Лучший педагог года

Литературные чтения «Сказка учит добро понимать…» к 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского

Татьяна Павлючук
Литературные чтения «Сказка учит добро понимать…» к 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского

Литературные чтения

«Сказка учит добро понимать…»

К 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского

Павлючук Татьяна Ивановна,

преподаватель

государственного учреждения образования

«Минский городской педагогический колледж»

(Республика Беларусь)

Актуальность

Публикация «Литературные чтения „Сказка учит добро понимать…“ к 100-летию со дня рождения В, А, Сухомлинского» размещена в разделах

Художественное слово играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии будущего педагога. «В слове сокрыта самая великая энергия – энергия человеческого духа», – говорил Фёдор Абрамов. Освободить эту «великую энергию духа» едва ли по силам уроку. Необходимо сочетание разных форм деятельности, творчества и, что особенно важно, – сотворчества.

Одна из таких форм работы, как убеждает опыт, – литературные чтения, которые, уверена, станут традиционными в педагогическом колледже.

Литературные чтения сочетают эстетическую, информативную и воспитательную функцию литературы, отличаются от уроков особой обстановкой доверительности, свободы общения, гармонией формы и содержания. Применение такой нетрадиционной формы обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Такие встречи с литературой – приобщение к культурно-нравственным ценностям, идеалам добра и красоты. В таких мероприятиях участвуют все учащиеся группы, каждый может найти себе возможность для творческого самовыражения.

ТДЦ:

Образовательный аспект:

ввести в творческую лабораторию писателя, педагога, гуманиста В. А. Сухомлинского, работа по восприятию и осмыслению философских и эстетических проблем сказок В. А. Сухомлинского;

совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений

Развивающий аспект:

развитие у учащихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

развитие творческого мышления

Воспитательный аспект:

формирование интереса к изучению предмета, внимательное и бережное отношение к слову, к книге, к будущей профессии, к человеку;

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

воспитание нравственности и этики межличностных отношений

Форма организации познавательной деятельности: управляемое чтение с предвидением

Методическое обеспечение: произведения В. А. Сухомлинского (сказка «Крылья матери», пословицы о маме, доброте и любви

1 этап. Определение темы. Определение целей и задач. Определение целевого и читательского назначения.

2 этап. Организация литературных чтений:

отбор литературы и её изучение;

подбор вспомогательных материалов (фотографий, репродукций и др.);

разработка и написание сценария;

распределение ролей среди учащихся (ведущих, чтецов);

репетиции, индивидуальные репетиции;

консультации (по необходимости) соведущих;

организация книжной выставки;

подготовка технического оснащения и др.

3 этап. Проведение литературных чтений. Момент творчества.

Выразительное чтение учащимися сказок В. А. Сухомлинского.

4 этап. Рефлексия.

Ход мероприятия

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать…

Слово учителя

Одной из самых острых проблем общества на современном этапе его развития является падение уровня морали, потеря духовных ориентаций, неспособность людей к самопознанию, отсутствие потребности в самосовершенствовании, саморазвитии. Теряются такие ценности как добро, любовь, красота, достоинство, верность.

По мнению В. А. Сухомлинского, глубокий след в душе своего воспитанника оставляет тот, кто способен понять сложную, часто полную противоречий душу ребенка, и лелеять в ней ростки духовности. Большая роль в этом принадлежит мудрому Слову, что выходит из народных уст, родному слову. И особая роль в этом отношении принадлежит сказке.

Без сказки – живой и яркой, обладающей сознанием и чувствами ребенка – невозможно представить детское мышление и детский язык. Через сказку, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Герои сказок известного педагога – это окружающий мир, который должен войти в душу ребенка и остаться в ней навсегда, чтобы потом прорасти отзывчивостью, добротой, заботой, человечностью и ответственностью.

Художественные произведения выдающегося педагога-писателя побуждают чувства детей к размышлениям, морально-этическому анализу поступков героев произведений, а также собственного поведения.

В обращении к детям В. А. Сухомлинский писал: «Не наноси своими поступками, своим поведением боли, обиды, заботы, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека». Если художественное произведение удачно выбрано, можно быть уверенным в том, что оно найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию у детей нравственных качеств.

Всегда интересно и полезно читать мысли мудрых людей. Василий Александрович Сухомлинский – это именно тот человек, работы которого следует читать и перечитывать. Этот педагог-новатор создал собственную педагогическую систему, в основание которой он положил принципы гуманизма, признание личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Учебные сообщения учащихся о жизни В. А. Сухомлинского…

Ведущий:

Из письма В. А. Сухомлинского (из книги «Письма к сыну»):

«…Вот меня и тревожит: есть ли в твоей жизни это повседневное общение с красотой? В общежитии я почти не видел у вас художественной литературы. На твоей полке стояли две книги: «Дневные звезды» Ольги Берггольц и «Вир» Г. Тютюнника. Хорошие книги, мне стало очень радостно, когда я увидел их – время не будет потрачено впустую. Ведь человек за всю свою жизнь может прочитать не больше двух тысяч книг… А книг – океан, и среди этого океана хорошие книги как маленькие, отдаленные друг от друга островки; сумей побывать на каждом из них… В этом океане легко заблудиться и попасть на мель… Как огня, опасайся низкопробного чтива – всевозможной приключенческой и «шпионской» макулатуры. Очень хорошие слова есть у Ф. Бэкона: «Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить». Не только читай, но и перечитывай. Есть книги, которые человеку надо перечитать за свою жизнь несколько раз, и каждое новое чтение будет открывать перед ним все новые и новые грани красоты и души человеческой. Несколько раз я прочитал «Воскресение» Л. Н. Толстого, «Идиот», «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Божественную комедию» Данте, «Гамлета» Шекспира. Одно дело читать эти произведения в 16-летнем возрасте, другое дело – в 20-летнем, совсем по-другому воспринимаются эти произведения в 30-летнем возрасте… Ты убедишься в этом на собственном опыте; с каждым годом круг любимых книг у тебя будет все уже, но зато это будут действительно заслуживающие любви книги. Вот и тебе я советую начать сейчас перечитывание того, что ты прочитал еще в стенах школы. Это так же необходимо для оттачивания чувств, как повторное слушание прекрасной музыки. Ведь слушаем же мы десятки раз «Лебединое озеро», ведь не надоедает же нам никогда эта чудесная музыка. Повторное чтение бессмертных творений литературы – это прежде всего познание человеком самого себя. Читаешь пятый, шестой, седьмой раз «Степь» Чехова, его изумительные новеллы, и хочется стать лучше, чем ты есть. А произведения Горького, Короленко, Шолохова, Пришвина, Паустовского – я не могу прожить месяца, чтобы не прочитать что-нибудь из этих художников слова. Читай современных писателей. Советую тебе читать все, что выходит из-под пера таких романистов и поэтов, как Симонов, Солоухин, Твардовский, Берггольц, Щипачев, Сельвинский, полюбившуюся книгу, значит, у тебя еще нет чувства прекрасного. Помни, что книги – это тысячелетняя мудрость человека. «Читая в первый раз хорошую книгу, – писал Вольтер, – мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга». Пусть побольше будет у тебя старых, добрых друзей. Чтение книги – это не механический процесс. Это творчество. Овладевай этим мастерством – умением читая – воспитывать себя, читая – думать, читая – рассуждать. Прости за то, что мое письмо получилось слишком пространным. Но и проблема эта неисчерпаема – самовоспитание. Желаю тебе крепкого здоровья и доброго духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец».

Слово учителя

А что читаем мы и наши дети…

«Дети слушали, затаив дыхание…»

Чтение сказок В. А. Сухомлинского

Управляемое чтение с предвидением

Алгоритм методики. Учитель делит текст на несколько частей. Перед чтением каждой части, учащимся предлагается сделать прогноз касательно того, что будет дальше. Затем учащийся читает эту часть. А после чтения части учащиеся подтверждают свои предположения.

Работа с текстом «Крылья матери»

1. Предугадывание начала текста.

Учитель:

– Как вы думаете, какими словами начнётся рассказ? (ответы)

2. Чтение первой части текста.

В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным - перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, добрый мир пел тысячами голосами пчёл, жучков, бабочек. Гусята были счастливы.

Внезапно появились тёмные тучи, на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж и добрый. И вдруг каждому из них стала нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

3. Подтверждение предугадывания.

4. Предугадывание второй части.

Учитель:

- Давайте подумаем, как поступят гусята? А мама?

5. Чтение второй часть

А тем временем с неба посыпались крупные градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

6. Подтверждение предугадывания.

7. Предугадывание третьей части.

- Как вы думаете, что случилось после того, как утих ураган?

8. Чтение третьей части.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Но мир снова стал таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» - она тихо ответила: «Все хорошо, сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

9. Подтверждение предугадывания.

- Почему израненная мать была счастлива?

- Ради жизни своих детей, мама всегда готова к подвигу. Она может пожертвовать своим покоем, здоровьем, счастьем ради счастья детей.

Беседа по прочитанному тексту

Варианты вопросов:

- Как встретили дети-гусята «мир»? Нужна ли им была мама?

- А вы, когда читаете интересную книгу, смотрите телевизор, гуляете с друзьями, одним словом, когда вам хорошо, вы вспоминаете своих мам?

- Когда гусята вспомнили о маме?

- К кому вы обращаетесь в первую очередь, если вам страшно, больно, нужна защита, помощь?

- Как чувствовали гусята себя под материнскими крыльями?

- Может быть, и ваши мамы, как Гусыня, спасают вас от беды, горя, несчастья своими «материнскими крыльями», и вы, как эти гусята, не догадываетесь, какой ценой дается это вашим мамам? Или не так?

- Почему главная героиня сказки не выпустила своих детей сразу, когда закончилась непогода?

- Какой ответ будет у вас?

- Как вели себя гусята?

- Обиделась ли Гусыня, что дети разбежались, оставив ее в такой ситуации?

- А ваши мамы прощают вам, когда вы ведете себя таким образом? А как вы думаете почему?

Беседа о материнской любви

- Что же такое материнская любовь?

Задание «Проблемное предложение»

Учитель предлагает учащимся найти в тексте цитату, которую они считают особенно интересной, или предложение, которое нужно прокомментировать

Рефлексия

Задание «Неоконченное предложение»

Продолжи: Сказка учит… понимать… рассуждать о…

Варианты текстов для чтения

Что лучше?

Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.

- Что лучше,- спрашивала она маму,- яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?

Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась.

В самом деле, разве можно сказать, что лучше: мячик или кукла? Роза или гладиолус?

Но вот однажды девочка спросила:

- Мама, что лучше: сказка или песня?

- А ты подумай, что лучше: солнце или небо? И если ответишь на этот вопрос, тогда и я скажу, что лучше: сказка или песня,- ответила мама.

Долго думала девочка и не могла ничеrо придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. И невозможно было сказать, что лучше: солнце или небо. Они были прекрасны и нераздеnимы.

После этого девочка перестала спрашивать, что лучше. Она спрашивала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удовольствием ей отвечала.

Семь дочерей

Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.

- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая дочь.

- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая дочь.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Ведущий:

Сказки Сухомлинского – это отдельная тема. Сам Сухомлинский их как литературные произведения не публиковал. По всей видимости, он не считал их литературой, скорее вспомогательным материалом, дидактическими пособиями, которые помогают маленькому человеку познавать жизнь и учить родной язык. Судя по всему, на самом деле их было не 1,5 тысячи, а во много раз больше – Сухомлинский сочинял сказки по любому случаю, просто некоторые записывал.

Ведущий:

Эти коротенькие истории действительно чудесны, они заставляют ребенка думать, сопереживать, помогают разобраться с абстрактными понятиями, учат той самой человечности, которую Сухомлинский ставил во главу угла. Только читать их нужно по одной, давая ребенку додумать, осмыслить услышанное.

Ведущий:

Василий Александрович Сухомлинский умер 2 сентября 1970 года в Павлыше. 1 сентября 1970 года он попросил подвинуть кровать к окну и смотрел, как дети идут в школу. В этот же день в «Правде» была опубликована его последняя статья – «Слово к ученикам».

Анализ мероприятия

При подготовке мероприятия учитывались возрастные и психологические особенности учащихся, эстетический вкус и творческие способности.

Литературные чтения способствуют расширению и углублению представления учащихся о личности выдающегося педагога, писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил; формированию языковой компетентности учащегося, языкового чутья и бережного отношения к слову, к книге, к человеку; развитию связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствованию речевой культуры; освоению рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами. Учащиеся приобретают опыт публичного выступления.

Литературные чтения – это и приобщение к творчеству и миру великих, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества.

Публикации по теме:

Фотоотчет «115-летию со дня рождения А. П. Гайдара посвящается»Фотоотчет «115-летию со дня рождения А. П. Гайдара посвящается» 22 января 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения А. П. Гайдара. Вы помните слова песни из нашего пионерского детства? Слышишь,.

Фотоотчет о праздновании 100-летия со дня рождения Николая НосоваФотоотчет о праздновании 100-летия со дня рождения Николая Носова Как мы праздновали день рождения Николая Николаевича Носова. Очень важно с раннего детства прививать детям любовь к чтению. С этой целью.

Фотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию со дня рождения В. В. ТалалихинаФотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию со дня рождения В. В. Талалихина Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об Уроке мужества, который прошел в нашем детском саду 18 сентября. Данное мероприятие.

Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку, посвященная 100-летию со дня рождения В. В. Талалихина»Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку, посвященная 100-летию со дня рождения В. В. Талалихина» Уважаемые коллеги! 18 сентября исполняется 100 лет со дня рождения военного лётчика Виктора Васильевича Талалихина, одного из первых в.

Мероприятие к 140-летию со дня рождения П. П. БажоваМероприятие к 140-летию со дня рождения П. П. Бажова Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу поздравить Вас с наступившим Новым годом, пожелать благополучия, здоровья, успехов в нашем.

Музыкальный спектакль «Моя Вообразилия», посвящённый 100-летию со дня рождения Б. В. Заходера 1. Под музыкальную заставку дети выставляют декорации 2. Оркестр (Автор размышляет под музыку, собачка раздаёт музыкальные нструменты).

Сценарий круглого стола посвященный 100 летию комсомола и Дню рождения РДШ Круглый стол, посвященный 100-летию ВЛКСМ. День рождение РДШ. Песня «Комсомол, комсомол, комсомол». Выход ведущей Ведущая: Здравствуйте.

Урок мужества «Наследники героев», посвященный 100-летию со дня рождения В. В. ТалалихинаУрок мужества «Наследники героев», посвященный 100-летию со дня рождения В. В. Талалихина Цель: формирование у дошкольников чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое своего народа, готовности к защите своей Родины.

Видеоотчет об участии учащихся начальных классов в конкурсе литературного чтения к 250-летию со дня рождения И. А. Крылова Видеоотчет конкурса литературного чтения, посвящённый 250-летию со дня рождения писателя и драматурга И. А. Крылова. Городской конкурс.

Викторина по произведениям В. Бианки, посвященная 125-летию со дня рождения Викторина по произведениям В. Бианки Цель: Способствовать формированию книжной культурой, воспитывать любовь к природе через художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературные чтения «Сказка учит добро понимать…» к 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского
Опубликовано: 28 января 2019 в 22:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД