Елена Машкова
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры для обучения математике детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по ФЭМП. Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактические игры для обучения математике детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию? Учитывая интерес ребенка к игре, был разработан ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические дидактические игры». Обучая детей дошкольного возраста в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения.
Я предлагаем вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру».
Игры с цифрами и числами
Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
«Сколько»
На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку.
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
2. От лисички тот зверек убегает наутек.
Ну—ка, угадай—ка! Это белый (Зайка)
3. Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
4. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
5. К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)
6. Без окон без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
7. Зимой — звезда,
Весной — вода. (Снежинка)
8. На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
Играющие догадавшиеся, что это, пересчитывают сколько предметов нарисовано на карточке, и показывают цифру. Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько?
Игры с геометрическими фигурами.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру.
«Посмотри вокруг»
Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ, играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
А сейчас я предлагаю вам игру «Пол минутки для шутки!» Эта игра может служить динамической паузой. Задание:
• Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
• Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас.
• Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков.
• В ладоши хлопни столько раз, сколько кружечек у нас.
• Сколько пылесосов, столько сделай упражнений «НАСОСЫ»
• Вправо повернись сейчас столько раз, сколько корзиночек у нас.
• Ты подпрыгнешь столько раз, сколько книжечек у нас.
• Присядем столько раз, сколько бабочек у нас.
• Сколько очков, столько язычком щелчков.
• На картинке сколько зайчиков? Загни столько пальчиков.
• Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
• Столько глазками моргни, сколько машинок впереди.
Игры на ориентировки в пространстве.
«Художники»
Проводится с группой или подгруппой детей. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым, вверху, на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
Игры путешествие во времени
«Наш день», «Когда это бывает?»
Детям раздаются карточки, На которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.
За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.
В свободной деятельности давали детям «Математические раскраски по цифрам», «Посчитай правильно», «Найди правильную цифру» и т. д.
Хочу закончить своё выступление словами:
«Математика – наука хороша и всем нужна,
Без неё прожить нам трудно,
Без неё нам жизнь сложна!»
И хотя математика –один из самых сложных предметов, но наши дети не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель - научить постигать математику с интересом и удовольствием.