Шадрина Людмила
Логопедическая поддержка учителем-логопедом родителей детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Получение логопедической помощи детям с умственной отсталостью сегодня является актуальной темой. В последние десятилетия связи с увеличением количества детей с интеллектуальными нарушениями возникла проблема социальной адаптации как страдающего ребенка, так и семьи в целом. Каждый учитель-логопед знает : без сотрудничества с родителями, без их активной, действенной помощи не приходится надеяться на хорошие, стойкие или вообще какие-либо результаты в коррекционной работе с детьми.
Публикация «Логопедическая поддержка учителем-логопедом родителей детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Первоначально необходимо выяснить в чём состоит трудность работы учителя-логопеда с родителями детей? Дело в том, что, речевое нарушение, даже будучи достаточно серьёзным, не является первичным в структуре дефекта ребёнка с умственной отсталостью. На первый план выходят интеллектуальные нарушения, трудности в освоении учебного материала, отставание познавательных процессов. Многих родителей волнуют проблемы с обучением, и они мало внимания обращают на речь, зачастую не понимая, что без сформированных речевых навыков (звукопроизносительных, лексических, грамматических) нет и не может быть полноценного обучения. Логопедическая работа кажется некоторым родителям чем-то несущественным, неважным, не особенно нужным, потому что часто они просто не замечают недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Многие родители (отказываясь от логопедической помощи) считают,что речь ребенка – «это его неповторимое своеобразие». А ведь то, что «его неповторимое своеобразие» мешает ему в жизни и в учебе не осознают
Семья является важным участником коррекционно-логопедической работы, оказывающей существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Успех коррекционно-логопедической работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Родители – естественные учителя своего ребенка, от них зависит многое, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения.
В начале учебного года осуществляется знакомство с каждой семьёй, налаживается контакт. В середине сентября, после логопедического обследования, родители приглашаются для индивидуальной беседы по результатам обследования учащихся. Именно беседа позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Целью этих бесед является:
- первичное знакомство,
- выяснение анкетных данных,
-сообщение результатов обследования ребенка.
Далее на родительских собраниях обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается об организации логопедической работы, о возможности прведения индивидуальной консультации по интересующим вопросам. Оговариваются правила выполнения домашних заданий. Это помогает объединить родителей, быстро включиться в процесс обучения и развития детей, нацелить их на помощь в коррекционно-логопедической работе. В течение учебного года происходит взаимообмен информацией о закрепленных навыках у ребенка. В это время проводятся консультации для родителей, обязательно с практической, обучающей частью, целью которой является показать важность участия семьи в логопедической работе. Консультации должны проводиться чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл представленного им материала. Одной из эффективных форм работы являются логопедические занятия с присутствием родителей. Важность таких занятий в том, что родители видят своих детей в коллективе, что позволяет им оценить возможности и способности своего ребенка. Одной из основных форм работы взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий, дается материал для закрепления в виде различных упражнений. Задания включаются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, навыков звукового анализа и синтеза, письма и чтения, упражнения для развития моторики, развитие высших психических функций. Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются праздники и внеклассные мероприятия. В подготовительной работе к ним, также большая роль отводится родителям. В конце учебного года, после логопедического обследования учащихся, родители приглашаются для индивидуальной беседы о результатах диагностики определяются перспективы дальнейшего взаимодействия
Правильно организованная логопедическая работа, способствует развитию не только мышления и речи обучающихся, усвоению школьной программы, но и способствует социальной адаптации учеников.