МААМ-картинки

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Наталья Неслуженко
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение слоговой структуры слов это дефект речевого развития, характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Коррекция является профилактикой причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психо- и физиотерапии.

Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» размещена в разделах

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет : кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т. д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку)

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

2. В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка».

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

«Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ;

• Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы;

• Чтение цепочек слогов : са-со-су-сы; сы-са-со-су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

• Чтение или повторение за логопедом серии слогов :

а-са, а-со, а-су, а-сы

• Запоминание и повторение цепочки слогов : са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

• Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:

ста-сто-сту-сты

• Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

Придумать слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

«Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст;

• Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

«Кто быстрее?» : в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

• Запись слогов различных типов под диктовку;

• Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

• Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

1. Игра «Телеграф» : «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее.

4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).

5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

6. Разбор слова по схеме : сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

7. «Разрезные картинки» : разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

8. «Рассели животных по домам» : одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

Фонематический и слоговой синтез слов

1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША : МА+, КА+

2. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.

3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО

4. Из двух слов образовать одно : лед, колоть (ледокол).

5. Логопед медленно произносит слово по слогам : со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

6.«Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование) : дом домик, кот. Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

8. Изменить по аналогии: дом дома, лес. (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

9. Дополнить слово подходящим слогом : землями., смо-роди.

10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова : МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА

11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши., куби.

Смешанные упражнения на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить слово : рады дыра, сосна насос.

2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов : чайник + капуста = чайка малина + машина = мама

3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам : пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.

4. Определить, какой слог пропущен : ко---ва; са---лет.

Фонематические представления

1. Разложить картинки под схемы слов : (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог) :

• РАК ЗИ ВО

• МА РО

• ТА

3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.

4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова) : тигр рыба.

7. Закончить слово : ла., ла., ла., ма., ку.

8. Придумать слова к схемам :

• КА. (каша)

• КА. (калина)

• ---КА. (рукавицы, макароны)

• ---КА (ложка, ручка)

9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).

10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши

13. Подобрать рифму к словам : мак гамак; зайка.

14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов : строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.

15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).

В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

Заключение

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

Литература

1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб. : Детство – Пресс, 2001. – 48 с.

2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М. : Книголюб, 2005.

3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

4. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : Методическое пособие. — М. ; Айрис-пресс, 2005.— 96 с.

5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М. : ТЦ Сфера, 2007. – 87 с.

6. Титова Т. А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников // Логопед в детском саду, 2005, № 5,6.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 10:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Неслуженко (УИ 128218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД