Любовь Вертецкая
Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия.
Тема: Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]
Цели:
Коррекционно – развивающие: Закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки [Ш] – [Ж] с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Публикация «Логопедическое занятие на тему: „Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Образовательные: Закреплять правила правописания ЖИ-ШИ, учить выполнять синтаксический разбор предложений.
Воспитательные: Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков [Ш] и [Ж]; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Садитесь.
-Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.
- Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.
2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.
(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).
-Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова).
Словарная работа: жутко (страшно).
3.Сообщение темы занятия.
-Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [Ш] – [Ж]
4 Сравнение звуков по артикуляции.
- Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].
[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.
(На доску вывешивается профиль звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик).
- Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? [Ж]
[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).
(На доску вывешивается профиль звука [Ж], рядом колокольчик).
5. Характеристика звуков.
- Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку).
- Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).
Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.
6 Корректурная проба (работа по карточкам)
- Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
чшжзщсшмищжцшпшмщх
ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ
7 Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»
- Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук [Ш] или [Ж].
Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.
8 Игра «Четвертый лишний»
На доску вывешивается наглядный материал:
• кувшин, кошка, лошадь, жук;
• желудь, чашка, жук, жираф.
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.
9 Работа со слогами. Игра «Составь слог»
На доску вывешивается наглядный материал.
Учащимся предлагается составить слоги.
10 Дифференциация [Ш] - [Ж] в словах.
Детям раздаются по 5 предметных картинок.
- Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [Ш] – [Ж]
Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под профилем.
11. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.
12 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (Шар)
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф).
-Какой первый звук в этих словах? [Ш] – [Ж].
Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.
- Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)
13.Работа с предложениями.
-Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.
(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)
Запись предложений в тетрадь. Разбор предложений по членам.
- О чем говориться в предложении? Это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Сказуемое подчеркивается двумя чертами. Остальные слова в предложении – второстепенные члены, подчеркиваются волнистой линией.
14 Работа с текстом по перфокартам.
(Детям раздаются перфокарты с текстом).
- Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е
всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-
но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.
15 Итог занятия.
-Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
-Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
-Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!
Домашнее задание:
Раскрась детали рисунка, обозначенные слогом ЖА – розовым цветом, слогом ША- голубым, слогом ЖУ – зеленым, слогом ШУ – желтым, слогом ЖИ – красным, слогом ШИ – оранжевым.