Екатерина Печкина
Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников на примере проекта «Экологическая тропа детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок по своей природе –
пытливый исследователь,
открыватель мира.
Так пусть перед ним откроется
чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках».
В. А. Сухомлинский
Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем [5,c.5]. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано [2,c.8].
Публикация «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников на примере проекта „Экологическая тропа детского сада“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности.
В современных условиях образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему развивать личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в работе с дошкольниками «лэпбук», у педагогов появилась возможность подготовить именно такую личность к жизни в новых условиях.
«Лэпбук» (lapbook, или как его еще называют тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, ребенку совместно со взрослым (педагог или родитель) нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Лэпбук – это пособие, которое может быть и итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Так же данную папку можно разместить в приемной группы, где каждый родитель может ознакомиться с новым пособием, тем самым заинтересовать родителя, натолкнуть на совместную деятельность с ребенком дома [1, с. 84]
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе)[3, с. 48]
«Лэпбук» отвечает и требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде :
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников [4, с. 6-11]
Лэпбук «Экологическая тропа детского сада»
Цель данного пособия:
• закрепить и расширить знания детей о растительном мире детского сада.
Задачи:
• уточнить и расширить представления детей о растительном мире детского сада;
• закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга;
• обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову;
• воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к растительному миру, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края.
Содержание лэпбука :
• Дидактическая игра «С какого дерева листок?» направлена на закрепление знаний детей о деревьях, их внешних отличиях и представляет собой карточки с изображением деревьев (дуб, сосна, береза, рябина, каштан, липа);
• Загадки о цветах;
• Загадки о деревьях;
• Стихи о цветах;
• Стихи о деревьях;
• Раскраски по теме.
Рекомендации по использованию.
Дидактическое пособие «Лэпбук «Экологическая тропа детского сада» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми 5-6 лет, в самостоятельной и игровой деятельности. Предназначено для подгрупповой и индивидуальной работы в группе детского сада. Пособие многофункциональное, трансформируемое, мобильное, удобное как для детей, так и для педагога. Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Значение лэпбука для дошкольников :
• способствует пониманию и запоминанию информации по теме;
• способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме;
• способствует повторению и закреплению материала по теме.