МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» (3 фото)

марина дортанс
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края»

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в совместной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

Создать творческую атмосферу;

Познакомить и обучить внедрению игр, на основе технологии ТРИЗ, для совместной деятельности с детьми при знакомстве с историей родного края.

Материалы: мультимедийное оборудование, ручки и карандаши, дидактические пособия столы и стулья.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края“» размещена в разделах

Ход мероприятия:

Педагог : Добрый день уважаемые коллеги! Наш мастер-класс посвящен игровым приемам ТРИЗ – технологии, которые способствуют приобщению старших дошкольников к историческому наследию родного края, города. Знакомя дошкольника с современной жизнью, с историческим наследием можно включать элементы ТРИЗ в проведение образовательной и совместной деятельности, для того чтобы воспитанники учились получать не готовые знания, а добытые с помощью собственных усилий, что в свою очередь очень ценно. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.

Педагог : Что же такое ТРИЗ вам поможет понять следующая история : «В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег одному ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца». Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Ответы педагогов.

Педагог : Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ : теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются и в нашем детском саду для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника. Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ, которые можно использовать при ознакомлении дошкольников с историей родного края.

Игра «Объяснялки»

Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Изображения (Горы. Невьянская башня.) Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ, как от леса перейти к башне. Педагог начинает цепочку, коллеги продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. — По середине нашей огромной Родины стоят Уральские горы, на которых… — Растет огромный лес и есть плодородные земли. — Лес был такой богатый и на земле могло вырасти все что угодно, поэтому сюда пришли люди, которые…. Которые стали пахать и сеять зерно. — Когда они копали и сеяли зерно то нашли…. Золото и медную руду. — Так как из медной руды можно было делать разные изделия то они стали … — Строить завод и выплавлять руду. — Руда была высокого качества и изделия из нее прославили хозяина на весь мир и он решил…. ,— Увековечить свое имя и построил Невьянскую башню.

Игра «Хорошо — плохо» .

Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства. Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Город. — это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д. ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.

Игра «Хорошо — плохо» 2 вариант (батл).

Например Город – это (1 команда). Хорошо: Ярко светит солнце. (2 команда) Плохо – жарко и нечем дышать. и т. д.

Игра «Мои загадки».

Цель: учить выявлять признаки объекта (функции, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не….».

Модель составления загадок и сравнений Объект. Свойства. Объекты с аналогичными свойства ми. Данные заносим в таблицу. Допустим, сочиняем загадку о березке.

Какой? Что такое же?

белоствольная снег

стройная девушка

высокая столб

Какой? Что такое же? Белоствольная – снег; стройная – девушка; высокая – столб. Разделив каждую пару выражениями «но не» или «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки: «Белоствольная, но не снег», «Высокая, но не столб», «Стройная, но не девушка». Или же: «Белоствольная, как снег», «Высокая как столб», «Стройная как девушка»и т. д.

Возможен другой вариант, когда объект сравнивается с другими предметами и при этом указываются отличия. Объект. Схожий объект. Отличия

Например, рассматриваем объект – планета Земля.

На что похож? Чем отличается?

мяч огромный

воздушный шарик прочный

яблоко несъедобный

На что похож? Чем отличается? Получилась загадка: «Как мяч, но огромный, Как воздушный шарик, но прочный, Как яблоко, но несъедобный.»

Модель работы по прямой аналогии. Объект Описание функции Прямой перенос их на объект. Рассматриваемый объект – Колобок.

Что делает? Что такое же?

катится колесо

скачет заяц

пахнет цветок

Что делает? Чем такое же? Получаем: «Катится, но не колесо, Скачет, но не заяц, Пахнет, но не цветок». После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Практическое задание: Каждая команда, используя таблицу, придумывает загадку и загадывает ее второй. (Самовар. Молоток)

Игра «Сказка переехала».

Цель: учить определять время и место происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев.

Педагог : давайте вспомним знакомую сказку «Колобок» и переселим сказку в другое место и время. Например : жили были бабушка и дедушка. Просит дед бабку «испеки мне колобок». Бабка колобок испекла и положила его остужать на окошко, а жили они на 10 этаже многоквартирного дома….

Предлагается зарисовать схематично, что было дальше в сказке и рассказать.

Игра «Закончи сказку»

Цель: учить придумывать различные варианты окончания сказок.

Педагог : например, знакомим детей со сказами П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Рассказываем сказку до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.

«Тут прыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то бублики да крендельки посыпались…»

Метод фокальных объектов.

При знакомстве с Таволожской керамикой можно применить метод фокальных объектов. Например: при лепке тарелок предлагаем слепить самую интересную и неожиданную тарелку и объяснить для чего она нужна. (Большеухая тарелка. Тарелка с большими ушами, за которые ее удобно брать и переносить, как кастрюлю. Толстоногая тарелка. Тарелка на ногах сама приходит, когда ее позовешь. Тарелка с хоботом. Тарелка набирает хоботом воду из раковины и сама себя моет, как слон. Теплая тарелка. Глубокая тарелка со встроенной батареей, всегда теплая, чтобы суп в ней не остывал. Тарелка с пуговицами. К такой тарелке можно пристегнуть вилку и ложку на петлях, чтобы они не потерялись.)

Использование элементов ТРИЗ во время проведения совместной деятельности, позволяет снять у дошкольников психологические барьеры, боязнь перед новым, неизвестным, приучает детей не следовать готовым штампам, образцам, а учат искать как можно больше собственных решений. ТРИЗ побуждают детей на поиск истины и сути, на выявление противоречивых свойств предметов, явлений объектов, а затем на стремление нахождения самостоятельных путей решений этих противоречий. Воспитанники вовремя проведения совместной деятельности становятся активными участниками, а не пассивными слушателями, познание прошлого и настоящего родного города, воспитание любви к малой родине идет путем собственных открытий через игровые приемы ТРИЗ, проблемные ситуации, поисковую и исследовательскую деятельность.

Спасибо за внимание!

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»
Фото «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»
Мастер-класс для педагогов ДОУ - фото
Публикации по теме:

Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности Инновационные технологии и методики дошкольного образования Воскобоева Г. С., воспитатель «МБДОУ Д/С № 375 г. Челябинска» Использование.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте» Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Конспект НОД по изобразительной деятельности на тему «Природа родного края» Мастер-класс для педагогов ДОУ Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Природа родного края» Педагог дополнительного образования.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии. Эбру (нетрадиционные технология)» Ход мастер-класса: - Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер классе. Начать свой мастер класс я хотело бы со стихотворения.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование технологии Синквейн в речевом развитии дошкольников» Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Мастер-класс для педагогов «Использование игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Мастер класс для педагогов Использование игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» для развития познавательно-интеллектуальной.

Мастер-класс для педагогов «Использование интерактивной доски в деятельности педагога при работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов «Использование интерактивной доски в деятельности педагога при работе с дошкольниками» Цель: Использования интерактивной.

Мастер-класс по познавательному развитию при помощи экспериментальной деятельности для педагогов ДОУ Цель: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 17:10
+74Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»» (включая файлы) размещена пользователем марина дортанс (УИ 302414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД