Марина Попова
Малые жанры фольклора в развитии младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что фольклор имеет громадное значение в развитии ребенка. Долг взрослых – сделать так, чтобы с первых же лет жизни ребенка его интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства.
Публикация «Малые жанры фольклора в развитии младших дошкольников» размещена в разделах
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Здесь на помощь приходят малые фольклорные формы.
В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста я использую следующие виды фольклора :
• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Выразительно рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком. Ведь в потешке есть простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. Потешки использую при причесывани, одевании на прогулку, во время умывания, приема пищи и игр, гимнастики. Также я широко применяю потешки в пальчиковых играх. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. В результате общения с такими фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша. Кроме того, они учат его слушать. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример – «Сорока»). И это же первые шаги к общению, абстракции. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его. В потешках показано обязательность труда для всех, даже маленьких детей.
Использование в работе загадок знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, развивает внимание, мышление и силу воображения.
Небылицы – перевёртыши способствуют активизации мыслительной деятельности ребёнка, дают обильный материал, который требует анализа.
Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.
Все перечисленные жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря им они легче входят в окружающий мир, более полно ощущают красоту родной природы, усваивают представления народа о красоте, нравственности, морали, знакомятся с обычаями, обрядами, т. е. впитывает духовное наследие народа, без которого невозможно формирование полноценной личности.