Ольга кузнецова
Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
-Уточнить, расширить и обогатить словарь по теме «Зимующие птицы»,
-Расширить представления о том, чем питаются птицы зимой,
-Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»,
-Формировать фразовую речь,
-Совершенствовать грамматический строй речи,
- Совершенствовать навыки словообразования,
-Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах по плану-схеме.
Публикация «Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать умение выражать свои чувства и эмоции, умение их передать,
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, мелкую, общую моторику,
- Способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата,
Коррекционно-воспитательные цели:
-Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч, зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психогимнастика.
-Дети, какое сейчас время года? Погода стоит холодная, ветреная, морозная. -Изобразите птиц в холодный и морозный день :»Ой, как холодно! Ой, как зябнут лапки».
- Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Покажите, как вы сочувствуете птицам, как жалеете их. А сейчас изобразите воробья, попавшего в лапы к кошке. - Покажите, как вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразите, как вы пожалели воробья.
Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)
2. Введение в тему.
Логопед: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
-Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
-Чем они отличаются друг от друга? (размером, окраской, опереньем)
Артикуляционная гимнастика.
Мы немного отдохнём, язычок свой разомнём.
Дятел, дятел тук -тук –тук
Д-д-д-д
Ты чего, стучишь, мой друг?
Д-д-д-д
Я не зря во рту стучу
Д-д-д-д
Звукам правильным учу
Д-д-д-д
Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
3. Упражнение «Накорми птиц»
Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Логопед: Что нам нужно сделать, чтобы подкормить птиц?
Дети: Кормушку.
Логопед. Да, голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
4. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей. (Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей. (На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей. по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Н. Нищева.
Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
5. Дидактическая игра «Подбери слова-признаки»
У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т. д.)
А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т. д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т. д.)
Сова – сонная, ночная, малоподвижная. Голубь – степенный, спокойный, неторопливый.
Ворон – важный, осмотрительный. Сорока – шустрая, болтливая, смелая.
6. Динамическая пауза.
Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке. Частые потряхивания руками, опущенными вниз
Головою вертят,
Улететь хотят. 2 поворота головы на каждую строку
Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью! Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками
7. Упражнение «Составь новое слово»
Логопед предлагает детям закончить предложения:
• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
• У воробья короткий хвост, … короткохвостый.
• У воробья тонкие лапы, …тонколапый.
Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.
8. Игра с мячом «Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:
Это снегирь. Небольшая птица. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Голубовато – серая спинка, чёрная бархатная шапочка и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Есть голова, шейка, туловище, грудь, две лапки, хвост. Тело снегиря покрыто перьями. Снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. С. звонко свистит, когда сыт. А если ему холодно и голодно, то шипит. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений. Держатся обычно небольшими стайками. Малоподвижны. Живёт в лесах с густым подлеском, в садах и парках городов. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Снегирь – это зимующая птица.
Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
10. Игра «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.
• Снегирь, ворона, аист, сова.
• Соловей, кукушка, сорока, журавль.
• Дятел, ворона, воробей, скворец.
11. Итог занятия
Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)