Приложение МААМ

Малые жанры фольклора в развитии младших дошкольников

Марина Попова
Малые жанры фольклора в развитии младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что фольклор имеет громадное значение в развитии ребенка. Долг взрослых – сделать так, чтобы с первых же лет жизни ребенка его интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Публикация «Малые жанры фольклора в развитии младших дошкольников» размещена в разделах

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Здесь на помощь приходят малые фольклорные формы.

В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста я использую следующие виды фольклора :

• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Выразительно рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком. Ведь в потешке есть простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. Потешки использую при причесывани, одевании на прогулку, во время умывания, приема пищи и игр, гимнастики. Также я широко применяю потешки в пальчиковых играх. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. В результате общения с такими фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша. Кроме того, они учат его слушать. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример – «Сорока»). И это же первые шаги к общению, абстракции. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его. В потешках показано обязательность труда для всех, даже маленьких детей.

Использование в работе загадок знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, развивает внимание, мышление и силу воображения.

Небылицы – перевёртыши способствуют активизации мыслительной деятельности ребёнка, дают обильный материал, который требует анализа.

Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Все перечисленные жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря им они легче входят в окружающий мир, более полно ощущают красоту родной природы, усваивают представления народа о красоте, нравственности, морали, знакомятся с обычаями, обрядами, т. е. впитывает духовное наследие народа, без которого невозможно формирование полноценной личности.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора АКТУАЛЬНОСТЬ: Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир – яркий, радостный,.

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые жанры фольклора в развитии младших дошкольников
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 12:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые жанры фольклора в развитии младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Попова (УИ 289230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД