Получи документы

Логопедическое сопровождение младших школьников

Титова Анна Владимировна
Логопедическое сопровождение младших школьников

Деятельность логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логопедическое сопровождение принадлежит к числу эффективных средств коррекции и помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста.

Публикация «Логопедическое сопровождение младших школьников» размещена в разделах

Логопедическое сопровождение в МБОУ НОШ №6 с. Троицкое оказывается детям с 2014 года. За это время наша школа освоила новые адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для детей с ОВЗ. На их основе были составлены адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с ОВЗ учащихся в нашей школе, а также на дому.

Общая цель:

преодоление трудностей, обусловленных речевым недоразвитием, в общении и обучении (прежде всего, в усвоении программного материала по русскому языку).

Основными задачами являются:

- исправление нарушений в устной речи;

- предупреждающая логокоррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи или их исправление.

Логопункт в школе включает 25 обучающихся 1-4 классов, из них 5 детей, занимающихся на дому в этом учебном году. В логопункт входят дети с ОВЗ и дети, имеющие нарушения устной и письменной речи.

С 1 по 15 сентября на логопедическом пункте обследуются учащиеся 1 –х классов, учащиеся на дому, ученики 2-4 классов. В течение двух первых недель обучения проводится входная диагностическая работа, выявляющая первоклассников с нарушениями речевого развития, обследуются дети, занимающиеся на логопункте (после летних каникул, вновь прибывшие ученики. Далее составляется вся необходимая документация на детей: утверждается список детей, расписание занятий, речевые карты, индивидуальные маршруты и т. д. По имеющимся адаптированным программам в августе составляются индивидуальные планы занятий, необходимая корректировка вносится в планирование в течение года. В течение года также готовится вся необходимая документация при представлении ребёнка в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедические занятия обучающиеся в школе посещают 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут. Число детей, обучающихся по адаптированным программам, растёт с каждым годом. Так, в 2017-2018 уч. году в нашей школе обучалось 6 детей, в 2018-2019 уч. году –8 детей, а в 2021-2022 уч. году уже 17 детей обучалось по адаптированным общеобразовательным программам, сформированным по рекомендациям ЦПМПК.

Программы имеют разные варианты обучения: Вариант 7.1 (АООП для обучающихся с ЗПР, Вариант 6.2 (АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ЗПР, Вариант 6.4 (АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с УО, Вариант 5.1 (АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, Вариант 2 (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Вариант 8.2 (АООП для обучающихся с расстройством аутестического спектра, Вариант 3.2 (АООП слепых обучающихся). Пятеро детей занимаются на дому.

В логопункте обучаются дети 1-4 классов, имеющие нарушения устной и письменной речи. У всех первоклассников идёт постановка отсутствующих звуков, исправление дефектных звуков, работа над автоматизацией поставленных звуков в слогах, словах, фразе и свободном владении речью. Обогащается словарный запас слов,развивается мелкая моторика рук, ведется работа по улучшению фонематического слуха, темпо-ритмической и интонационной стороны речи, речевого дыхания, артикуляционной моторики и лексико-грамматической стороны речи. Просодическая сторона речи отрабатывается на логоритмическихраспевках с детьми, что способствует улучшению фонематического слуха. Ребята работают за компьтером, где при помощи программ «Игры для тигры» отрабатывают звуки, автоматизируют их в речи, развивают фонематический слух.

Реализуя авторский подход при обработке и самостоятельном составлении программ, вносим дополнительные элементы оздоровительных мероприятий в виде пальчиковой гимнастики, психогимнастики, элементов самомассажа, физминуток, голосовых и дыхательных упражнений, упражнений по сохранению зрения. В процессе коррекционно-развивающей работы обучаем детей простейшим и общедоступным методам профилактики болезней, способам сохранения здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

У учащихся 2-4 классов идёт работа над искаженными звуками, работа по дисграфии и дислексии, работа над фонематическим слухом, пополняется словарный запас слов, развиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

В ходе обследования письменных работ учащихся 2-4 классов было выявлено, что акустическая дисграфия наиболее встречается у детей нежели аграмматическая, оптическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этого школой были закуплены комплекты тетрадей по коррекции акустической дисграфии [Слайд 2 Е. В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1-2].

Коррекционно-логопедическая работа проводится в три этапа:

I. Подготовительный

II. Основной

III. Заключительный

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

Методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи. Параллельно ведётся работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма. [Слайд 3Е. В. Мазанова. Учусь работать со словом. Е. В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Слайд 4 Конспекты занятий].

В 2019 году школа получила учебно-методический комплекс с тетрадями-помощницами по письму и чтению для учащихся 1-4 классов (О. А. Ишимова и др.) Программно-методические материалы и комплекс тетрадей используются в работе с подгруппами учащихся или в индивидуальной работе при организации коррекционно-педагогической работы. [Слайд 5О. А. Ишимова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Слайд 6 Программно-методические материалы].

Дети, обучающиеся по адаптированным программам с тяжелыми нарушениями речи развивают коммуникативные умения и навыки социального взаимодействия путём альтернативных способов коммуникации, формируют предметную деятельность, элементарные представления об окружающей среде. На индивидуальных занятиях учащиеся под руководством логопеда выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику, проводят массаж рук и пальцев (игольчатый иппликатор, логопедические мячики, су-джок терапия, отрабатывают дефектные звуки речи, выполняют задания на моторику рук, разучивают логопедическиераспевки.

В апреле 2022 года в логопедический кабинет поступили демонстрационные карточки малых и средних размеров, тренажёры «Памяти и внимания», «Логопедический», «Речевой», игрушки для развития мелкой моторики, шнуровки, игрушки для развития речевого дыхания и выполнения артикуляционной гимнастики, компьютерная программа «Игры для тигры», «Говорящее логопедическое зеркало 60 секунд записи». Новый материал позволяет учащимся ускорить процесс исправления и коррекции речи.

Логопедическая работа построена на сочетании школьных и игровых приемов, что вызывает у ребят живой интерес и активное общение. В процессе урока-игры учащиеся понимают, как важно овладеть правильной речью, что именно правильная речь приведёт в дальнейшем к правильному письму и успешному обучению в школе.

Список использованной литературы:

1. Ишимова О. А. Учебно-методический комплекс «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»-М. ,2014.

2. Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М., 2016.

3. Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М., 2016.

4. Мазанова Е. В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. – М., 2016.

5. Мазанова Е. В. учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2016.

6. Оглобина И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. – М., 2015.

7. Журнал «Логопед» №9, 2014.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_bkqa9.pptx | 2872,89 Кб
 
Публикации по теме:

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьниковКонспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьников .

Конспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьниковКонспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьников Цель: Расширять и обогащать представления учащихся о перелетных птицах. Задачи: познакомить с причинами отлета птиц осенью, изготовить.

Конспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьниковКонспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьников Цель: изготовить снегиря в технике пластилинографии Задачи: -учить детей работать в технике пластилинографии; передавать внешний вид снегиря.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьниковСтенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: - познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Фотоотчет «Участие младших школьников в волонтёрской деятельности»Фотоотчет «Участие младших школьников в волонтёрской деятельности» Перед современным обществом стоит ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение младших школьников
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 09:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД