Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы «Зимующие птицы»

Ольга кузнецова
Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели:

-Уточнить, расширить и обогатить словарь по теме «Зимующие птицы»,

-Расширить представления о том, чем питаются птицы зимой,

-Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»,

-Формировать фразовую речь,

-Совершенствовать грамматический строй речи,

- Совершенствовать навыки словообразования,

-Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах по плану-схеме.

Коррекционно-развивающие цели:

- Развивать умение выражать свои чувства и эмоции, умение их передать,

- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, мелкую, общую моторику,

- Способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата,

Коррекционно-воспитательные цели:

-Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч, зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Психогимнастика.

-Дети, какое сейчас время года? Погода стоит холодная, ветреная, морозная. -Изобразите птиц в холодный и морозный день :»Ой, как холодно! Ой, как зябнут лапки».

- Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Покажите, как вы сочувствуете птицам, как жалеете их. А сейчас изобразите воробья, попавшего в лапы к кошке. - Покажите, как вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразите, как вы пожалели воробья.

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей.)

Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

В красной шапке ходит он

Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь.)

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хриповатая –

Известная персона

Кто она? (Ворона.)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

2. Введение в тему.

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

-Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

-Чем они отличаются друг от друга? (размером, окраской, опереньем)

Артикуляционная гимнастика.

Мы немного отдохнём, язычок свой разомнём.

Дятел, дятел тук -тук –тук

Д-д-д-д

Ты чего, стучишь, мой друг?

Д-д-д-д

Я не зря во рту стучу

Д-д-д-д

Звукам правильным учу

Д-д-д-д

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

3. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.

Синицы – семечки.

Голубь – хлебные крошки.

Воробей – зерна.

Дятел – семена шишек.

Дети:

– Я дам снегирям ягоды рябины.

– Я угощу синиц семечками.

– Я накормлю голубя хлебными крошками.

– Я дам воробью зёрен.

– Я накормлю дятла семенами шишек.

Логопед: Что нам нужно сделать, чтобы подкормить птиц?

Дети: Кормушку.

Логопед. Да, голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

4. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей. (Ритмично сжимают и разжимают

кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей. (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей. по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н. Нищева.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

5. Дидактическая игра «Подбери слова-признаки»

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т. д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т. д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т. д.)

Сова – сонная, ночная, малоподвижная. Голубь – степенный, спокойный, неторопливый.

Ворон – важный, осмотрительный. Сорока – шустрая, болтливая, смелая.

6. Динамическая пауза.

Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки клевали.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. Частые потряхивания руками, опущенными вниз

Головою вертят,

Улететь хотят. 2 поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками

7. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

• У воробья короткий хвост, … короткохвостый.

• У воробья тонкие лапы, …тонколапый.

Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

8. Игра с мячом «Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Это снегирь. Небольшая птица. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Голубовато – серая спинка, чёрная бархатная шапочка и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Есть голова, шейка, туловище, грудь, две лапки, хвост. Тело снегиря покрыто перьями. Снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. С. звонко свистит, когда сыт. А если ему холодно и голодно, то шипит. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений. Держатся обычно небольшими стайками. Малоподвижны. Живёт в лесах с густым подлеском, в садах и парках городов. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Снегирь – это зимующая птица.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

10. Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

• Снегирь, ворона, аист, сова.

• Соловей, кукушка, сорока, журавль.

• Дятел, ворона, воробей, скворец.

11. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы на тему «Зимующие птицы» Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированного вида «Загадки матушки Зимы» в рамках темы «Зимующие птицы» Цель: Расширить и дополнить представления о внешнем виде, способах выживания и местах обитания зимующих птиц. Задачи: Обучающие: продолжать.

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы». ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Тема: Описательный рассказ «Зимующие птицы» Образовательные задачи: 1. Расширять и активизировать словарь сематического поля «зимующие.

Конспект занятия по развитию речи с элементами ИКТ в старшей логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи с элементами ИКТ и здоровьесберегающих технологий в старшей логопедической группе. Тема: "Зимующие птицы".

НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: развитие связной речи. Задачи: 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с использованием цепного текста Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с использованием цепного текста. Цель: повышение уровня.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» для подготовительной группы Цели и задачи : Обучающие: Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы». Расширять представления о том, чем питаются.

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие птицы»Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие птицы» Цели: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную.

Занятие в ДОУ для старшей-подготовительной группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цель: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах. Задачи: - формировать экологическую культуру у детей;.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы «Зимующие птицы»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 08:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Конспект занятия «1 марта — День кошек» для детей младшего школьного возраста
Цели: - познакомить детей с историей праздника. - рассказать интересные факты связанные с кошкой; - нарисовать свою кошку. Беседа. Здравствуйте...
Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста
В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию и воображение...
Игра «Попробуй повтори»
Игра " Попробуй повтори ", направленная на развитие межполушарного взаимодействия. подходит для детей дошкольного и школьного возраста, подростков и даже...