Лавренко Жанна
Мастер-класс для педагогов «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов : «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
Автор: Лавренко Жанна Леонидовна МДОБУ №13 «Весна», г. Новокубанск
Цель мастер класса :
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Множества
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии – кругов Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.
Задача:
1. Познакомить с кругами Эйлера.
2. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию логического мышления.
Ход мастер класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».
В настоящее время очень актуальны игровые STEM технологии. STEM — это новый подход в образовании, когда знания объединены, а ребёнок получает новые путем решения творческих задач. Взаимодействуя с развивающими пособиями «Кодики-ходики», «Диаконт», «Блоки Дьеныша» дошкольники обучаются выстраивать алгоритм, составлять программы, находить нестандартный подход решения логических задач. Самое главное в них формируется ключевые компетенции: деятельностная компетентность; коммуникативная компетентность; информационная компетентность; социальная компетентность. Поэтому STEM технологии являются одним из приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений. (Слайд № 2)
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. (Слайд № 3).
Типы кругов Эйлера : пересеченные круги, один вложенный в другой. С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования (Слайд № 4).
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. С помощью развивающих блоков Дьенеша, рассмотрим некоторые игровые упражнения с использований кругов Эйлера. Педагог с детьми выясняют, как следует называть каждую из образовавшихся зон множеств: 1 – я внутри круга; 2- я вне круга. (Слайд № 5)
Возьмем один круг и попросим детей поместить только желтые фигуры. Все желтые фигуры я надеюсь, окажутся в кругу. Каждый раз мы будем говорить о зонах множеств. (Слайд № 6).
Хорошо по цвету, фигуры сложили. Теперь мы можем сложить фигуры по форме. В данной игре могут участвовать две команды. Отлично, замечательно с заданием все справились. Формы сложили, сравнили. Никаких споров возникнуть не может, потому что мы взяли не пересекающиеся множества по одному признаку – форме. Каждый раз мы будем говорить о зонах множеств. (Слайд № 7)
По мере усвоения материала задания постепенно усложняются с одновременным использованием формы и цвета. Такие игры можно использовать в старшей группе. Также у нас есть две команды, два круга. Попросим «расселить» геометрические фигуры: в 1 зону желтые, а во 2 зону квадратные. Давайте посмотрим что получилось? Вторая команда увидела недостачу – нахватает желтого квадрата. Воспитатель может понаблюдать, как ребята выйдут из этой ситуации и когда же дети догадаются, что квадрат будет правильно положить и в этот и в другой круг. Но хорошо если дети догадаются положить его здесь. (Слайд № 8)
А еще лучше, если кто-то сделает открытие и множества квадратных и желтых пересекутся, а квадрат окажется и в зеленом и в желтом круге. И это зона будет называться пересечением множеств квадратных и желтых фигур. Каждый раз мы будем говорить о зонах множеств. (Слайд № 9)
Сейчас я вас научу игре, которую можно предлагать детям подготовительной группы, а также проиграть вместе с родителями на родительском собрании и придать этому собранию соревновательный характер. Вы предлагаете взять три круга и выполнить задание с которыми справляются ваши дети. Мы положим задания состоящие из трех признаков- цвет, форма, размер. Обратите внимание родителей, что им необходимо разложить фигуры по признакам, учитывая все зоны пересечения. Также напомнить, что необходимо делать все последовательно: все красные фигуры складываются в данный круг, во втором все квадратные, в третьем все маленькие. Обязательно берем все фигуры вне кругов. Далее переходим к зонам пересечения кругов. (Слайд № 10)
Смотрите, какая красота у нас получилась, какую сложную задачу нам удалось решить, но рассуждая доступно и понятно каждому ребенку в подготовительной группе. (Слайд № 11)
ВЫВОД:
Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребёнку при подготовке к обучению в школе. (Слайд № 10)
Спасибо за внимание.