Черепанова Eлена
Мастер-класс «Декупаж — народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
Мастер-класс
«Декупаж - народные промыслы».
Пгт. Чернышевск 2021год
Публикация «Мастер-класс „Декупаж — народные промыслы“» размещена в разделах
- Декупаж
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2022
Мастер-класс «Декупаж народные промыслы»
мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и воспитателей
Назначение: украшение интерьера, подарок своими руками.
Цель: Развитие самостоятельности, творческой активности детей в процессе художественного творчества
Задачи:
-познакомить с техникой декупаж; развивать усидчивость, внимание; развить фантазию и художественный вкус.
Материалы: грунтовка, клей для декупажа или клей ПВА 1 :, лак для декупажа, салфетки (печать узоров на бумаге А4, кисточки, скотч, ножницы, заготовки из картона, дерева.
Здравствуйте, уважаемые коллеги (родители).
Спасибо, что пришли на мой мастер-класс. Сегодня я бы хотела познакомить Вас с очень интересной техникой декоративно-прикладного творчества – «Декупаж». Может быть, кто-то, уже слыша о ней, а кто-то даже пробовал делать какие-нибудь изделия в этой технике. Но я надеюсь, что на сегодняшнем мастер-классе Вы узнаете, для себя что-то новое и мы интересно проведем с Вами это время.
Декупаж-это аппликация, но аппликация особенная, покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Для детского сада это самый лёгкий способ добиться потрясающего результата, создавая уникальные, эффектные предметы своими руками.
Слово декупаж французского происхождения, означает «вырезать». Следовательно, техника декупажа - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в 12 веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с её помощью различные предметы. В Европу этот интересный метод декорирования пришёл в 17-18 веках вместе с красивой лаковой Китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток».
В настоящее время самым популярным материалом стали трёхслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника. Декупаж — одна из наиболее популярных техник декорирования твёрдых поверхностей. Имеющая в своей основе работу с кистями и красками, она не предполагает обязательного владения навыками живописи (прорисовки орнамента, создания оригинального изображения). Узор или картинка создаются на декорируемой поверхности при помощи приклеивания предварительно вырезанного художественного элемента из салфетки или бумаги. С работой в технике декупаж хорошо справляются дети 5–7 лет.
Занятия по созданию поделок в технике декупаж в детском саду проводятся с воспитанниками, уверенно работающими кисточками, хорошо вырезающими элементы из бумаги. Рекомендуется знакомить с основами декупажа детей 5–6 лет (старшая группа) и расширять творческий потенциал у ребят 6–7 лет (подготовительная группа). Выполнение поделок при помощи декупажа требует от воспитанников большой внимательности и усидчивости, порой работа с бумажными элементами оказывается утомительной, поэтому педагог должен выбирать изображения, с которыми у ребят не возникнет сложности. Поскольку занятия с дошкольниками имеют временное ограничение (для старших групп — 25–30 минут, воспитателем должны быть продуманы этапы работы так, чтобы дети успели завершить начатое, и получили позитивные эмоции от проделанной работы.
Допускается заблаговременная грунтовка заготовок (по желанию воспитанников во второй половины дня вне занятий, просушка красок и проклеенных элементов феном (сушит воспитатель, лакировка поделок воспитателем после занятия.
Приёмы, обязательные к изучению и применению:
Грунтовка — создание светлого (чаще белого) фона на поверхности предмета. Использовать можно специальный акриловый грунт, он легко наносится и быстро высыхает. В качестве более дешёвого варианта допускается использование гуаши белого света, разведё нной в отношении 1:1 с клеем ПВА. Наносится грунт при помощи плоской кисти или спонжа/губки.
Вырезание или вырывание картинки — приём, давший название технике декупаж (от французского глагола «decouper»— вырезать). Выбранный для нанесения на поверхность предмета сюжет в зависимости от замысла необходимо вырезать близко или непосредственно по контуру. Для более органичного вживления изображения используются картинки с неровными краями, аккуратно вырванные кончиками пальцев из листа бумаги или салфетки.
Приклеивание картинки стоит выполнять с дошкольниками в два этапа. Сначала бумажный элемент располагается на высохшей загрунтованной поверхности и фиксируется при помощи кисточки и воды. Важно научить правильным движениям — влажную кисть двигаем от центра картинки к краям, выгоняя при необходимости образовавшиеся под бумагой пузырьки воздуха. Когда картинка полностью пристала к поверхности, наносим сверху специальный декупажный клей (экономичный вариант — разведё нный с водой 1:1 клей ПВА). На этом этапе декорирования следует обратить внимание воспитанников на существенное отличие декупажа от аппликации : бумажный элемент приклеивается способом фиксации сверху.
Вживление бумажного элемента — закрашивание или выравнивание границ картинки на поверхности предмета. Поскольку поделки в технике декупаж представляют собой имитацию предметов с оригинальным изображением или узором, процесс вживления является ключевым, границы вырезанного элемента нужно сделать как можно более незаметными.
Лакировка готового изделия — обязательный этап декорирования. Финишный лак препятствует случайному отслоению приклеенного изображения, придаёт работе завершённый и привлекательный вид. Подробнее о лаках поговорим ниже.
Материалы и инструменты для декупажа в детском саду.
Я расскажу о том, что действительно необходимо, какие материалы могут быть интересным подспорьем в декорировании, а что можно и вовсе заменить дешёвым и доступным каждому подспорьем. Наиболее простой вариант — трёхслойные бумажные салфетки с рисунком, которые можно купить в хозяйственном магазине. Для декорирования используется верхний цветной слой. Однако следует учесть, что у дошкольников могут возникнуть сложности с использованием этого материала: салфетка очень тоненькая, легко рвётся во время приклеивания, под ней образуется много воздушных пузырьков. Продаётся готовая бумага. Как с уже нанесённым рисунком, готовая к вырезанию, так и без узора, на которой при помощи принтера можно печатать изображения по замыслу. Декупажные карты — дорогостоящий материал, при этом вживить их труднее, нужно обучиться приёму предварительного истончения картинки. И хотя декупажную карту можно сделать самостоятельно (покрыв несколькими слоями лака художественную открытку, использование этого материала на занятиях с дошкольниками не рекомендуется, поскольку требует достаточного опыта в декупаже. Таким образом, мы будем использовать печать на бумаге А4, в дальнейшем будем истончать ее. Для этого мы будем использовать скотч.
Распечатку с обратной стороны плотно заклеиваем полосками скотча. Стараемся двавить скотч в бумагу, добиваясь максимального сцепления.
С уголка аккуратно с помощью иглы разъединить слои распечатки и начать процесс истончения. Не спешить, не дергать, не рвать резко! Аккуратно отделяем верхний лаковый слой.
Кисти для занятий декупажем необходимо приобрести синтетические. Желательно плоские, ими быстро и равномерно наносится краска. Спонжи используются для маскировки границ картинки, тычками с их помощью наносится краска. Слой получается фактурным. При помощи спонжа создаются переходы из одного оттенка в другой. Специальные спонжи можно заменить кусочками хозяйственной губки. Клей используется специальный декупажный или ПВА, разведённый с водой.
Финишный лак является обязательным материалом, готовая работа должна быть покрыта одним-двумя слоями. Можно использовать акриловые лаки — матовые или глянцевые. Они легко наносятся, практически не имеют запаха, быстро высыхают и гипоаллергенны. Можно покрывать поделки мебельным лаком, но следует помнить, что он имеет резкий запах (возможно, покрыть им изделия стоит педагогу после занятий в проветриваемом помещении) и желтоватый оттенок (на изначально белой поверхности это будет заметно). Дополнительные материалы в декупаже -кракелюрные лаки необходимы для создания.
Успешно создаётся взаимосвязь занятий основной и дополнительной программ во время изучения особенностей народных промыслов : дымковской, городецкой, гжельской, палехской, жостовской росписями. Орнаменты народной живописи легко найти на салфетках и при необходимости распечатать. Этими узорами ребята могут декорировать тарелочки, вазоны, разделочные доски, кукольную мебель и посуду. Занятие по теме «Декоративная шкатулка» может предполагать самостоятельный выбор каждым воспитанником орнамента. В зависимости от того, в каком стиле выполнена выбранная картинка, ребё нок должен подобрать подходящие для оформления цвета красок: хохлома — чёрный, красный, жёлтый или золотой; гжель — белый, голубой, синий; жостовский стиль — зелёный, розовый, красный, жёлтый и т. д.
Ребята занимаются декорированием одного большого предмета совместно, предварительно распределив между собой обязанности, или воспитанникам раздаются для оформления какие-либо предметы, которые впоследствии будут составлены в единую композицию.