Лучший педагог года

Логопедические игры «Будем в игры мы играть — будем звуки изучать»

Галина Кондрашова
Логопедические игры «Будем в игры мы играть — будем звуки изучать»

Представлены авторские логопедические игры по автоматизации, дифференциации звуков. Материал может быть полезен логопедам, воспитателям при индивидуальной, подгрупповой работе по развитию речи. А так же родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха.

Будем в игры мы играть -будем звуки изучать!

Какое слово лишнее?

Бар, дар, бор, хор, тир и тур,

Рак, рот, ров, пар, сор и бур,

Мэр, пир, шар, рог, вор и шнур.

Публикация «Логопедические игры „Будем в игры мы играть — будем звуки изучать“» размещена в разделах

Что же лишним назовут?

(лишнее слово- «шнур», так как в нём 4 звука).

Помидор, забор, ковёр,

Самовар, боксёр, бобёр,

Мухомор, топор, костёр,

Сыр, ракета и мотор. (лишнее слово- «ракета», так как звук[Р] находится в начале слова.).

Задание: Найти лишнее слово, объяснить почему оно лишнее?

Поиграем с «Ши» и «Жи».

Слоги «Ши» и «Жи» играли

И слова всё сочиняли.

Догадайся без подсказки,

Кто придумал эти сказки:

Экипа (жи, камы (ши, блинда (жи) и шала (ши,

Стела (жи, каранда (ши,эта (жи) и гара (жи,

Вклады (ши, детёны (ши, клави (ши, звёрёны (ши,

Кра (жи, стра (жи) и но (жи, витра (жи) и малы (ши).

Задание: Логопед читает начало слова, а ребёнок договаривает ШИ или ЖИ

Третий лишний

Вот ваша задача:

Узнать третий лишний

И объяснить почему.

Я долго решала, ответа не знала.

Кто прав -я никак не пойму:

Автобус, троллейбус и остановка,

Заяц, кукушка и клёст,

Кошка, собака, лисица- плутовка,

Клубника, малина и клён.

Картофель, морковка и груша,

Ложка, тарелка и суп,

Света, Сеня и Луша,

Незабудка, фиалка и дуб.

Слова на слоги раздели

И мне цифру покажи.

Задание: Логопед читает по строчке, ребё нок объясняет: какое слово лишнее и почему.

Большой- маленький

Превратить большой предмет

Нам поможет в маленький

Озорник звук [Ж]-

Очень уж удаленький.

Был красный флаг, а стал-(флажок,

Был белый снег, а стал…

Был синий круг, а стал…

Был жёлтый стог, а стал…

В других словах он пошалили,

И вот какие получил:

Берег-, друг-,

Сапог-, рог- ,

Пирог-, утюг-… .

Раз, два, три- одним словом назови

Ужонок с ёжиком играли-

Одним словом называли.

Общее слово и ты поищи,

Каждую строчку скорей обобщи:

Туфли, ботинки и сапоги-,

Сосны, берёзы, дубы-,

Рябчики, коршуны и глухари-,

Щуки, форель и сомы-,

Яблоко, груша, персик, айва-,

Редька, морковь и перчик -,

Ноги, шея и голова-….

Бабочка, жук и кузнечик-… .

Задание: Обобщить одним словом каждую строчку.

Съедобное- несъедобное

Вот сухарь, салат и сок,

Мусор, бусы и носок,

Морс, салфетка и сырок,

Оса, поднос и поясок.

Что здесь съедобное - скажи,

И картинку покажи.

Задание: Дети выбирают картинку с изображением съедобных продуктов.

Что растением зовут?

Ананас, поднос и нос,

Фикус, ус, утёс и хвост,

Лес, куст, аист, кипарис,

Слива, сосны и ирис.

Что растением зовут?

Какие картинки нам подойдут?

Задание: Дети откладывают картинки с изображением растений.

Кто что делает? Скажи…

Коса, касса и лиса,

Сом, сова, песок, оса,

Сумка, сокол, волос, нос,

Посуда, соболь и насос.

Кто летает здесь, скажи,

и картинку покажи.

( Возможны варианты:

Кто здесь бегает? Скажи…

Кто живой здесь? Скажи… и т. д.)

Пропажа

На заборе объявленье-

«Сообщить без промедленья,

Кто вдруг видел:

Утюжок, лыжи, шашки и флажок,

Шубу, шапку и пружинку,

Штангу, парашют, машинку,

Пирожок, штаны, кружок,

Жёлудь, пряжку и шнурок?».

- Что же пишут в обращении?

В этом странном объявлении?

- Поиграть с разиней- Вовой

Приходил его дружок!

Задание: Игру можно проводить на этапе автоматизации звуков[Ш], [Ж].

Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют. Можно разыграть как мини – сценку по ролям.

Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [Ш], а другая- со звуком [Ж].

Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [Р] :

…. :

Помидор, свёрток, краски и топор,

Трактор, фартук и ватрушку,

Ручку, трубку и Петрушку,

Картинг, грузовик и бурку,

Сыр, карман и кошку - Мурку.

Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов.

Кто? Что?

Вот жираф, пожарный, ёжик,

Жук, лягушка, жёлудь, ножик,

Ландыш, ножницы, флажок,

Мишка, уж и пирожок,

Абажур, пиджак, пружина,

Морж, лошадка и машина.

Какой вопрос к словам поставим?

Кто? Или Что? Сейчас узнаем.

Задание: Поставить вопрос КТО? или ЧТО?

Игру можно использовать на этапе автоматизации [Ш],

[Ж] :детям предлагаются картинки в порядке, согласно стихотворению.

У кого кто есть?

У свиньи есть- поросята,

У гусей шипят-(гусята,

За лосём бегут-(лосята,

У совы живут-(совята,

У лисы в норе- (лисята,

У аиста есть-(аистята,

А у страуса есть-(страусята,

У осла живут-(ослята,

Со слоном живут-(слонята).

Задание: дети находят подходящие картинки, называют их.

Один- много.

Зайка, завод, замки, тазы,

Розы, фазан, козы, язык,

Ваза, глаза, зонтик, арбуз,

Зина, звезда, забор, карапуз.

Нас призывают слова на подмогу,

Нужно узнать, где «один», а где «много».

Задание: Показать с помощью сигнальных карточек: где один предмет, а где –много.

Кавардак

В детском зоосадике

С утра большой бардак:

Детёныши- проказники

Чинили кавардак!

Решили пошалить они,

И спрятались от мам.

Теперь дорогу не найдут

Они к своим домам.

И ищут их без отдыха:

Лоси (ха, олени (ха, барсучи (ха,

Зайчи (ха, паучи (ха) и крольчи (ха,

Бельчи (ха, страуси (ха) и слони (ха)

Медведи (ца, тигри (ца) и лиси (ца,

Ов (ца, куни (ца, льви (ца) и орли (ца,

Верблюди (ца, волчи (ца) и осли (ца).

На чад своих уж перестали злиться!

Задание: Дети ищут подходящую картинку с изображением мам и называют их.

Игру можно использовать на всех этапах коррекции произношения.

Раз,два, три, четыре, пять -будем слог мы добавлять!

[СЫ ]

Говорить начну я слово,

А ты слог добавляй.

Проговаривать чётко

Никогда не забывай!

[СЫ ]

Бу,поло, колба,

Плак, вак…и терра… ,

Ве…, рель…и ча… ,

Гримас…, касс… и ве… .

[ЗЫ]

Шлю… ,гро… и зано… ,

Вя…, гру… и мимо… ,

Ко…, ро… и моро… ,

Водола… и бере… .

[Ца ]

Мельни…- больни… ,

Кури… - води… ,

Кузни… - тепли… ,

Горли… - певи… ,

Ули…- грани… ,

Умни…- пшени… .

[Шка]

Ми, мы, Ма, му,

Мо, ко, ка, ду,

Па,пы, опу,

Кры,бабу,поду….

[За ]

Кидать- закидать,

Носить-,

Колоть-,

Купить- ,

Помнить-,

Медлить-,

Квасить-,

Бегать-,

Бить-,

Лить-,

Петь-,

дать-… .

Задание: Логопед произносит начало слова- ребёнок договаривает.

Поймай звук

Как услышишь звук в начале,

Так в ладоши хлопни (ногою топни)

Чтоб слова все прозвучали

Понятно, чётко,громко!

Каша, афиша, галоша, малыш,

Кошка, квакушка, пушка, глупыш,

Шуба, ватрушка, шляпа, камыш,

Шпора, машина, чашка, голыш.

Аналогично:

А)Как услышишь звук в конце…

Б)В середине звук услышишь…

Задание: Логопед читает слова-дети хлопают (топают, поднимают карточку, выполняют какое-либо движение и т. д., согласно заданию).

«Заменялки»

Буду слово называть,

А ты первый звук менять :

Лук- жук, бурчать-,

Зал-, Баба-, бетон- ,

Печь-, билет-…

Мир-…

Кефир-….,

Двери-,

Бал-,

Майка-,

Клюка-,

Губы-….,

Дом и ….

Задание: Логопед читает слова, дети заменяют на другой звук, чтобы получилось новое слово.

Распродажа

Наконец, наступил сезон распродажи.

В магазине имён открылась продажа.

Все сбежались с округи в открытые двери-

Имена покупали и птицы, и звери.

Гага, Бебека, Крылан и Мурлыка,

Хрюндиль, Гав-Гав,Квакли, Курлыка,

Жужа, Дзинь-Дзинь, Пискун и Му-Му,

Кряква, Каркуша, Свистун и Ку-Ку,

Хитрюга, Колючка, Летун и Топтышка,

Чив-Чив, Кукарека, Молчун и Трусишка,

Ворчун, Забияка, Болтун и Шипелка,

Коко, Туки-Тук, Остроглаз и Зуделка.

Кто же в отдел распродажи забрёл,

Имя себе навсегда приобрёл?

Задание: Из предложенных картинок выбрать те, к которым подходят клички. ( Например: Гага- гусь, Бебека- барашек и т. д.)

Кто где живёт?

В норке прячется-(лисёнок,

Спит в дупле своём (бельчонок,

Под кустом дрожит (зайчонок,

В хлеву тёплом спит (телёнок,

На конюшне-(жеребёнок,

А в курятнике-(цыплёнок,

В избе, на коврике-(котёнок,

А в берлоге-(медвежонок,

Живёт на птичнике (утёнок,

В овчарне- маленький (ягнёнок,

В будке прячутся (щенята,

В голубятне-(голубята).

Задание: Детям предлагаются картинки с изображением животных и их домиков. Дети должны разложить парами: животное-домик.

Публикации по теме:

Фотоматериал для учеников начальных классов по развитию звуко-буквенного анализа и обучению грамотеФотоматериал для учеников начальных классов по развитию звуко-буквенного анализа и обучению грамоте Цель данного фото-материала - обнаружить и по возможности исправить имеющиеся у учеников затруднения, связанные с общей грамотностью, а.

Примерная технология отслеживания результатов обследования подготовительной логопедической группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические игры «Будем в игры мы играть — будем звуки изучать»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 11:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД