Татьяна Плюхина
Мама, папа, я — здоровая семья
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек должен знать и понимать, что сознательное и ответственное отношение к здоровью, особенное в разрезе общественной ценности, является нормой жизни и поведения. Ни для кого не секрет, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья в большей мере определяет модель поведения. Именно модель поведения формируется у человека в детстве. Желание каждого родителя - чтобы их ребёнок как можно меньше болел. А ещё, чтобы ребёнок год от года был здоровее, сильнее, чтобы в большую жизнь он вошёл не только знающим и образованным, но и здоровым и закалённым человеком. Как укрепить здоровье наших детей, дабы в будущем помочь им избежать различных болезней?
Публикация «Мама, папа, я — здоровая семья» размещена в разделах
Неоспоримый факт, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Далеко не все родители задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, входя во взрослую жизнь, умели жить в ладу с собой, окружающим миром, обществом. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Ведь здоровый образ жизни может воспитать физические и духовные силы, здоровую нервную систему, умение противостоять вредному воздействию, испытывать радость от самой жизни.
Именно в семье, общаясь с мамой и папой, дети получают первые уроки жизни. Благодаря близкому общению с родителями ребёнок получает опыт действий, суждений, оценок. Опыт общения в семе всегда проецируется в дальнейшее поведение ребёнка. И в этом случае самое важное значение имеют именно положительные примеры и поступки отца и матери как образцов для подражания. Большое значение имеет и родительское слово, как методика педагогического воздействия, включая и вопрос сбережения здоровья детей. Важное условие, чтобы слова и действия родителей, их пример, реальные действия, оценки поведения детей совпадали. Только так у ребёнка закрепляется представление о том, "что хорошо и что такое плохо".
Одно из важнейших условий создания здорового образа жизни поддерживание благоприятного морального климата в семье. Это может проявляться в таких качествах, как доброжелательность, готовность прощать, понимать людей, стремление помочь, или сделать приятное друг другу, а также забота о здоровье членов семьи.
Второе условие для положительного формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей. Ребёнок и родители искренне хотят быть постоянно вместе, общаться друг с другом, получать и давать советы. Общение — великая сила, и именно она помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам увидеть, есть ли у их ребёнка склонность к негативным поступкам. Только общение может дать родителям возможность вовремя увидеть и предотвратить возможные проблемы в будущем.
Третье условие приобщения семьи к здоровому образу жизни – это усиленное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Нужно постоянно помнить о пользе простых правил, ведь их выполнение помогает сохранять здоровье. К таковым относятся и утренняя зарядка-разминка вместе с родителями, старшими братьями или сёстрами, и совместная пробежка вокруг дома, и общие прогулки перед сном, и проветривание комнат, и соблюдение правил личной гигиены.
Если родители задумались о сохранении здоровья ребёнка, то они должны знать, что для этого дошкольник должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. Старайтесь как можно больше находиться на свежем воздухе вместе с детьми.
С помощью игр и развлечений на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье. Например, в лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, а это очень благотворно влияет на весь организм, успокаивает нервную систему и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Ребёнок запоминает благотворное влияние леса, учится использовать лесные запахи, изучает пользу деревьев, а затем использовать полученные знания и навыки во взрослой жизни.
Двигаться – эта потребность закладывается в каждом человеке в момент его рождения. И задача родителей – помогать ребёнку развиваться гармонично, помогать осваивать новые навыки и умения. Только через собственные ощущения маленький человек сможет познать огромный и захватывающий мир. Закреплять врождённую любовь к движению, сделать малыша более ловким и выносливым, направлять «неугомонность» в "мирное" русло помогают игры и упражнения, которые малыши очень любят.
Любой родитель хорошо понимает и знает, что физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Спортивные занятия улучшают обмен веществ, состав крови, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Но не все знают, что развитие малыша в физическом отношении нераздельно связано ещё и с развитием его интеллекта. Чем ребёнок физически развит, чем лучше он бегает, прыгает, лазает, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Движение – это та самая единственная деятельность, которая одновременно заставляет работать оба полушария головного мозга. Именно поэтому очень важно как можно раньше начинать приобщать малыша к физическим упражнениям. Причём необходимо стремиться, чтобы спортивные занятия приносили ребёнку радость и удовольствие, и ни в коем случае не были бы принуждением. Необходимо приучить малыша к ежедневной утренней зарядке. Ведь не секрет, что далеко не все из нас делают её по утрам. А ведь необходимо уделять всего 7-10 минут утренней зарядке вместе с малышом и делать это регулярно, такая ежедневная нагрузка станет для ребёнка привычной и естественной, и он уже не сможет без неё начинать свой день. Зарядка должна быть привычна так же, как утреннее умывание и чистка зубов. Любые спортивные занятия с малышом нужно проводить в весёлой и игровой форме, и каждый раз вносить в них что-то новое. Ведь занимаясь с малышом, взрослые и сами получат заряд бодрости и веселья на целый день. Любые упражнения с детьми здорово делать под подходящие стишки, можно приобщить любимые игрушки к такому важному делу:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
Детки по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли,
И ни сколько не устали.
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Увлекайте кроху своим примером, для этого делайте все упражнения весело, с азартом. Очень скоро ваш малыш запомнит незамысловатые стишки и те движения, которые нужно под них выполнять. А это значит, мы развиваем ещё и память. Попробуйте, это не только полезно, но и очень весело!
Литература:
Н. С. Голицина, И. М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»
В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» М., 1993 г.
В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. «Растем здоровыми» П. ,2004 г.