Лучший педагог года

Логопедическое занятие. Конспект НОД «Навстречу вестникам весны. Звуки [Л] и [Л’]»

Анна Кузякина
Логопедическое занятие. Конспект НОД «Навстречу вестникам весны. Звуки [Л] и [Л’]»

«Навстречу вестникам весны»

Тема: звуки Л и Ль

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Л и ЛЬ в свободной речи.

Программное содержание

Задачи:

Развивающие:

• актуализировать и активизировать словарь по теме «Перелётные птицы»;

• развивать умение подбирать слова, противоположные по значению;

Публикация «Логопедическое занятие, Конспект НОД „Навстречу вестникам весны, Звуки [Л] и [Л’]“» размещена в разделах

• развивать понимание логико-грамматических конструкций языка;

• развивать умение образовывать приставочные глаголы;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• продолжить работу по развитию умения внимательно и осознанно слушать литературное произведение (стихотворение);

• развивать диалогическую речь на основе общения с логопедом в процессе работы;

• развивать общую и мелкую моторику;

• совершенствовать зрительное внимание и восприятие.

Воспитательные:

формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;

• воспитывать внимание к собственной речи;

• развивать интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ;

• проявлять активное участие в судьбе персонажа.

Образовательные:

• повторить и закрепить артикуляцию звуков Л и Ль;

• формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

• предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности;

• продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Методы:

практические, словесные, наглядные.

Приё мы:

игровые, сюрпризный момент, вопросы, загадывание загадок, демонстрация слайдов, положительная оценка деятельности детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская (решение проблемной ситуации).

Оборудование: мультимедийное оборудование, игра-презентация, магнитно-маркерная доска, звёздочки и флажки, рисунки солнца и лучиков, мяч, горошины града с «нелепицами», магниты, диск с записью голосов птиц, красочный конверт и письмо, конверты с разрезными картинками, самолётики-сюрпризы.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций и картин по теме, чтение рассказов, прослушивание аудиозаписи с голосами перелётных птиц, наблюдение за птицами в природе.

Логика образовательной деятельности

Логопед.

Здравствуй, милый мой дружок!

Выбери себе флажок.

Или звёздочку достань -

Частью той команды стань.

(Дети поочерёдно достают из сухого бассейна звёздочку или флажок)

Дети входят в кабинет и видят красивый конверт. (Звучат голоса птиц)

Логопед. Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно?

Дети. Это письмо от птиц.

Логопед. Хотите узнать, что это за птицы?

Дети. Да!

Логопед. У нас с вами есть 2 конвертика. Сейчас вам нужно разделиться на 2 команды. Кому достались звёздочки - ваш конверт синего цвета. Кому достались флажки - ваш конверт зелёного цвета.

Дети забирают конверты и принимают решение сложить разрезные картинки (ласточка и журавль)

Логопед. Так от кого же мы получили письмо?

Дети. Это письмо от ласточки и лебедя.

Слайд 1.

Логопед. А хотите узнать, что же написали нам птицы?

Дети. Да!

Логопед. "Дорогие ребята! Наступила весна, а мы никак не можем вернуться домой. Нам приходится лететь и днём, и ночью, и в непогоду. На пути столько опасностей встречается. " Что же нам делать?

Дети. Нам нужно отправится на встречу птицам и помочь им вернуться в родные края.

Логопед. Скажите пожалуйста, а что будет, если птицы не вернутся с юга?

Дети. Случится беда. Некому будет защищать леса, сады и парки от вредных насекомых, разносить по земле семена растений, ягод. Насекомые уничтожат урожай. Некому будет радовать нас своим пением.

Логопед. Отлично! Я предлагаю вам отправиться на самолёте. А путешествовать нам поможет «волшебный экран».

Какой звук напоминает гул летящего самолёта?

Дети. Звук Л.

Логопед. А если самолётик маленький?

Дети. Это звук Ль.

Логопед. А что нам необходимо сделать, чтобы произносить эти звуки правильно и чётко?

Дети. Нам нужно сделать гимнастику для язычка.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Слайд 2.

Упражнения: «Блинчик», «Иголочка», «Качели», «Почистим зубки», «Индюк», «Маляр», «Самолёт». (На слайде постепенно появляются картинки, обозначающие упражнение.)

Логопед. Ребята, а как вы думаете, с каким звуком дружит ласточка?

Дети. Ласточка дружит со звуком Л.

Логопед. А с каким звуком дружит лебедь?

Дети. Лебедь дружит со звуком Ль.

Далее дети дают характеристику звукам (Л - согласный, звонкий, твёрдый; Ль - согласный, звонкий, мягкий).

Логопед. А чем похожи звуки Л и Ль и чем отличаются?

Дети. Оба звука согласные и звонкие. Звук Л - твёрдый, а звук Ль - мягкий.

Логопед. А какой буквой обозначаются звуки Л и Ль?

Дети. Буквой Л.

Слайд 3.

Логопед. Ну что же, теперь пора и навстречу птицам. Заводим свои самолёты. И вперёд!

Слайд 4.

Самолёт наш полетел,

В облаках он загудел,

Звук отличный получился,

А я слушал и учился: Л-Л-Л-Л.

(Дети изображая самолёт, летят по кругу и гудят)

- А вот и первая опасность.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

(Дождь)

Слайд 5.

Поиграем с дождиком, чтобы он перестал грустить?

Дети. Да!

Проводится игра «Ловушка». Команда звёздочек «ловит» (хлопает в ладоши) слова со звуком Л, а команда флажков - со звуком Ль.

Ласточка, лебедь, малиновка, мухоловка, журавль, иволга, цапля, соловей, зяблик, перепёлка, голубь.

- А как вы думаете, какая птица была лишней?

Слайд 6.

Дети. Голубь. Потому что это зимующая птица, а все остальные - перелётные.

Логопед. А каких ещё перелётных птиц вы знаете?

Дети. Скворцы, грачи, кукушки, жаворонки, дрозды, аист.

Логопед. Отлично! Летим дальше. Заводим самолётики и вперёд!

- А вот и вторая опасность.

Он на улице живёт,

Листья осенью несёт,

А зимой несёт снежинки

Иногда весной - дождинки,

Летом, если он подует -

С головы панамку сдует.

Слайд 7.

(Ветер)

- Поиграем с ветром?

Дети. Поиграем!

Проводится игра «Определи место звука в слове»

Слайды с 8 по 17.

Появляется звуковой паровозик с вагончиками. Если ребёнок правильно определил позицию звука в слове, то птица садится в соответствующее окошко.

Логопед. Вот и утих ветер. А нам снова в путь пора. Полетели!

- Вот и следующая опасность.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко.

Он белёсый и сырой,

Опустился над землёй.

Словно облако упало,

И домов не видно стало.

Над рекою он плывёт,

А с рассветом пропадёт.

(Туман)

Слайд 8.

Поиграем с туманом?

Дети. Да!

Проводится динамическая пауза «Летит не летит»

Всем известно к слову «кит»

Рифма звонкая «летит»,

Но кто слыхал, чтоб кит летал?

Давайте сыграем в «да» и «нет»,

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки

Кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит

Кто не вылетит ни разу.

На «да» - летаем.

На «нет» - стоим руки по швам

Летит - летит - орёл,

Летит - летит - козёл,

Летит - летит - щегол,

Летит – летит - синица,

Летит – летит - горчица,

Летит – летит - сазан,

Летит – летит - фазан.

Летит – летит - лягушка,

Летит – летит – старушка,

Летит- летит - глухарь,

Летит – летит - сухарь,

Летит - летит – гагара,

Летит - летит - гитара,

Летит – летит - утёнок,

Летит-летит - ворона,

Летит-летит – корона.

Летит – летит - сова,

Летит – летит - трава.

Летит – летит – удод,

Летит- летит – компот.

Летит – летит скворец,

Летит – летит – дворец.

Летит - летит – кувшин,

Летит – летит - пингвин,

Летит - летит - дракон,

Летит – летит - балкон

Логопед. Какие молодцы, вот и рассеялся туман. А нам снова в путь пора!

И вот следующая опасность.

Загремел на небе гром,

Сотрясается весь дом

Я зажмурила глаза.

Что на улице?- …. (гроза)

Слайд 9.

Поиграем с грозой?

Дети. Да, поиграем!

Проводится игра с мячом «Скажи наоборот»

Тонкий - толстый

Слабый - сильный

Трусливый - смелый

Гласный - согласный

Горький - сладкий

Далеко - близко

Правый - левый

Лёгкий - тяжёлый

Добрый - злой

Здоровый - больной

Логопед. Ну что, вот и утихла гроза. Летим дальше?

Дети. Да!

Логопед. А на встречу нам ещё одна опасность.

Плывёт в небе Туча - Мох

Из тучи сыплется Горох.

Встрече с ним никто не рад.

Потому что это.

( Ответ: град)

Слайд 10.

Поиграем с градом? Исправьте ошибки.

Каждый ребёнок берёт себе горошину града, на обратной стороне которой написаны нелепицы.

* Балалайка купила Полину.

* Стол поставили на лампу.

* Бельё полоскало Ангелину.

* Платье гладило Людмилу.

* На белке сидела ёлка.

* Клубника ела Ольгу.

* Налим поймал Колю.

* Лестница залезла на мальчиков.

* Лебедь слепил Светлану.

* Пальмы лежали подо львом.

Логопед. Очень хорошо, ребята! Град закончился. А мы с вами почти у цели. Осталась последняя опасность.

Гнутся мачты корабля -

Ветер правит у руля!

Вспышки молний, дождь и гром! -

Разыгрался в море (Шторм!

Слайд 11.

Нам с вами нужно собрать солнышко, чтобы оно ярко засияло. Тогда и шторм прекратится.

Проводится игра «Что умеют делать птицы»

(За каждое названное действие дети получают лучик солнышка.)

Дети. Птицы умеют летать, клевать, прыгать, высиживать птенцов, петь, вить гнёзда, некоторые птицы умеют плавать, нырять, чистить пёрышки и т. д.

Логопед. Молодцы! А теперь давайте поиграем со словом «летать», нам нужно образовать новые слова-действия, которые похожи по звучанию, но начало у них разное.

Я начну, а вы продолжите. Летать, Улетать, ЗАлетать.

Дети. Прилетать, вылетать, подлетать, перелетать, влетать, долетать, слетать, облетать, полетать.

(За каждое образованное слово дети получают возможность прикрепить лучик к солнышку.)

Слайд 12.

Вот и засияло наше солнышко, тучи рассеялись, шторм прекратился. Теперь наши пернатые друзья смогут благополучно вернуться в родные края.

А нам пора возвращаться. Заводим свои самолёты.

Самолёт наш полетел,

В облаках он загудел,

Звук отличный получился,

А я слушал и учился: Л-Л-Л-Л.

(Дети изображая самолёт, летят по кругу и гудят)

Вот мы и вернулись. Ребята, какое доброе дело мы сделали? А кому мы помогали? Что вам больше всего понравилось в путешествии?

Ответы детей.

А на память о сегодняшнем путешествии вы получаете вот такие самолётики-наклейки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие. Конспект НОД «Навстречу вестникам весны. Звуки [Л] и [Л’]»
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 20:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД