Мигранова Эльза
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ритм. Движение. Речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ритм. Движение. Речь»
Миграновой Э. Ф.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию упражнений и речевых игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить педагогам комплекс приемов по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Ритм, Движение, Речь“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
• Познакомить педагогов с методом жонглирования, как способом развития координации, ритма, движения, речи.
• Познакомить педагогов ДОУ с технологией развития ориентировки в пространстве и на собственном теле с помощью кинезиологических упражнений.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
С 1 - Добрый день, уважаемые педагоги! Приготовьте, пожалуйста, ваши руки. Давайте поздороваемся с друг другом. Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
- Предлагаю начать со знакомства. Участники мастер-класса передают мяч по кругу, называя свое имя и прилагательное, начинающееся на букву своего имени (Эльза - элегантная и т. д.).
А начнем мы с короткой притчи (психологический настрой) :
С 2 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?».
А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»». С 3
Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно.
С 4 Недавно я провела открытое занятие в рамках ГМО для воспитателей детских садов по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»
Приятно было видеть живой интерес воспитателей к материалу занятия, на обсуждении которого прозвучало много вопросов по использованию упражнений на развитие ритма и координации движения. Вот об этом мы с вами будем и говорить сегодня.
С 5 Мир так стремительно развивается, человек достигает невообразимых высот в своих возможностях, что, казалось бы, во всем должно становиться лучше. А на самом деле прогресс очень ухудшает не только наше здоровье, но и здоровье наших деток.
С 6 В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а при поступлении в школу, они начинают испытывать трудности и в обучении.
Педагогам в процессе каждодневной работы приходится искать все новые и новые приемы, которые не только помогают преодолевать проблемы в развитии детей, но и создать детям «ситуацию уверенности и успеха» в своих силах. Кроме того, такие альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия более интересно и разнообразно.
С 7 Посмотрите, пожалуйста, видео упражнения с веревочкой. Дети ритмично перехватывают узелки веревки проговаривая стихотворение.
С 8 Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
С 9 Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
• воспитание чувства ритма и темпа;
• развитию координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
• формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
• развитие физиологического и речевого дыхания;
• активизация речевых процессов;
• воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка.
С 10 А теперь, уважаемые коллеги, попробуем с вами поиграть.
Будем ритмично перехватывать узелки.
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко,
левой ловко.
За узлы её беру
И тебя в игру зову.
Хорошо когда мы вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко!
С 11 Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения
С12 Правополушарные люди за лесом
не видят отдельных деревьев,
а левополушарные —
за отдельными деревьями
не видят леса.
Б. Белый
Мы должны вырабатывать межполушарные связи у детей. Для полноценного развития ребенка работа полушарий должна быть согласована.
С13 Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
С 14 Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость. .
Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация.
С 15 Поэтому в своем занятиях в я часто применяю кинезиологические упражнения (Видео)
С 16 Есть самые простые упражнения, с которых можно начать. Например: большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Кинезиологические упражнения с воспитателями.
С 17 «Колечки»
С 18 «кулак – ребро – ладонь» На этих упражнениях можно отрабатывать и слоги, и слова, и предложения, и стихи.
С 19 «Зайчик – коза – вилка»
С 20 «Гусь – курица – петух»
С 21 Коммуникативное упражнение «Сороконожка». Встаньте, пожалуйста, друг за другом. Детям можно предложить держаться за талию или за плечи. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
С 22 В прошлом году наш логопед Наталья Богдановна поделилась с опытом работы и посоветовала активно внедрять в работу жонглирование двумя крупяными мячиками. Это занятие оказалось очень интересным для детей. А ведь жонглирование еще и очень полезно!
Это веселое занятие развивает:
• Внимание и пространственную ориентацию;
• Ловкость, выносливость и хорошую реакцию;
• Крупную и мелкую моторику, координацию «глаз-рука»;
• Расширяет поле зрения, что очень пригодится тогда, когда ребенок будет учиться читать и ему необходимо будет удержать все строчку перед глазами;
С 23 Жонглирование – это ощущение волшебства, даже какой-то магии! Это игровая мотивация; это радость делать то, что может далеко не каждый. И самое главное – движение организма и речевая моторика – это единый механизм. Знаете ли вы, что мозг человека собирает и хранит картотеку движений и умений? Чем больше эта картотека умелостей пополнилась с детства, чем сложнее движения, которыми овладел ребенок, тем успешнее ребенок в будущем. Мы видим, что жонглируя, дети думают, что они играют, удивляют других, радуют себя, а на самом деле они занимаются развитием речи. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
С 24 Жонглируя, мы делим слова на слоги. (видео)
С 25 Предложения на слова (видео)
С 26 Учим стихотворения (видео)
Речевые задания обязательно сопровождаются движением.
С 27 Ходим парами, С 28 прыгаем, С 29 перепрыгиваем, что-то выбрасываем, а потом подбираем и одновременно говорим. (Фото)
С 30 Это научило детей произвольности. Они научились точно выполнять то, чего требовали условия игры. Стали более внимательными и собранными. Для чего это нужно? А для того чтобы, когда в школе учитель будет задавать задания многоступенчатой инструкцией, они могли ее не только прослушать, но и услышать, переработать и вовремя точно выполнить. Еще детям придется в будущем писать диктанты под диктовку в едином темпе и ритме.
С 31 Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети были успешными, нужно у них развивать:
• слуховое восприятие, фонематический слух и особенно чувство ритма;
• детскую умелость – выполнять задание по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
• обладать достаточным уровнем произвольности. Уметь соблюдать правила, выполнять не то, что хочется и нравится, а то, что нужно.
• память, которая позволит хорошо все запоминать и задания выполнять так, как нужно;
Заключение
С 32 Ритм в жизни человека – великое дело. Он делает ребенка более умелым. Умелый ребенок – более спокойный. А спокойный – значит уверенный в себе. Такой ребенок не боится трудностей, потому что знает – они преодолимы.
С 33 «Ритмическая, упорядоченная деятельность помогает навести порядок там, где вчера еще царил хаос!»
С 34 Но мне хочется обратить Ваше внимание ещё на такой момент: «один в поле не воин», «и лес шумит дружней, когда деревьев много», «в хорошей артели все при деле».
С 35 Самое главное, хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога) Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Работа педагогов, помощь родителей, заинтересованность детей – вот слагаемые успеха.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку) .
С 36 Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма.
С 37 А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
С 38 А мне остаётся только поблагодарить всех за внимание и за работу.