Получи документы

Массаж и самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми в ДОУ и семье

Татьяна Джавадова
Массаж и самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми в ДОУ и семье

Принимая во внимание тот факт, что в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие всех органов и становление функциональных систем организма, внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Массаж является универсальным средством оздоровительного воздействия на организм. Его сущность заключается в механическом воздействии на тело руками, а название произошло от слова, которое в переводе с различных языков означает «мять, давить, сжимать».

Публикация «Массаж и самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми в ДОУ и семье» размещена в разделах

Переоценить положительное влияние массажа на организм невозможно, так как он способен влиять практически на все органы и процессы. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ (гистамина, ацетилхолина и др., стимулирующих адаптационно-трофическую функцию ЦНС.

В зависимости от задач различают несколько видов массажа. Одним из них является самомассаж.

Самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Он помогает естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Было замечено, что регулярное использование нетрадиционных приемов массажа (самомассаж) через личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует улучшению памяти и внимания, повышает работоспособность, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Также значительно улучшается соматическое состояние детей, т. е. происходит мобилизация защитных сил организма, приводящих к нормализации его функций при самых различных его нарушениях, в том числе и речевых. И еще один положительный момент – это улучшение коммуникативных функций детей. Они становятся более свободными в общении со сверстниками и взрослыми.

Однако при анализе оздоровительного потенциала массажей и самомассажей выясняется, что в данном направлении существует ещё ряд вопросов, например, как адаптировать их к детям дошкольного возраста и сделать данную процедуру наиболее привлекательной и менее утомительной. На наш взгляд, такая недоработанность даёт возможность творческого поиска. Так, в своей практике мы используем приёмы массажа и самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Массажи и самомассажи выбраны нами неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Обучение самомассажу детей

Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока — от периферии к центру.

Существует несколько видов массажа, вот несколько, которые мы используем в работе со своими детьми :

Массаж лица, носа, ушей, головы

Массаж живота

Массаж спины

Массаж ног

Массаж стоп

Массаж рук и пальцев

При проведении массажа или самомассажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей к плечу и т. д.). /

Самомассаж проводится ежедневно в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы в НОД, индивидуально или с группой. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным

В основу мы положили не только обучение детей конкретной технике самомассажа и массажа, но и ознакомление с физиологическими особенностями массируемой части тела (ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье. Особое внимание детей обращаем на правила выполнения самомассажа :

• руки и тело должны быть чистыми,

• мышцы должны быть максимально расслаблены,

массажные движения должны быть аккуратными и плавными.

Акцент делается на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что любой массаж проводится с учётом психо-эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.

1. Ежедневно, в своей работе мы используем приёмы массажа и самомассажа в различных режимных моментах и в игровой деятельности – это различные пальчиковые игры, игры с использованием различных массажных предметов.

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

Самомассаж кистей рук принесет много пользы - он оказывает благотворное влияние на работу внутренних органов.

А Вы знаете, что массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга и тонизирующее действуют практически на весь организм.

Отражает состояние легких, бронхов и печени. Например приступы кашля можно смягчить и даже вылечить, массируя большой палец, слегка надавливая на край лунки у основания ногтя.

Массаж указательного пальца способствует хорошей работе желудка, среднего - кишечника. Напрямую «посылает» сигналы в область всего пищеварительного тракта.

Безымянный палец связан с нервной системой, и массаж его помогает побороть все нервные расстройства, стрессы и плохое настроение.

Средний палец связан с нашей системой кровообращения.

Мизинец - с сердцем, поэтому тибетские целители советуют покусывать его ноготь при сердечном приступе.

2. Чтобы ребенок рос здоровым, необходимо следить за его физическим развитием, а именно, вовремя предупреждать и корректировать патологии опорно-двигательного аппарата. Одной из ключевых методик, помогающих этого достичь, является массаж спины. Начинать такие процедуры рекомендуется в раннем возрасте, благо, этому легко обучиться. Правильно подобранные техники по своей эффективности не уступают действию медицинских препаратов, к тому же не наносят вреда растущему организму. Особенно важен массаж при сколиозе у детей с ослабленными мышцами спины, хотя в качестве профилактики полезен и для физически крепких малышей. Регулярно мы используем групповые упражнения для проведения таких корректирующих упражнений (слайд).

3. Также в своей работе по развитию укреплению организма, мы используем массажные коврики. Их основной целью является укрепление стопы, оказание общеукрепляющего воздействия на организм, формирование правильной осанки. Помимо этого, детям доставляет огромное удовольствие ходить по таким дорожкам, т. к. они сделаны руками родителей из разнообразного материала. Детские массажные коврики – это польза, получаемая в интересной для крохи игровой форме. Яркий и интересный предмет привлекает внимание ребенка, ему понравится ходить и прыгать по нему. Тем временем выступающие элементы – шишечки, конусы, мини-шипы будут без устали выполнять свою работу – массировать ножки малыша, воздействуя направлено на "стратегически важные" точки стопы. Массаж стоп – процедура, которая позволяет успешно проводить профилактику и лечить очень многие недуги: проблемы осанки, болезни опорно-двигательного аппарата, целый ряд неврологических диагнозов, дисплазию стоп. Самомассаж чувствительных зон подошвы укрепляют иммунитет, облегчают состояние при заболеваниях почек, желудка, при головных болях, оказывают общеукрепляющее действие, улучшают кровообращение.

Таким образом, в результате проведенной работы можно утверждать, что нетрадиционные приемы массажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому рекомендованы к использованию нетрадиционных приемов массажа всем педагогам.

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

(Ж. Жабаев)

Публикации по теме:

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дорожка здоровья в детском саду — игра и массажДорожка здоровья в детском саду — игра и массаж Ценность «Дорожки здоровья» для детского организма: • оздоровительный массаж ступней; • профилактика плоскостопия; • способствует правильному.

Самомассаж грецкими орехами в средней группеСамомассаж грецкими орехами в средней группе К Дню самомассажа на МААМ. Фотоотчет "Самомассаж грецкими орехами" с детьми средней группы. Сегодня с детьми беседовал наш друг Мухомор.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для воспитателей «Точечный массаж в детском саду»Консультация для воспитателей «Точечный массаж в детском саду» В настоящее время проблема физического и интеллектуального развития и состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Самомассаж лица и артикуляционных органовСамомассаж лица и артикуляционных органов На протяжении многих веков китайские целители учились бороться с болезнями, не прибегая к помощи лекарственных средств. Одним из таких методов.

Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки»Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки» Здоровье ребёнка в наших руках! Существует огромное количество методов и приемов по воспитанию и укреплению здоровья с самого рождения.

Сказка-массаж «Курочка Ряба» Сказки-массажи очень привлекательны не только для воспитателей дошкольных учреждений. Родители, которые любят и хотят заниматься со своими.

Самомассаж рукСамомассаж рук «Поглаживание». Правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем так же левая рука массирует правую. «Молоточек». Кисти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Массаж и самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми в ДОУ и семье
Опубликовано: 17 августа 2022 в 08:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД