Лучший педагог года

Малые фольклорные формы — средство развития звукопроизношения детей, развития их кругозора, социализации.

Шишкова Елена
Малые фольклорные формы — средство развития звукопроизношения детей, развития их кругозора, социализации.

Детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.

Цель моей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

Публикация «Малые фольклорные формы — средство развития звукопроизношения детей, развития их кругозора, социализации,» размещена в разделах

В своей работе я широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, хороводы и т. д.). Подобрала иллюстрации к потешкам, русским народным сказкам. Разработала картотеки «Потешки», «Заклички», «Приговорки», «Календарные песни», «Приметы, пословицы и поговорки», «Русские народные игры», «Загадки». Изготовила кукол в национальных костюмах. Сшила русские народные костюмы и головные уборы для детей и взрослых. Разработала и подобрала наглядный материал: иллюстрации «Как жили люди на Руси», дидактические игры: «Чем занимались люди на Руси», «Назови сказку», «Вспомни сказку», «Собери сказку» и др., папки с демонстрационным материалом «Деревенский дворик», «Славянская семья: родство и занятия». Оформила альбом с иллюстрациями русских народных костюмов и праздников народного календаря «Ой ты, Русь моя, распрекрасная». Создала картотеку аудиозаписи с русскими народными мелодиями.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, я создала соответствующую развивающую среду. В интерьер группы включила элементы русского декоративно - прикладного искусства: карнизы, панно, ширмы, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров.

Работая в данном направлении, я поняла, насколько велик к этому интерес детей. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в избе куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, я решила собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку избы. В ней есть печь, сделаны деревянные лавки и столы, постелены самотканые дорожки. В «избе» теперь есть чугунки разной величины, самовар, деревянные ложки, кадка, коромысло, прялка, рубель, старинные утюги, расшитые полотенца, русский народный костюм, головные уборы. Раньше эти вещи бережно хранились у местных жителей.

Я стараюсь вносить элементы фольклора во все виды деятельности. Использую потешки, пословицы, поговорки в режимных моментах и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки. Удачно подобранная потешка помогает и во время приема пищи, и во время сна. Простота и мелодичность потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить их в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосами животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомлю и с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота - воркота, про гулей. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами малого фольклора -пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Неотъемлемой частью фольклора являются сказки, которые оказывают свое влияние на язык ребенка: чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова. Рассказывая детям сказки, я заметила, что сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры. Наиболее развитой сказочный элемент подмечается в играх старшего дошкольного возраста. Драматизируя сказку, я помогаю детям переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Все это как нельзя лучше вырабатывает у детей умение действовать согласно замыслу, пробуждать в них высокие нравственные чувства. Используя фигурки настольного театра, фигурки на фланелеграфе, дети охотно разыгрывают русские народные сказки: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» и др. а я помогаю им более точно передать характер героев (злой, ласковый, хитрый., интонаций голоса, мимикой, движением. Обратила внимание на то, что дети охотнее слушают русские народные сказки с попевкой. В работе со старшими детьми, я использую былины, которые формируют у детей интерес к устному народному творчеству и истории России.

Рассматривая иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства, обращаю внимание детей на красоту росписи на прялках, посуде, узоры в кружеве и вышивки, причудливые игрушки. Прививаю детям уважение к труду мастеров, рассматривала народное искусство, как основу национальной культуры. Особое внимание уделяю мастерам Тульского края (изготовление оружия, самоваров, пряников, гармоней, филимоновской игрушки-свистульки, знакомлю с произведениями Л. Н. Толстого.

Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества, но и как огромный потенциал для физического развития ребенка. Всегда ввожу народные игры в программу организации двигательной активности детей на занятиях физкультурой, на прогулках, на праздниках и развлечениях. Положительный эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально - положительном состоянии.

Самый простой способ организации игр - повтор ребенком моих движений. Я выступаю ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за мной, и старается копировать мои движения. Работу по ознакомлению с фольклором стараюсь производить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить к ней на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В моей работе большую помощь оказывают родители. Они охотно посещают наши праздники, театрализованные представления, помогают в изготовлении костюмов и атрибутов к праздникам.

Публикации по теме:

Музей национальной культурыМузей национальной культуры Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора» Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к определенной температуре помещения, окружающему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые фольклорные формы — средство развития звукопроизношения детей, развития их кругозора, социализации.
Опубликовано: 4 апреля 2014 в 10:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД