Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология в музыке»

Герел Убушаева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология в музыке»

Цель мастер-класса :

- Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально - игровой деятельности и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Экология в музыке“» размещена в разделах

- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

- Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию у детей воображения, творческих и музыкальных способностей, певческого диапазона, фонематического восприятия через звуки; тактильно-двигательной активности, координации движений, умение согласовывать свои движения с музыкой.

- Убедить педагогов в важности и целесообразности воспитания заботливого и бережного отношения к природе, любовь к родному краю посредством использования музыкального материала.

Ожидаемый результат:

- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ в экологическом воспитании дошкольников.

Материалы и оборудование:

Бокалы, карандаши, мусор, снежинка, хрустящие комочки из целлофана, новогодние украшения для ёлки; корзиночки, сумочки, мешочки, бочонок с мёдом и вареньем; угощение для лесных жителей; музыкальный центр, фонограмма свиста ветра, презентация

Структура мастер-класса :

1. Теоретическая часть:

2. Практическая часть – занятие с педагогами с использованием музыкально-игровых движений, инсценированием песен и музыкальных игр.

3. Рефлексия – итог мастер-класса.

1. Теоретическая часть «Музыка как средство в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Наша задача - воспитать отзывчивых и добрых детей, научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманистическому отношению ко всему живому.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которую даёт музыка.

Уже в раннем возрасте дети воспринимают образы животных в игрушках, а взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы («Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т. д.)

Дети постарше с удовольствием слушают и поют песенки про животных, птиц и насекомых («Песенка про кисоньку» Б. Брянского, «В траве сидел кузнечик» Н. Носова, «Птичка» Д. Тухманова и т. д.)

Дети сопереживают зайке, который заболел («Зайка болеет» В. Сидоров, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных.

Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.

У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

В процессе занятий формируется и любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.

Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.

Использование музыки на занятиях по экологическому воспитанию приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников: учит любить, ценить, страдать. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

2. Практическая часть.

Музыкальный руководитель. Чародейкою зимою околдован лес стоит –

И под белой бахромою, неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит (Ф. Тютчев) (слайд).

Дорогие, коллеги! Сегодня я предлагаю вам на время стать детьми и хочу пригласить вас на прогулку в зимний сказочный лес. Там мы увидим много интересного, полюбуемся его зимней красотой, встретимся с его лесными жителями-птицами и зверюшками. Узнаем, как они живут зимой в лесу.

Вижу - все готовы к прогулке: тепло оделись, и подарки лесным жителям не забыли взять.

Вот волшебная дорожка, в зимний лес она зовёт

Веселей шагайте ножки, пусть никто не отстаёт!

(Под музыку дети идут по залу друг за другом)

Вот мы в зимний лес попали, мы тут раньше не бывали

Ах, какой красивый лес, здесь полным-полно чудес!

(Обратить внимание на следы)

1. Посмотрите, снег искрится - это же прошла лисица, заметая снег хвостом

2. Тут в припрыжку за лисицей в ясный день гуляли птицы

3. Здесь проехали лыжах, и сверкает на морозе серебристый гладкий след

4. А на утренней пороше отпечатались калоши - это бродят внук и дед

5. Дальше след замысловатый по низине до холма. Это заяц напечатал:

«Здравствуй, зимушка-зима!»

(Проходят вдоль следов, имитируя повадки животных)

И привёл всех на пенёчки (Дети садятся на стулья)

Музыкальный руководитель. Ребята, вы только посмотрите вокруг!

Как здесь красиво! А что вы видите вокруг?

Ответы детей (Снег, сугробы, деревья, следы птиц и зверей)

Музыкальный руководитель. А как вы думаете, кто здесь живет?

Ответы детей (медведи, зайцы, лисы и т. д.)

Музыкальный руководитель. Вот мы с вами и в лесу, а что мы будем делать, если вдруг потеряемся?

Дети. Надо покричать, позвать друг друга: «Ау!».

Музыкальный руководитель. Правильно. Давайте потренируемся на всякий случай. Давайте покричим «Ау!».

Упражнение «Ау» - основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой.

Музыкальный руководитель. Ребята, многие композиторы, поэты, живописцы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.

Сегодня я хочу познакомить вас с музыкальным произведением П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Композитор каждому месяцу года посвятил музыкальное произведение. Декабрь – это первый месяц зимы. (слайд) Музыка унесет нас далеко-далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром. Хотите послушать? Слушайте!

Слушание музыки «Декабрь» П. Чайковского из цикла «Времена года»

Музыкальный руководитель. Какая это музыка? О чем она вам рассказала? Что вы услышали или увидели? Что вы представляли, когда слушали эту музыку? А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами. Вот снежинка, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.

Дети, передавая снежинку, придумывают слова о зимнем лесе, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Лес сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный)

Музыкальный руководитель. (Звук ветра) Послушайте ребята, что случилось? (Ёжится) Ой, что-то холодно стало. А вам ребята? Вот пещера, спрячемся туда! Как тут сухо и тепло, вот ветер здесь и переждем. А чтобы нам не было скучно, давайте распоёмся.

Дети поют распевку «Да-да-да, вот настали холода!»

Музыкальный руководитель. Разогрели горлышки и язычки? А теперь споём песню «Зимняя сказка» А. Пинегина, А. Усачёва. Не забывайте про правильное интонирование, мягкую атаку звука и правильно делайте вдох.

Исполняется «Зимняя сказка». Проецируются слайды

Музыкальный руководитель. (Прислушивается) А вот, кажется, и ветер прекратился. Давайте выйдем из укрытия. Только посмотрите сюда, что это такое под деревом? Пустые баночки из под йогурта, чипсов, коробки из под сока. Это ещё осенью какие-то туристы тут столько мусора оставили.

И вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой! (собирают мусор)

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, мусор, который мы с вами собрали, может стать и не мусором, а даже очень нужными предметами, а точнее музыкальными инструментами. Посмотрите. (презентация)

Музыкальный руководитель. А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и послушать музыку зимы (звук метели, хруст снега). Откройте глаза и обратите внимание на экран. Что видите на экране?

На экран проецируется кружение снежинок

Музыкальный руководитель. Посмотрите, какие красивые снежинки кружатся в воздухе.

Посмотрите-кружится снежинка,

Словно одуванчика пушинка

Долго наблюдаем мы за ней:

Как она мелькает средь ветвей.

Плавно опустилась на сучок,

Замерла как белый паучок (С. Пронин)

Зимний пушистый снег - это бывшие дождинки, замёрзшие на зимнем ветру. Снежинки легки, невесомы, музыку их воздушного танца почти невозможно услышать, но её можно придумать. Давайте придумаем для снежинок музыку. Вы согласны?

У нас сегодня необычные музыкальные инструменты - красивые хрустальные вазы. Если до них слегка дотрагиваться музыкальным молоточком – можно услышать красивые хрустальные звуки. Вот послушайте. (Показать приёмы игры)

Я предлагаю вам пофантазировать и сочинить свою сказочную музыку. Ну что, попробуем?

Включает в записи пьесу А. Стоянова «Снежинки». Все играют на хрустальных вазах, придумывая свою мелодию.

Музыкальный руководитель. Вам понравился наш оркестр? Это Дед Мороз своим волшебным посохом играл на сосульках вместе с вами вальс для снежинок.

Красоту природы можно выразить не только словами и музыкой, но и в танце. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снежинки. Я думаю, у вас сейчас красиво получится передать музыкальное настроение в красивом танце. Давайте потанцуем, пофантазируем.

(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс».

По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.

Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

Музыкальный руководитель. Холодно в лесу. Не слышно весёлого щебетанья птиц. Посмотрите внимательно по сторонам. Может кто-то из вас заметит их?

Дети оглядываются по сторонам и замечают сидящих на ветках фигурки снегирей. (на экране)

Музыкальный руководитель. Давайте подойдём поближе. Пойдем по зимней тропинке.

Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой «Снегири»

Музыкальный руководитель. Вот на ветках, посмотри (дети качают руками над головой).

В красных майках снегири (повороты туловищем,

Распустили пёрышки (частые потряхивания кистями рук,

Греются на солнышке (прыжки на двух ногах,

Головой вертят (повороты головы,

Улететь хотят (бег на месте с махами рук).

Подождите, снегири! Не улетайте! Дети, давайте угостим птиц. Вешайте кормушки, доставайте угощение, которое вы им приготовили.

Дети с помощью взрослых вешают на ветки кормушки и насыпают в них зёрна, крошки, семечки.

Музыкальный руководитель. Не часто можно встретить на зимних тропинках лесных зверей. Но до зимы, всю осень, они трудились. А кто мне скажет как? (утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки). Давайте посмотрим, как зимуют лесные звери.

Все подходят к «сугробу-домику» зайчат.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, какой сугроб. И ушки из него торчат. Чей же это домик? А ну-ка, угадайте:

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь.

С длинными ушами.

Дети. Заяц!

Музыкальный руководитель. Скажите, а как зайцы к зиме готовятся? Впадают ли они в зимнюю спячку?

Дети высказывают предположения: меняют шубку - она становится белой. Так зайчик не заметен на снегу, и ему легче спрятаться и убежать от хищников: волка и лисы. Зимой зайцы не спят.

Музыкальный руководитель.

Холодно зимой зайке.

Давайте зайку пожалеем

И игрой его согреем.

Игра «Зайка беленький…»

Музыкальный руководитель. Делают ли зайцы себе запасы пищи (Нет, не делают). А тогда чем же они питаются зимой? (Корой деревьев, сухой травой, корешками, добывая всё из-под снега). Давайте отдадим наше угощение зайчатам. Какому угощению они обрадуются?

Дети оставляют возле «норки» морковку, капусту, траву, яблоки.

Музыкальный руководитель. Пойдемте дальше (подходят к другому сугробу, из которого идёт «пар»).

Слушайте мою загадку:

Все тропинки, все дорожки белым снегом замело.

А у Бурого в берлоге тихо, сухо и тепло.

Над берлогой пар струится - лежебоке лето снится.

Догадайся и ответь - кто в берлоге той?

Дети. Медведь!

Музыкальный руководитель. Ребята, а как вы думаете, сейчас, зимой, мишку можно будить? (Нет, зимой медведя тревожить нельзя, потому что он впадает в спячку.) Давайте проведём с вами игру «Медведь».

Проводится речевая игра «Медведь» Т. Алёхиной на стихи И. Токмаковой.

Дети возьмите в руки «комочки» (из сильно шуршащей бумаги, одновременно выполняйте движения и проговаривайте слова:

Как на горке снег, снег

И под горкой снег-снег (шуршат целлофаном)

А под снегом спит медведь (сопят или храпят)

Тише, тише. Не шуметь (поворачиваясь друг к другу, прикладывают палец к губам: «Тсс, тсс.»)

Музыкальный руководитель. Весной, когда медведь выйдет из спячки, он будет очень голодный, совсем без сил, давайте оставим ему угощенье. Думаю, он очень порадуется нашему сюрпризу. А какое угощенье его больше всего обрадует?

Дети высказывают свои предположения и оставляют у «медвежьей берлоги» мёд, варенье, сушёные ягоды.

Музыкальный руководитель. А теперь послушайте ещё одну загадку:

На ветке не птичка, зверёк-невеличка. Мех тёплый, как грелка. Кто это?

Дети. Белка!

Музыкальный руководитель. Правильно. А вы знаете, где у белочки домик? (на дереве, в дупле). Предлагаю вам на время превратиться в белочек и показать, как они готовятся к зиме.

Покружитесь, покружитесь- В белочек все превратитесь!

Дети кружатся и одевают шапочки-ушки белочек. Проводится инсценировка «Песни белочек» Е. Еранцевой // Музыкальный руководитель. -2009.-№7.- с. 23 и Музыкальный руководитель. - 2007.-№6.-с. 54).

Музыкальный руководитель. А теперь опять станем ребятками:

Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!

Дети кружатся; снимают шапочки белочек.

Музыкальный руководитель. Надо угостить наших белочек. Какое угощение вы ей принесли? (отдают сушёные грибы, орехи, жёлуди). Вот и накормили мы всех лесных жителей. Ребята, какие вы молодцы, что позаботились о них. Я думаю, что наше угощение поможет им пережить холодную зиму.

Музыкальный руководитель. (поёживаясь).

По-моему, мороз крепчает. Что-то холодно стало. Пора нам домой возвращаться, пока все тропинки в лесу не замело. Вам понравилось в лесу? Теперь вы знаете, как живут звери зимой и мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. Вы очень дружные и добрые дети.

Под музыку дети покидают зал.

Публикации по теме:

Лэпбук «Экология». Детский мастер-класс (старшая группа)Лэпбук «Экология». Детский мастер-класс (старшая группа) Про лэпбуки написано много и подробно, поэтому не буду повторяться и объяснять «что это такое и с чем это едят», все мы уже это прекрасно.

Мастер-класс для педагогов «Поделки из бумаги»Мастер-класс для педагогов «Поделки из бумаги» Сегодня в нашем детском саду прошел мастер-класс "Поделки из бумаги". Мастер-класс проводил наш педагог. Такую замечательную шляпку можно.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций» Добрый день уважаемые коллеги! Внимательно рассмотрите аудиторию, коллег сидящих рядом. Сейчас вы примите участие в игровом упражнении «5.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Чудеса пластилинографии» План-конспект мастер-класса Тема: Пластилинография – увлекательное и полезное занятие для детей. (для педагогов ДОУ) Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Картина ощущений»Мастер-класс для педагогов «Картина ощущений» Добрый день, уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня Вашему вниманию хочу предложить мастер- класс для педагогов, который я.

Мастер-класс для педагогов «Кукла-оберег»Мастер-класс для педагогов «Кукла-оберег» Уважаемые, коллеги! Приближается праздник - 8 Марта. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины. Так хочется, чтобы все женщины.

Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека»Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека» Многие убедились на собственном опыте, что ТРИЗ - методика с интересом воспринимается детьми, вносит оживление и увлекательность в образовательный.

Мастер-класс для педагогов «Вяжем Петеньку»Мастер-класс для педагогов «Вяжем Петеньку» «Вяжем Петеньку» Цель: создание нового образа для занятий с детьми Материал: красная, белая, желтая пряжа; крючок N 2; 4; пуговица.

Мастер-класс для педагогов «Эксперименты с магнитами»Мастер-класс для педагогов «Эксперименты с магнитами» Мастер-класс для педагогов «Эксперименты с магнитами»Цели: распространение педагогического опыта; углубление представлений участников мастер-класса.

Мастер-класс для педагогов с использованием парашюта Мастер – класс: Использование нетрадиционного оборудования «Парашют»как средство совершенствования двигательных способностей, физических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология в музыке»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 16:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология в музыке»» (включая файлы) размещена пользователем Герел Убушаева (УИ 1440520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД