Елена Жигалова
Сценарий театрализованного занятия для детей 3–5 лет «Мамы всякие важны, мамы разные нужны!»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованное занятие для детей 3-5 лет «Мамы всякие важны, мамы разные нужны!»
Программное содержание: расширить и углубить представления детей о разнообразии животного мира; закрепить знания о взаимоотношениях бурой медведицы со своими детёнышами; познакомить с коалой - сумчатым млекопитающим животным: внешним видом, средой обитания, особенностями питания и ухаживания за своим детёнышем; вызвать эмоциональный отклик на новую информацию; содействовать выражению детьми своих впечатлений в творческой деятельности; воспитывать гуманное отношение к представителям живого мира.
Публикация «Сценарий театрализованного занятия для детей 3–5 лет „Мамы всякие важны, мамы разные нужны!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2021
Активизация словаря: коала - сумчатый медведь, эвкалиптовый лес, сумчатое млекопитающее.
Материал: мягкая игрушка коалы, плоскостные фигурки бурой мамы-медведицы, мамы-коалы и малыша коалы; фигурки оклеены с обеих сторон пушистой тканью или мехом соответствующей окраски. У мамы-коалы на брюшке должен быть карманчик, открывающийся назад; на внутренней стороне карманчика сумки пришиты две кругленькие пуговицы, имитирующие соски коалы; карманчик на брюшке такой величины, что в него входит маленькая плоскостная или объемная фигурка малыша коалы. Плоскостные или объемные модели смешанного леса, травянистого покрова почвы, цветочных растений педагоги конструируют из разнообразного материала. Например, заросли эвкалиптового леса могут быть нарисованы на картоне, на котором удобно расположить при помощи пластилина настоящие высушенные листья эвкалипта. Для продуктивной деятельности необходимо приготовить цветной картон (основа «фотографии» семьи коал, белые бумажные силуэты мамы-коалы и её малыша, короткие меховые полоски серо-жёлтого цвета либо пушистые шерстяные и мохеровые нити серо-голубого цвета, большую рамку для «фотографии» (бумажную или деревянную, кисти, клейстер, салфетки.
Предварительная работа: систематическое проведение игр-занятий о жизни бурых медведей, изготовление воспитателями и родителями декорации и демонстрационного материала к данному игровому занятию.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом перед низким столом, на котором расположена декорация уголка смешанного леса: елового и эвкалиптового. Воспитатель по своему усмотрению может создать другую мизансцену занятия. Из-за густого елового леса педагог выводит бурую медведицу: объёмную или плоскостную игрушку. Все роли воспитатель выполняет сам, но может привлечь сменного воспитателя либо помощника воспитателя.
Медведица. Ох, и устала же я бродить по лесу. Наконец- то нашла подходящую для отдыха полянку! Посижу вот здесь, в тенечке.
Подходит к зарослям эвкалиптового леса и начинает устраиваться для отдыха. Разговор «медведицы» с собой в этот момент может быть произвольный.
Воспитатель. Только медведица собралась закрыть глаза, как вверху, в листве, зашумело, зашуршало и показалось что- то пушистое, лохматое.
Среди ветвей эвкалипта показывается мордочка игрушки коалы.
Медведица. Ой! Да это никак медвежонок! Как же ты забрался туда, маленький?
Коала. Во-первых, я совсем не медвежонок. Во-вторых, я - уже взрослое животное. Я - мама. И у меня даже детёныш уже есть.
Медведица. Не может быть! Ты - маленькая медведица! Вон как похожа на меня! Правда, дети?
Дети называют внешние признаки сходства.
Коала. Я действительно похожа на тебя, но только внешним видом и походкой. Но название моё -- коала. Еще меня называют сумчатой медведицей.
Для старших дошкольников можно дать понятие: млекопитающее животное.
Медведица. Ты - сумчатая медведица? Да разве у нас, медведей, есть какие-то сумки?
Коала. Не знаю, как у тебя, но у меня, конечно, есть сумка. У всех сумчатых животных на брюшке есть специальный карманчик-сумка, в котором растут наши детёныши. А разве у тебя, бурая медведица, нет такого карманчика? Где же тогда ты носишь своих детей?
Воспитатель предлагает детям рассказать «маме-коале» всё, что они знают о жизни бурых медведей, обратив особое внимание на взаимоотношения медведицы с медвежатами.
Коала. А где же, медведица, сейчас твои малыши?
Медведица. Я их на полянке оставила. Пусть побегают, поиграют.
Коала. Ты оставила своих малышей одних? Как ты могла? Вдруг с ними что-нибудь случится?
Медведица. Да нет, коала, они у меня с нянькой гуляют- с моим старшим сыном, который родился в прошлом году. Он их пестует. Знаешь, что это значит? ( Предлагает объяснить значение этого слова детям: то есть присматривает за ними, воспитывает.) Вот поэтому я старшего сыночка и называю пестуном.
Коала. А я со своим малышом коалой до года не расстаюсь. Сидит он у меня в мягком карманчике на брюшке до шести месяцев да молочко пьет. Как только подрастет, так начнет из кармана-сумки выглядывать. Откроет сумочку-карманчик, (она у меня назад открывается, высунет головку и знакомится с миром.
Медведица. Так твой малыш и сейчас сидит у тебя в сумке?
Коала. Конечно! Сейчас ему уже восемь месяцев! Когда он родился, то был голеньким. А теперь у него такая же пушистая и шелковистая шерстка, как и у меня. Если хочешь, потрогай её.
Дети прикасаются к шёрстке «коалы».
Воспитатель. Дети, давайте попросим маму-коалу спуститься к нам на землю и показать нам своего малыша.
Дети уговаривают «коалу» спуститься с дерева к ним, используя разнообразные речевые обороты. Например: «Будь любезна, коалочка, покажи нам, пожалуйста, своего малыша», «Не бойся нас, мама-коала, мы не обидим тебя, дорогая. Очень тебя просим - спустись к нам».
Коала. Мы, коалы, живём на деревьях. Деревья - это наш Дом, наша еда и наше укрытие. Мы очень редко спускаемся на землю. Когда, например, не можем перепрыгнуть на соседнее дерево или когда случается пожар.
Воспитатель. Не бойся нас, мама коала! Мы тебя не обидим. Мы с детьми любим все живое. Познакомь нас, пожалуйста, со своим детёнышем!
Воспитатель ставит игрушку коалы па стол и даёт возможность детям рассмотреть её поближе.
Коала. Сыночек! Ушастик! Выгляни из сумочки!
Воспитатель достает из мехового карманчика фигурку малыша коалы, которая обязательно должна быть оклеена мехом с обеих сторон.
Коала-малыш. Ой, мамочка! Кто это? Мне страшно!
Воспитатель прикрепляет малыша на грудь «маме-коале».
Коала. Не бойся, Ушастик! Дети очень добрые и не обидят тебя. Спрыгни к ним на руки! Познакомься с ними!
Дети передают коалу-малыша друг другу и говорят ему ласковые слова-описания: маленький, пушистый, забавный, доверчивый, нежный, милый, добрый.
Коала-малыш. Все-таки запрыгну я в мамину сумочку. Там безопасней, да и молочко рядом! До свидания, дети!
Скрывается в карманчике. Дети могут пальчиками прощупать круглые пуговицы, имитирующие соски мамы-коалы.
Воспитатель. Давайте, дети, спросим у коалы-малыша, что он ещё ест, кроме маминого молока.
Дети задают вопрос.
Коала-малыш (не показываясь из сумочки, отвечает). Мы, коалы, едим только листья эв-ка-лип-та. (Произносит слово по слогам.) Они такие вкусненькие! (Чмокает.)
Медведица (подходит к зарослям эвкалиптового леса). Значит, это и есть эвкалиптовые деревья? Сжую-ка я один листик эвкалипта.
Воспитатель может дать детям по высушенному эвкалиптовому листочку с целью понюхать его и далее попробовать на вкус. Подробная информация о лечебных свойствах эвкалипта даётся для старших дошкольников, но не на данном занятии.
Медведица. Дети, такие эвкалиптовые деревья в Сибири растут? Правильно, нс растут. Значит, может коала жить в Сибири? Почему не может?
Идут ответы детей.
Коала. Конечно, не могу. Ведь я живу в далекой стране Австралии. (Показать Австралию на карте.) У нас там много видов эвкалиптов. Но не все листочки мы едим. Мы выбираем только те, которые нам нравятся. Вот как мы это делаем.
Педагог с помощью настоящей или импровизированной веточки с узкими листьями показывает, как коала сначала притягивает к себе веточку и начинает перебирать листочки один за другим, изучая каждый на вид, на ощупь и запах. Понравившийся листочек эвкалипта коала откусывает у основанья. Дети младшего дошкольного возраста вместе с воспитателем повторяют, используя веточку, все действия коалы. Для старших дошкольников импровизированную веточку воспитатель составляет из листьев разных деревьев. Перебирая их, дети называют породу деревьев и находят по запаху среди листьев ивы высушенный листочек эвкалипта.
Эта информация может быть использована педагогом в другом развивающем моменте.
Коала. А вы знаете, что обозначает мое название - коала? Оно обозначает слово «не пить».
Воспитатель. Ты что же, коала, совсем не пьешь воду?
Коала. Да, я совсем не пью воду. Только листья эвкалипта жую. В день я их съедаю 500 грамм.
Воспитатель в образе бурой медведицы предлагает угадать коале и детям, что означает и её название. Произносит слово «медведь» по слогам: мед - ведь, мёд ведающий.
Информация о тайне имен животных может быть использована в старших группах.
Коала-малыш (высунув голову из маминой сумки). Мамочка, а почему у бурой медведицы есть хвост, а у нас, коал, нет? Мама! А почему ты мне не разрешаешь бегать по земле? Мама, а почему.
Коала. Ах ты мой «почемучка»! Зачем тебе понадобился хвост? Неужели тебе мало твоих когтей?
Воспитатель вынимает малыша из «сумки», и дети рассматривают его лапки вблизи.
Коала. Из всех животных, малыш, только мы, коалы, можем хватать первым и вторым пальцами. (Можно рассмотреть рисунок лапки коалы.) А зачем тебе, Ушастик, по земле бегать? Ведь мы живём только на деревьях. Земля для нас - беда! И лиса для нас страшна, и дикая собака Динго.
Коала-малыш. Ой, мамочка, я боюсь! Мне страшно! Нырну я в сумочку к тебе! (Скрывается в карманчике.)
Воспитатель. Эго сейчас Ушастик послушался маму и спрятался в её карман. А однажды, когда Ушастик сидел на спине у мамы, он увидел, что она заснула. И как вы думаете, что он сделал? Конечно, Ушастик осторожно слез с её спины и пополз по ветке, чтобы спуститься на землю. А ветка крак! Хрустнула и обломилась. И Ушастик серым пушистым комочком полетел вниз. Он успел лишь перевернуться и - плюх! - ударился оземь. Ушастик ушибся пребольно, поцарапался, испачкался, но все его косточки были целы и невредимы. У коал, к счастью, очень крепкие кости, особенно кости черепа. Ушастик встал и заковылял к дереву. А с дерева донеслись звуки: «Тэч! Тэч! Тэч!». Это был голос мамы-коалы. И звучал он не очень ласково. Мама-коала, перебирая лапками, скоренько спустилась с дерева, схватила Ушастика на руки и быстро поднялась на ветку. Как вы, дети, думаете, что было потом? (Ответы детей.) Молча мама повернула Ушастика к себе спиной и как следует, не жалея собственной лапки, нашлёпала его. Ушастик плакал как маленький ребёнок. Потом мама-коала перестала его шлёпать, прижала к себе и позволила сыну влезть к ней на спину. (Показать соответствующий рисунок.) Она знала, что Ушастик получил хороший урок. Больше он никогда не упадет с дерева.
Медведица. Я и не знала, что в природе есть такие симпатичные сумчатые животные. Приду сейчас к своим медвежатам и расскажу о тебе, коала, и твоём малыше. Какая у вас пушистая густая шубка, похожая па мохнатый клубочек! Разве можно забыть ваши крупные, как бусинки, глаза и добродушный, ласковый взгляд. Такого плоского чёрного носика, похожего на резиновую кнопку, ни у кого нет! А какой забавный у вас серпообразный ротик, который постоянно жуёт! Боюсь только, что я не сумею рассказать своим медвежатам, какие вы, коалы, красивые животные!
Воспитатель. А хочешь, медведица, мы сейчас с ребятами сделаем «фотопортрет» мамы-коалы с сыночком Ушастиком и подарим тебе? А ты повесишь его у себя в берлоге, будешь смотреть на него и рассказывать медвежатам о своих дальних «родственниках» - сумчатых медведях.
Воспитатель заранее готовит цветной картон размером 20 на 20 см - основу «фотопортрета» - и два бумажных силуэта (мамы-коалы и её детёныша). Дети, смазав поверхность силуэтов клейстером, раскладывают на них короткие полоски серо-желтоватого меха или пушистые шерстяные и мохеровые нити. Затем приклеивают готовые модели носа, глаз, серповидного ротика, лап. Разложенные детали прижимают большой салфеткой. Дети коллективно решают, как расположить на «фотографии» маму-коалу и Ушастика: либо мама-коала держит сыночка в лапках, либо он сидит у неё на спине. Работа завершается наклеиванием мохнатых фигурок коал на цветной картон. Воспитатель помещает «фотопортрет» в рамочку и на обратной стороне делает печатными буквами надпись. О содержании надписи посоветоваться с детьми. Например: «Бурой маме-медведице и её сыновьям от мамы-коалы и Ушастика на добрую память».
Примечание: чтобы сделать увлекательным знакомство дошкольников (младших школьников) с сумчатым лазающим животным коалой, педагоги должны владеть полной информацией о жизни этого милого и симпатичного зверька
Автор предлагает несколько вариантов работы педагога со старшими и младшими дошкольниками по данной проблеме.
Сюжетно-ролевая игра «Чудес в природе немало, но лучшее чудо - мама-коала!».
Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно обговаривают сюжет игры и обыгрывают его с использованием костюмов. Для малышей воспитатель может придумать сюжет, отражающий нежные и заботливые отношения между мамой- коалой и её детёнышем.
«Завтрак, обед, ужин» (конструктивное творчество).
Цель: знакомство детей с разновидностями эвкалиптовых деревьев.
В Австралии их насчитывается до 20 видов, но коалы предпочитают из них пять: сахарный эвкалипт, пятнистый, розовый, серый и синий. Для улучшения пищеварения коалы спускаются с дерева и, роясь у его подножья, глотают то кусочек глины, то песок, то мелкие камушки.
Данная информация предполагает разнообразную деятельность с детьми: конструирование любимых коалой пород эвкалиптовых деревьев, среди которых манна - сахарный эвкалипт - самое любимое блюдо коал.
«Чудесная расческа малыша коалы» (лепка).
В совместной деятельности происходит детальное знакомство детей с «чудесным гребешком» коалы - его лапкой, приспособленной к ежедневному расчесыванию пушистой шерстки и прочному хватанию за ветки. С помощью фотоиллюстраций и плоскостной модели лапки коалы дети внимательно рассматривают её. Устанавливают особенности строения лапки коалы: наличие пяти пальцев с длинными коготками. Второй и третий пальцы на задних лапках почти срослись и стали удобными для прочного удержания на ветках деревьев и расчесывания шерсти. После рассматривания дети лепят лапку коалы. Желающие лепят всего зверька, выделяя его характерные внешние признаки.
Чтение эпизода «Лесной пожар» (из книги Лесли Риис «Про коалу Ушастика», с. 11).
Знакомство детей 5-7 лет с одним из самых страшных врагов коал - лесным пожаром, перед которым коалы беззащитны.
«Коала и человек» (беседа).
Цели: вызвать сочувствие и сострадание к исчезающим коалам; воспитывать негативное отношение к человеку, истребляющему животных ради развлечения и забавы.
Живой отклик находит информация об отношении австралийских аборигенов к коалам в прошлое и настоящее время. Аборигены Австралии охотились на коалу только ради пропитания, но никогда не подвергали опасности исчезновения весь вид этих удивительных животных. Но появление в конце XVIII века в Австралии белого человека оказалось для коалы роковым. Ради мягкой красивой шёрстки люди стали их уничтожать. Теперь в Австралии их осталось совсем немного, и австралийцы в настоящее время взяли под охрану этих симпатичных зверьков. Австралийские аборигены сочинили много легенд о коалах. В одной из самых красивых легенд рассказывается, почему же это сумчатое животное пользуется у местного населения Австралии таким уважением:
«У одного мальчика умерли родители, и он остался на попечении племени. Люди в племени были очень злые. Они не давали мальчику воды, которую черпали из реки, и ему приходилось есть листья эвкалипта, но пить всё равно очень хотелось. Однажды племя отправилось на охоту, оставив малыша совсем одного. Мальчик нашел оставленные кувшины с водой. Обрадовавшись, он напился воды, забрал все кувшины с водой и спрятался на эвкалипте. Там он от радости запел волшебную песню, и дерево вдруг начало расти, расти, пока не стало выше всех остальных деревьев. Возвратившись, охотники с яростью обнаружили, что мальчик исчез вместе с водой. Они стали просить прощения за то, что так жестоко с ним обращались, клялись, что отныне всегда будут с ним ласковы, если он вернет им кувшины. Мальчик поверил их клятвам и спустился с дерева. Но как только он оказался внизу, его встретили градом камней и ударами палок. Соплеменники продолжали колотить мальчика, и тут случилось чудо: он вдруг уменьшился, приник к земле, а его тело покрылось прекрасной пепельной шерстью - мальчик превратился в коалу. Внезапно он круто повернулся и навсегда скрылся среди ветвей».
С тех пор аборигены уважают и боятся коалу. По их поверью, портить шкурку убитого зверька или использовать её для домашних нужд либо одежды нельзя: коала может в наказание отвести из их мест всю воду.
«Домашние или ручные коалы» (рассказ воспитателя).
По тем или иным обстоятельствам коалы иногда находят убежище у человека. Эти симпатичные «плюшевые мишки» очень легко приручаются, привязываются к человеку. Все австралийцы знают историю о коале Тедди, который жил в одной семье. Тедди попал к ним в возрасте трёх месяцев. Этот зверек сначала плакал все ночи напролет как ребёнок и требовал, чтобы его утешали, ласкали. Потом супруги Фауллкнерп догадались обвязать подушку куском коаловой шкуры. И малыш сразу притих, прижался к ней и молчал, даже если его оставляли в комнате одного. Коала Тедди так привык к супругам, что требовал, чтобы его носили с собой на руках и всячески забавляли. И он никогда не делал попытки удрать из дома. В естественных условиях коалы не пьют воду. Но в неволе Тедди поили коровьим молоком, которое он медленно лакал из блюдца, словно котенок, а уж потом его перевели на питание синими эвкалиптовыми листьями. Вместе с «приемными родителями» коала Тедди отправлялся даже в длительные путешествия. Дорогой он всегда спал в маленькой корзиночке, привязанной к животу большого плюшевого медведя. Кроме листьев эвкалипта, ему давали мятные лепешки, немного молока. Выбравшись из корзинки, Тедди клал себе в рот песок, маленькие камушки. Коала оказалась любопытным и смышленым животным. Так, однажды заинтересовавшись зеркалом, сумчатый медвежонок зашел за зеркало с другой стороны, чтобы посмотреть, где же прячется тот, другой. Тедди прожил в неволе 12 лет, а в естественных условиях коалы живут 20 лет.
Рассказывая детям о жизни коал, воспитатель должен сделать акцент на том, что эти милые и симпатичные животные в неволе трудно выживают, потому что их нужно постоянно кормить листьями определенного эвкалипта. А в день коала съедает 500 граммов свежих листьев этого растения. Человеку же сложно иметь постоянно большое количество листьев определенного вида эвкалипта. Вот почему австралийцы с любовью и нежностью охраняют этих приветливых, добродушных «плюшевых медвежат», которых чуть было не истребили.
Для определения уровня знаний у старших дошкольников о жизни сумчатых животных и животных другого вида автор рекомендует использовать развивающую игру «Объявлен розыск». Для младшего дошкольного возраста игра может иметь другое название. Например: «Разыскивается тот, кто в маминой сумочке живёт!».
В игре «Объявлен розыск» принимают участие две или три команды (подгруппы) детей. Педагог, выступая в роли директора комитета по охране животных, объявляет командам о розыске пропавших животных. Каждая команда получает особые приметы пропавшего: наборы карточек с представленными в них условными признаками внешнего вида конкретного животного, особенностей частей тела, его среды обитания и питания, наличия количества детёнышей. Каждая команда по «особым приметам» должна составить «словесный портрет пропавшего» - короткий рассказ о конкретном животном, а затем найти его «фотографию» в галерее фотопортретов разнообразных животных. Далее представлен пример с особыми условными приметами коалы и красной лисы (лисы обыкновенной, или рыжей).
Коала. Особые приметы.
Первая карточка с мягкой, серой и шелковистой поверхностью обозначает цвет покрова тела животного.
На второй карточке нарисован контур круглой головы коалы с большими ушами.
На третьей карточке прикреплены коричневые выпуклые глаза без ресниц и плоский черный нос коалы с большими ноздрями, выполненные из пластилина или другого материала.
На четвертой карточке изображено несколько хвостов животных, которые перечеркнуты крест-накрест красной линией, означающей отсутствие хвоста у животного.
На следующей карточке жёлто-зелёного цвета нарисовано эвкалиптовое дерево с листьями серого, синего, розового цветов, означающих питание и среду обитания коалы.
На шестой карточке изображен схематический рисунок лапки коалы.
На седьмой карточке приклеен объёмный меховой карманчик, обозначающий понятие «сумчатое животное».
На восьмой - изображена цифра 1, обозначающая количество детёнышей у данного животного.
Следующая карточка представляет собой квадрат чёрного цвета, обозначающий ночной образ жизни животного.
На последней карточке - схематический рисунок малыша коалы.
Воспитатели могут проявить собственную фантазию, придумав свои условные приметы «пропавшего» животного. Карточки не должны быть пронумерованы и лежать в последовательности. Составляя словесный портрет «пропавшего» животного, дети старшего дошкольного возраста раскладывают карточки самостоятельно и в определенной ими последовательности.
Для детей 3-5 лет количество карточек с наиболее яркими признаками животного должно быть ограничено до четырех. Составление детьми короткого описания пропавшего животного осуществляется с помощью воспитателя.
Красная лиса (лиса обыкновенная). Особые приметы.
Первая карточка представляет собой квадрат, оклеенный ярко-рыжим мехом и означающий цвет покрова животного.
На второй карточке изображен контур заострённой узкой морды лисы.
Уши стоячие, треугольной формы нарисованы на отдельной карточке.
На четвёртой карточке изображены лапы лисы.
Тёмный контур хвоста с неокрашенным кончиком, изображённый на следующей карточке, означает наличие хвоста и его роль в жизни данного животного.
Карточка с изображением леса и схематического рисунка лисьей норы в разрезе означает жилище и среду обитания лисы.
На седьмой карточке схематично представлены детёныши лисы в количестве пяти (или же нарисована цифра 5). Карточка предполагает рассказ детей о воспитании лисами своих детёнышей.
На следующей карточке изображены мелкие животные и растения, которые лиса употребляет в пищу: грызуны, зайцы, птица, дождевые черви, ягода. Данная карточка означает, что лиса - всеядное животное.
Карточка чёрного цвета означает ночной образ жизни животного.
По аналогии воспитатель может подготовить демонстрационный материал с особыми приметами всех тех животных, с которыми дети познакомились в течение года. Игра «Объявлен розыск» обязательно заканчивается объявлением от имени директора комитета охраны животных благодарностей и вручением «медалей» или знаков отличия «Друг природы». Игра «Объявлен розыск» может служить диагностическим заданием для выявления знаний ребёнка о жизни отдельных животных и отношения к ним.
Игра «Разыскивается тот, кто в маминой сумочке живет» предполагает дальнейшее знакомство детей с отдельными представителями сумчатых животных. Например: мама-коала и мама-кенгуру, крот обыкновенный и сумчатый крот, волк обыкновенный и сумчатый волк, барсук и сумчатый барсук, белка и сумчатая белка.