Анна Небова
Макет психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 р. п. Семибратово
Макет психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений
Составитель: педагог-психолог Небова А. А. р. п. Семибратово
Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений
1. Взаимодействие с заведующим ДОУ
Публикация «Макет психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений» размещена в разделах
Взаимодействие с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.
Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
Совместно решаются следующие задачи:
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
7. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
8. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
2. Взаимодействие с воспитателями
Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Взаимодействие воспитателя со специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.
Совместная деятельность ведется непрерывно и соприкасается в различных областях воспитания:
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностики и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений или нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
11. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
12. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
13. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
14. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
15. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематике.
3. Взаимодействие с музыкальным руководителем
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса.
Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.
Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Музыкальный руководитель создает предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается им. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.
Сущность задач совместного взаимодействия с музыкальным руководителем заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.
Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом необходимо предусмотреть целостность музыкального образования : обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:
- приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;
- продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;
- во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.
Тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Все участники педагогического процесса:
1. Помогают в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
2. Учат детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
3. Осуществляют сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
4. Обеспечивают психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
4. Взаимодействие с воспитателем по физической культуре
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.
В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием всех участников воспитательного процесса. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.
Они в одинаковой мере:
- знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;
- проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;
- знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;
- формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);
- используют средства физической культуры для воспитания нравственных
(морально – волевых) качеств у воспитанников;
- контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;
- используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;
- осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;
- обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;
- оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;
- планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);
- информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.
Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.
5. Взаимодействие с учителем-логопедом
Успех совместной работы с детьми, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
9. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
10. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
6. Взаимодействие с родителями
Приоритетная роль семьи в формировании разносторонней личности ребенка и отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Перечисленные выше проблемы свидетельствуют о том, что семья по ряду причин не всегда справляется со своими функциями и первым учреждением, с которым начинает контактировать семья и которое может усилить ее воспитательно - социализирующую функцию, оказать необходимую педагогическую помощь, является дошкольное учреждение. Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социально–воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально–педагогической и культурно–образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Педагогам детского сада важно, чтобы родители не только владели педагогической информацией, но умели грамотно использовать ее при воспитании ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Разнообразие форм работы с родителями должно быть взаимосвязано и представлять единую поэтапную систему предусматривающую ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новыми идеями в области педагогики, в большей мере на практике работы с детьми.
Формы педагогического просвещения родителей – способы организации совместной деятельности и общения педагогов ДОУ и родителей, с целью обогащения педагогическими знаниями.
М. В. Спичак разделяла формы педагогического просвещения родителей: - активные и пассивные;
- индивидуальные и групповые;
-традиционные и нетрадиционные.
Активные формы - взаимодействия с родителями: тренинги, предлагается решение педагогических ситуаций, ситуационно-ролевые игры.
- Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога.
- Ситуационно-ролевые игры - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Пассивная форма – родительские собрания, лекции, где родители выступают в роли пассивных слушателей. Связь педагога с родителями в пассивных методах осуществляется путем опросов, тестов и т. д.
- Родительские собрания - традиционные родительские собрания обычно проходят в форме доклада воспитателя на заданную тему и рассмотрения организационных вопросов. Обычно, на таких собраниях родители малоактивны.
- Лекции - беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях детей данного возраста; подходах к воспитанию детей.
Индивидуальные формы - индивидуальные консультации, беседы, посещения семьи, через которые педагогу можно выяснить у родителей информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия с ребенком: особенности здоровья, поведение, увлечения, моральные ценности и др.
Групповые формы – консультации, собрания, совместные мероприятия педагогов с большей частью родителей ДОУ.
Традиционные формы работы: родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей. В настоящее время изменились принципы общения педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, искренности, открытости, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Нетрадиционные формы работы: деловые игры, обмен родительским опытом, в частности через Сеть, круглые столы, наглядное распространение, конференции родителей.
- Деловые игры – простор для творчества. Тема для деловых игр - конфликтные ситуации. Цель игр - умение предупреждать конфликты. Они могут максимально приблизить участников игры к реальной ситуации, формируя навыки мгновенного принятия педагогически правильных решений, умения своевременно заметить и исправить ошибку.
- Встречи за “круглым столом” - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Стоит обратить внимание, что в этой форме работы практически каждый родитель принимает участие, обмениваясь собственным опытом, интересными наблюдениями и полезными советами (в частности через Сеть).
- Наглядное распространение - сочетая различные методы наглядности, позволяет ознакомиться с вопросами воспитания через материалы выставок, стендов, папок-передвижек и т. д., доступно подает полезную информацию для родителей, а также показывает воспитательный процесс, новые методы работы.
- Конференции родителей — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки.
Можно сделать вывод, что сотрудничать с семьей можно при помощи активных, пассивных, индивидуальных, групповых, традиционных и нетрадиционных форм, таким образом избегать формализма. Используя творчески нетрадиционные формы работы можно еще более эффективно и успешно сотрудничать с родителями. И если подходить со всей важностью и ответственностью к возможностям использования данных методов, это будет весомым вкладом в процесс формирования личности каждого ребенка и коллектива в целом.
7. Преемственность между ДОУ и школой
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Работая по преемственности школы и ДОУ, мы руководствуемся нормативно-правовыми документами. Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:• Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
• Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
• Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности. • Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.