Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Ксения Владимировна Попова
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы».

ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

ЗАДАЧИ:

1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зимующие птицы».

2. Образование сложных прилагательных,

3. Совершенствование грамматического строя речи.

4. Воспитывать у детей усидчивость, желание заниматься.

Предметно- пространственная образовательно- развивающая среда: предметные картинки с изображением птиц, разрезные картинки, мяч, цветные карандаши, снежный ком.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Л. –Ребята, какое сейчас время года?

Д. - Зима.

Л. – Какая зима? (передаю снежный ком)

Д. Зима морозная, снежная, холодная, метельная и. т. п.

2. Введение в тему.

1. Л. - Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях?

Д. – Это зимующие птицы.

Л. – Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагаю детям поиграть.

2. Физминутка.

Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Клювики почистили.

Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

3. Беседа с детьми. Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

4. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, логопед выставляет картину птицы)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь)

5. Упражнение «Найди ошибку»

- черный ворона,

- серое голубь,

- сорока сидел на заборе,

- длиннохвостый снегирь,

- красногрудая синичка.

6. Игра «Пожалуйста»

7. «Скажи наоборот»: Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона - …

У синицы хвост короткий, а у сороки - …

Голубь тяжёлый, а воробей - …

У синицы клюв тонкий, а у вороны - …

8. Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка

Логопед. Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

9. Игра «Снежки». Лепить будем не простые снежки из снега, а снежки из слов.

- Если у дятла длинный клюв, он какой? (длинноклювый)

- Если у сороки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

- Если у вороны черная голова, она какая? (черноголовая)

- Если у синицы короткие ноги, она какая? (коротконогая)

- Если у снегиря красная грудь, он какой? (красногрудый)

- Если у сороки белые бока, она какая? (белобокая)

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

11. Какое слово лишнее? Почему?

Ворона, синица, лебедь, воробей. (Лишнее слово – лебедь, потому что это - перелетная птица, а все остальные – зимующие.)

Крыло, клюв, снегирь, хвост. (Лишнее слово – снегирь, потому что это- целая птица, а остальные – части птицы.)

Ворона, сорока, снегирь, сова. (Лишнее слово – ворона, потому что слово начинается на звук (В, а остальные - на звук (С)

Сорока, ворона, синица, воробей. (Лишнее слово – синица, потому что начинается на мягкий звук, а остальные на твердый звук)

12. Дорисуйте птицу. Какая птица получилась?

13. Итог: - Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?

Дети отвечают.

- А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети: Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух»Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Воздух» Екатерина Блажеева Фронтальное занятие.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «В гостях у весны» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Активизировать и обогащать лексический словарь по теме "Весна". • Учить устанавливать причинно-следственные.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Перелетные и водоплавающие птицы» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий. Тема недели: «Грибы» Вид занятия: по развитию лексико-грамматических категорий. Цель: развивать лексико-грамматические категории по теме.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5–6 лет с ОНР на тему: Животные жарких стран. Тема: Животные жарких стран Цель: Закрепить и обобщить знания детей о животных жарких стран. Образовательные задачи: Учить образовывать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные - учить различать зимующих птиц.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Животные жарких стран» Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей подготовительной к школе группы. Животные жарких стран Задачи: активизация.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Моя Родина — станица Ленинградская» Лексическая тема «Моя станица Ленинградская» Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о малой родине – станицы Ленинградской.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР подготовительной группы «Защитники Отечества» Цель: Организовать деятельность, направленную на коррекцию и формирование навыков словоизменения. Образовательные задачи: Формирование представления.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 05:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

26 февраля. День мыловарения на МААМ

С чего начинается увлечение домашним мыловарением? Обычно покупается небольшой набор для творчества, в который входят краситель, граммов триста основы, отдушка и формочка. Либо кто-то дарит такой набор, и...

Мое выступление на Муниципальном методическом объединении
Здравствуйте, уважаемые коллеги . Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников дошкольных...
Мастер-класс «Солнышко лучистое» (своими руками) с пошаговыми фото
Мама моя милая, Я тебя люблю! Солнце на бумаге Я тебе дарю. Пусть оно согреет В пасмурный денек. Сердце потеплеет И растает лёд. Цели и задачи:...
Мастер-класс «Подарок для папы» в средней группе
Каждый праздник знаменит своими традициями. Мы не представляем Новый год без украшенной елки, а 8 марта без цветов и подарков. Традиции 23 февраля...