МААМ-картинки

«Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация для воспитателей

Марина Рындина
«Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

«Мальчики и девочки- два разных мира

Рындина Марина Митрофановна-воспитатель

МБДОУ детский сад №3 «Теремок» г. Старый Оскол

Многие люди в сегодняшнее время убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими и физиологическими особенностями женского и мужского организма. Но нельзя сбрасывать со счетов то, что биологические различия мужчин и женщин имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие от женщины.

Публикация «„Мальчики и девочки — два разных мира!“ Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Традиционное воспитание демонстрирует черты гендерной направленности с самого рождения ребенка: например, новорожденных девочек заворачивали в рубаху матери, а мальчика - в рубаху отца. Даже пестушки, колыбельные песенки адресовались не просто малышу, а по своему смысловому содержанию, были предназначены именно мальчикам и девочкам. Ученые считают, что это связано напрямую с гендерным программированием будущего ребенка. Русская семья представляла собой коллектив, которым управлял самый старший мужчина в доме.

Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности – мы не устаем твердить о равноправии мужчин и женщин в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня многие психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы.

В современной системе дошкольного образования возникает немало проблем по вопросам гендерного воспитания. Все образование и воспитание в дошкольном детстве ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек и того или иного возраста. Отсюда следует, что система образования абсолютно бесполая: не учитываются разные нормы подвижности у мальчиков и девочек в режиме дня; в группах существует бытовая «совместимость» мальчиков и девочек; питание одинаковое по ассортименту и по времени приема. И к тому же чаще всего воспитывают девочек и мальчиков женщины : в детском саду -женщины-педагоги, дома - мамы и бабушки. Как результат – гендерная устойчивость мальчиков формируется без участия мужчин.

Педагоги и психологи дошкольных учреждений считают, что гендерное воспитание необходимо начинать как можно раньше. Дело в том, что именно в период раннего дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам дети узнают, что существуют два пола, и начинают осознавать кто они – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже понимают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что принадлежность к полу будет сохраняться независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Перед педагогами стоит задача помочь раскрыть ребенку те уникальные возможности, которые ему даны своим полом. Конечно, это в том случае, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Традиционно в обществе мужские качества ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек : женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а «мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно. Сегодня стало трудно разобрать, где сильный пол, где слабый и пора наводить порядок.

Перед педагогами стоит сложная многоплановая проблема воспитания детей с учетом их гендерных особенностей и требует она развернутой системной работы. Главные задачи такой работы:

- закреплять у детей умения дифференцировать себя от представителей другого пола (она - это девочка, а он - это мальчик).

- создавать насыщенную многофункциональную среду в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.

- закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.

- воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.

- формировать у родителей гендерную компетентность.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я - девочка и буду ею постоянно, я – мальчик и всегда им буду».

В совместной образовательной деятельности воспитатели должны использовать следующие мотивации: личная заинтересованность детей к деятельности; общение детей со взрослыми; игровая деятельность.

Психологами и педагогами уже доказано, что гендерный подход необходим в обучении, так как развитие девочек и мальчиков различаются по скорости и по содержанию. Например, у мальчиков больше развиты визуально – пространственные способности, математические, инструментальные. А девочки преуспевают в вербальных способностях.

Достигнуть желаемого результата в формировании гендерных особенностей у детей младшего дошкольного возраста можно используя такие средства, как: игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песенки. Так же, педагоги могут применять в работе следующие формы и методы: игровую деятельность; экспериментальную и проблемно – поисковую деятельность; познавательно – развивающие этические беседы; схемы действия.

В работе по усвоению детьми гендерного поведения воспитателям необходимо большое место отводить сюжетно – ролевым играм, стараясь разнообразить дифференцированное содержание игры: «женский» - «мужской зал» («Парикмахерская»); «Магазин» - «женской» и «мужской парфюмерии»; «Женская одежда», «Мужская одежда»; «Автомастерская». Традиционные игры с военной тематикой: «Моряки», «Летчики», «МЧС» и т. п.

Большая польза будет от проведения бесед на тему: «Моя семья», «Дружат мальчики и девочки», «Кто я, какой я», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т. д.

Мальчикам нужно повторять, что они сильные и мужественные, как папы; называть их защитниками, рыцарями. А девочкам напоминать – какие они красивые, нежные, ласковые и заботливые, как мамы.

Для того, чтобы детям было легче сориентироваться в игре, необходимо давать знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой целью организовывать дидактические игры: «Профессии мужчин и женщин», «Спорт мужской и женский», «Мужская и женская одежда», «Кто чем любит заниматься», «Кому что надо для работы», «Воспитанные мальчики и девочки» и др.

Для того, чтобы сформировать у детей гендерную устойчивость «Я девочка и буду ею постоянно, а я мальчик и всегда им буду» рекомендуется использовать игровые ситуации, словесные игры этического содержания: «Благородные поступки для мальчиков», «Благородные поступки для девочек», «За что нам нравятся мальчики», «Кто я в семье» (формировать представления о родственных связях, «Дом добрых дел» (формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков).

Незаменимым приемом по коррекции поведения с представителями своего и другого пола у дошкольников являются беседы познавательно – этического содержания: «Разговор о дружбе и любви», «Мы разные», «Наши достижения», «Как вести себя в детском саду» и др. Дети могут закрепить элементарные сведения об особенностях, нормах и правилах поведения взрослых людей в зависимости от пола; какие качества укрепляют любовь и дружбу, а какие могут разрушить.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или на мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой педагогам рекомендуется создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

В наши дни родительская семья по – прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего возраста. В семье ребенок отдыхает душой и телом от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития мальчиков и девочек дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.

В результате системной работы воспитателей и родителей у детей расширяется кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимодействиям. Шире становятся представления о разнице полов. Дружить дети хотят с девочкой нежной, веселой, умной, а лучший друг получается из мальчика храброго, трудолюбивого.

Список литературы.

• Т. Н. Доронова Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. –М. : Линка –Пресс, 2009

• В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М. : Линка – ПРЕСС, 1998

• Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2003

• И. Я. Михайленко, Короткова Н. А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие». – М., 2000

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация для воспитателей
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 21:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Рындина (УИ 194854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД