных ребятишек.
Слайд 3,4 – дом в поселке Переделкино
Для детей он устраивал посиделки, читал стихи, рассказывал сказки и просто беседовал. Также посещал детские сады, школы, чтобы прочесть ребятишкам свои стихи и сказки. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.
Слайд 5 - фотографии встреч Корнея Чуковского с детьми
Писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. Однажды он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…». Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения. Так родилась сказка «Крокодил». И вообще образ крокодила Чуковский использовал в своих сказках довольно часто!
Игра «Отгадай названия сказок, где встречается крокодил»
Слайд 6 «Ответы на загадки»
Дети (можно с помощью родителей) выходят и читают отрывки
из сказок, РОДИТЕЛИ отгадывают
1. Бедный крокодил
Жабу проглотил. («Тараканище»)
2. И вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… («Мойдодыр»)
3. И со слезами просил:
-«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)
4. Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся крокодил
И злодея Бармалея,
Словно муху,
Проглотил. («Бармалей»)
5. А в большой Реке
Крокодил лежит
И в зубах его
Не огонь горит.
Солнце красное… («Краденное солнце»)
6. Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил…
А за ним-то народ,
И поет, и орет:
«Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище!» («Крокодил»)
7. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами. («Путаница»)
Ведущая: У меня для вас небольшой сюрприз. Сейчас произойдёт чудо. Мы с вами услышим голос Корнея Ивановича. А вы, ребята, попробуйте угадать, что это за произведение.
«Загадки для ДЕТЕЙ»
Слайд 7 «Закаляка», слайд 8 «Ёлка», слайд 9 «Скрюченная песня»
Ведущая: Вы ребята молодцы, дали ответы на все загадки.
Слайд №10 -«Айболит»
Ведущая: Но вот, поглядите, какая-то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит,
И шляпою машет и громко кричит…
Музыка - в зал входит Айболит и кричит
«Да здравствует милая Африка!»
Ведущая: Здравствуй, доктор Айболит! Здесь не Африка, а Сибирь!
Айболит: Здравствуйте, здравствуйте (осматривается).
Ведущая: Ребята, поздоровайтесь с Айболитом!
Дети здороваются.
Айболит:Ох-хо-хо! Вижу, вижу, что ошибся,
Не туда я приземлился!
Что же делать?. Так и быть!
Буду всех я вас лечить! Достаёт из аптечки стетоскоп, проверяет у детей легкие «Дышим-не дышим», просит показать язычок и горлышко «Говори «А-а-а.» и т. д.
Ведущая прерывает Айболита: Милый доктор, Айболит, не трудитесь понапрасну, наши детки вполне здоровы!
Айболит: Да-да, я вижу! (складывает свой атрибут в аптечку)
Ребята, а что вы делаете для того, чтобы быть такими крепкими, здоровыми!
Ответы детей…
Ведущая: Да, а ещё наши ребята любят делать зарядку по утрам! Выходи – ка с нами в круг, мы всё тебе покажем!
Айболит: Конечно!
Физкультминутка с Айболитом
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шагают)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.
Айболит: Молодцы, ребята!
И после весёлой разминки,
Получите-ка вы витаминки! (Раздаёт)
А мне пора лететь в Африку, там ждут больные зверята, их нужно срочно лечить! До свидания, дети и родители! Убегает.
Ведущая: Дети, угадайте, о ком идет речь в следующей загадке:
На бал насекомых она позвала,
Плюшек, ватрушек, блинов напекла.
С бала хозяйку злодей утащил,
Но смелый комар паука победил.
Ответы детей…
Ведущая: Молодцы, угадали!
И в сказку снова мы попали!
Слышите жужжание? (Прислушиваются)
Музыка - в зал влетает Муха-Цокотуха–
слайд №11 «Муха-Цокотуха»
Муха-Цокотуха: Дорогие ребята и гости, здравствуйте!
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Узнали вы меня?
Дети:.
Муха-Цокотуха:Прилетела к вам сюда, чтобы с вами поиграть,
Буду ваши знания сейчас я проверять!
Мы вместе вспомним слова и название одной из сказок дедушки Корнея. Я буду вам читать начало строки, а вы — громко досказывать окончание. Готовы, ребята? А если дети будут затрудняться, то им помогут родители! Начали.
Как у нашего Мирона
На носу сидит. (ворона).
А на дереве ерши
Строят гнезда из. (лапши).
Сел баран на пароход
И поехал в. (огород).
В огороде-то на грядке
Вырастают. (шоколадки).
А у наших у ворот
. (Чудо-дерево растет).
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
. (А чулки да башмаки,
Словно яблоки)
Муха: Догадались, как называется эта сказка?
Дети: «Чудо-дерево»!
Муха: Правильно. Давайте еще раз вспомним, что же растет на Чудо-дереве?
Выслушиваются ответы детей и родителей
Ведущая выносит макет - «чудо – дерева»,
Муха: Давайте превратим наше дерево в Чудо-дерево.
Проводится игра «Чудо-дерево»
Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги образцы одежды и обуви (блузка, юбка, брюки, шорты, купальник, перчатки, шапка, рукавичка, бант, футболка, валенок, ботинки, сандалии, туфли, сапоги, чулки-колготки и т. д.)
Задача детей — выбрать из предложенных вещей только обувь и прикрепить ее на макет дерева.
Муха-Цокотуха: Посмотрите, у нас получилось настоящее сказочное дерево с башмачками и чулками! Ух, как хочется их сорвать, с ними весело потанцевать!
Ведущая: Дети, давайте мы составим компанию Мухе-Цокатухе!
Снимайте свои башмачки поскорее,
Выходите в круг смелее.
Будем пляску начинать,
Всех в округе забавлять!
Объявляет: «Танец с башмачками» - Слайд 12 «Дети и музыка»
Ведущий: Как чудесно, что мы смогли увидеть настоящее сказочное деревце. Спасибо тебе, Муха – Цокотуха!
Муха: Не за что! Мне с вами было весело и интересно!
Но пора ведь на базар,
Что покупать, дети?
Дети: Самовар!
Муха: Правильно!А после я позову всех друзей,
И вы приходите на пир поскорей!
До свидания! Музыка - улетает.
Ведущий: Ребята и родители, наверняка, вы не только читали книги, но и смотрели мультфильмы сказкам К. И. Чуковского. Сейчас мы проведем с вами музыкальную викторину, где нужно будет угадать из какой сказки звучит данная песенка! Сначала дети загадывают свои песенки родителям!
Музыкальная викторина по творчеству К. Чуковского
Песенки-загадки от детей
1. Песня - марш тараканов «Хорошо у тебя в доме» муз. З. Роот («Федорино горе»)
2. Фрагмент из арии Мойдодыра «В эту комнату толпою» («Мойдодыр»)
3. Фрагмент заключительного хора «Та-ра-ра, та-ра-ра, заплясала мошкара» муз. М. Красева («Муха – Цокотуха»)
4.«Песня самовара» муз. З Роот («Федорино горе»)
Ведущая: Родители хороши, отгадали! А теперь ваша очередь, дети! Готовьтесь отгадывать песенки-загадки, которые вам исполнят родители.
Музыкальные загадки от родителей
(родители читают строчки из песенок по сказкам Чуковского)
1. «Маленькие дети, ни за что на свете
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие
Крокодилы. (Песня Бармалея «Айболит»)
2. «Ква-ква-ква, ква-ква-ква-ква
Пи-пи-пи, пи-пи,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква-ква
Ки-ки-ки, ки-кью.
Мяу-мяу-мяу-мяу – мяу-мяу-мяу
Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу-мяу.
Му! (Хор зверей «Путаница»)
3. Я злой паучище, длинные ручищи!
Я всех мух погублю,
В паутину их ловлю!Ловлю! (песня Паука «Муха – Цокотуха»)
4. «Я знаменитый капитан,
И мне не страшен ураган!
Вчера я был в Австралии,
Потом поехал далее
И возле мыса Барнаул
Убил четырнадцать акул!» (песня Бибигона «Бибигон и калоша»)
Ведущая: И дети молодцы, всё отгадали! А теперь поаплодируйте друг другу! Аплодисменты.
Вообще персонажи, придуманные Корнеем Чуковским - яркие, самобытные и запоминающиеся. Они учат нас добру, находчивости, справедливости, а ещё прививают детям, например, такие качества как стремление к чистоте и опрятности. Знаете ли вы, ребята, как появилась сказка «Мойдодыр»?
Однажды, работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так и появился знаменитый «Мойдодыр»! Дети, вы хотите увидеть настоящего Мойдодыра? Ответы детей :…
Ведущая: Тогда мы его позовем по имени и он придет! Зовё м: «Мойдодыр»!
Слайд №13 «Мойдодыр»
Музыка - входит Мойдодыр:
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Слышу, звали вы меня, значит, нужно кого-то помыть? Ну-ка, где здесь грязнульки? Рассматривает детей.
Ведущая: Уважаемый, Мойдодыр! Не ищи среди наших ребятишек грязнуль, они любят умываться, зубы чистить, и вообще всегда выглядят опрятно!
Мойдодыр: Правда, дети?
Дети: Да!
Мойдодыр:Вижу-вижу!
Ведущая:А ещё наши ребята знают стихотворение из твоей сказки. Послушай!
Выходят трое детей
1 ребё нок: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
2 ребё нок: Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
3 ребё нок: Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Дети: Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Мойдодыр: Ну, какие же вы молодцы! Дайте-ка я пожму вашу мужественную руку! Уважаю! Пожимает руки детям
Мойдодыр: Ребята, в стихах дедушки Корнея встречаются непонятные, но забавные словечки. Мауси, хвостауси, Котауси, зубауси! Что же это за слова такие, вы знаете?
Дети: Эти слова из стихотворения К. И. Чуковского «Котауси и Мауси»
Мойдодыр: Хотелось бы узнать эту историю поподробнее. Кто нам её расскажет?
Слайд №14 «Котауси и Мауси»
Инсценировка стихотворения «Котауси и Мауси»
Ребё нок чтец:
Жила – была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
Музыка - выбегает мышка Мауси
Ребё нок:У Котауси злые глазауси
И злые – презлые зубауси.
Музыка – выбегает кошка и подкрадывается к мышке
Ребё нок:Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
Котауси: «Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!
Ребё нок: Но ответила умная Мауси:
Мауси: «Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые - презлые зубауси!»
Ребё нок: Так ответила умная Мауси –
И скорее бегом от Котауси.
Музыка – мышка убегает к ребятам от кошки.
Ведущая: Ребята, выходите скорее в круг, и помогите мышке Мауси убежать от Котауси.
Подвижная игра «Поможем Мауси»
Дети встают в круг и берутся за руки. Мышка убегает от кошки, то прячась в круг, то покидая его. Кошка пытается догнать мышку. Дети помогают мышке, опуская руки вниз и приседая.
Ведущая: Дорогие дети! Подскажите, как сделать, чтобы кошечка подобрела?
Дети: Её надо погладить, приласкать, пожалеть.
Все гладят кошечку, она мурлычет и обнимает мышку.
Мойдодыр: Какие же вы, ребята умные, добрые, весёлые! Вы хорошо знаете сказки дедушки Корнея, молодцы, и за это я хочу подарить вам на память книгу сказок и весёлых историй К. И. Чуковского! Держите! (Отдаёт книгу (или несколько книг) ведущей) А мне пора возвращаться в свою сказку! До свидания!
Ведущая: Скажите, дети, Мойдодыру «Спасибо!»
Дети:…
Мойдодыр уходит
Ведущая: А сейчас наступила пора показать сценки-загадки по сказкам К. И. Чуковского, которые приготовили дети совместно с родителями! Здесь нужно угадать из какой сказки звучит тот или иной фрагмент.
Слайд №15 «Театр»
Сценки-загадки по сказкам Чуковского,
1. Родитель-автор : Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
Девочка – коза (с удивлением) : «Что такое? Почему?
Ничего я не пойму». («Федорино горе»)
2. Родитель-автор : И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
Мальчик- гиппопотам (повелительно) : «Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!» («Тараканище»)
3. Мальчик-медведь (мечтательно) : Ах, на милой Луне
Будет весело мне
И порхать, и резвиться, и петь!
О, когда бы скорей
До Луны до моей,
До медовой Луны долететь!»
Родитель-автор :То одной, то другою он лапой махнет-
И вот-вот улетит в вышину.
То одним, то другим он крылом шевельнёт
И глядит, и глядит на Луну. («Топтыгин и Луна»)
Ребенок-медведь выполняет соответствующие движения.
4. Родитель-автор с телефоном : А потом позвонила свинья:
Ребёнок –«хрюша»(с телефоном) : Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоём с соловьем
Чудесную песню споём.
Родитель-автор с телефоном : Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону! («Телефон»)
Ведущая: Поаплодируйте нашим замечательным артистам!
Аплодисменты.
Ведущая: Кроме этого вы все готовили ещё одно домашнее задание – это рисунки, макеты по творчеству К. И. Чуковского. Сейчас представляется возможность нам всем нам попасть на эту замечательную выставку и послушать презентацию некоторых творческих работ.
Слайд №16 «Дети и музыка»
Заключительный этап
Детско-взрослая презентация творческих работ по творчеству К. И. Чуковского
Ведущая: Молодцы! Вы все очень постарались!
Вечер в нашей гостиной посвященной творчеству К. И. Чуковского заканчивается, но мы с Вами еще много раз будем встречаться с произведениями любимого сказочника, которые воспитывают в нас драгоценную способность сопереживать и сострадать. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. А мир сказки вносит своё очарование и волшебство!
Дети исполняют песню «Сказка по лесу идёт»
Фотозарисовка мероприятия